Вступление России в ВТО. Экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
o Уяснить цели и задачи вступления России в ВТО;
o Проанализировать перспективы и проблемы вступления России в ВТО;
o Проанализировать влияние вступления в ВТО на экономику России.

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1. Структура и функции ВТО 7
2. Основные соглашения и принципы ВТО 12
3. Условия присоединения к ВТО 16
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО 20
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России 23
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику 28
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 309.00 Кб (Скачать)

Вступление  России в ВТО. Экономический  аспект

Содержание

Введение           5

Глава 1. Основы функционирования ВТО

    1. Структура и функции ВТО      7
    2. Основные соглашения и принципы ВТО   12
    3. Условия присоединения к ВТО     16

Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО

    2.1. Цели  и задачи присоединения России  к ВТО   20

    2.2. Преимущества  торговой системы ВТО для России  23

    2.3. Влияние  вступления в ВТО на российскую  экономику 28

Заключение          31

Список  литературы         34

Приложения          35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

      Вступление  России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) – один из центральных вопросов экономической политики.

      Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. ВТО является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира, на которые приходится более 90% мирового товарооборота. Находясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле.

      В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Присоединение к ВТО самым непосредственным образом повлияет на внешнеторговую, промышленную и инвестиционную политику в стране; на конкурентную среду; затронет взаимосвязь и взаимодействие национальной экономики с мировой, определит многие стороны участия России в международной торговле. Вступление в ВТО может стать своего рода точкой отсчета, с которой начнется перестройка экономики России. И уже который год власти периодически заявляют, что “именно сейчас вопросы присоединения приобрели реальные очертания”. И что “наконец наступает конкретная фаза”. Но она так и не наступила — ни в 96-м, когда мы уже было почти вступили в ВТО, ни в 97-м, ни в 2009-м.

      Объектом исследования курсовой работы является Всемирная Торговая Организация.

      Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную Торговую Организацию.   Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    • Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
    • Уяснить цели и задачи вступления России в ВТО;
    • Проанализировать перспективы и проблемы вступления России в ВТО;
    • Проанализировать влияние вступления в ВТО на экономику России.
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Основы функционирования ВТО 

1.1. Структура и функции ВТО 

      Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше  в 1994 г.) сменила Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенное сразу после Второй мировой войны, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда.            ВТО объединяет ГАТТ с решениями Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.             Принципиальные различия между ВТО и ГАТТ: 

1. ГАТТ  представляло собой свод правил (многостороннее соглашение), объединяющий соглашения (заключенные начиная с 1980 г.) выборочного характера и Секретариат.

      ВТО является постоянно действующей  организацией, имеющей дело с обязательствами  абсолютно для всех ее членов.

  1. ГАТТ использовалось как «временный базис». Обстоятельства ВТО являются полноценными и постоянными.

      Правила ГАТТ распространялись на торговлю товарами. ВТО занимается также торговлей  услугами и связанными с торговлей  аспектами интеллектуальной собственности. В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после Второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).

      "Главные  задачи ВТО - либерализация международной  торговли, обеспечение ее справедливости  и предсказуемости, способствование  экономическому росту и повышению  экономического благосостояния  людей. Страны-члены ВТО решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств".4]

      С конца 1995г. в ВТО  практикуется принятие решений на основе консенсуса, что является дополнительным стимулом к укреплению согласия в рядах ВТО, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений соглашений по товарам, услугам, ТРИПС, освобождение от принятых обязательств (вейвер) принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие прав и обязательств участников, а также принятие новых членов требует 2/3 голосов.                                                                                         
  Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года. Первая конференция в Сингапуре в декабре 1996 г. подтвердила курс стран-участниц на либерализацию торговли и добавила к существующей организационной структуре ВТО три новые рабочие группы, занимающиеся вопросами соотношения между торговлей и инвестициями, взаимодействия между торговлей и политикой конкуренции, а также прозрачностью в области государственных закупок. Вторая конференция, проведенная в 1998 г. в Женеве, была посвящена 50-летию ГАТТ\ВТО; кроме того, на ней члены ВТО договорились об изучении вопросов мировой электронной торговли. Третья конференция, которая была созвана в декабре 1999 года в Сиэтле (США) и должна была принять решение о начале нового раунда торговых переговоров, закончилась фактически безрезультатно. В ноябре  2001 г. в Дохе (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой был принят документ «Повестка развития Дохи» в соответствии которым начались переговоры по ряду направлений, касающихся «встроенной повестки», промышленных тарифов, правил ВТО (субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), ТРИПС, договоренностей по урегулированию торговых споров. В рамках профильных комитетов велась работа по переговорам в других областях (торговля и экология и т.д.). Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурским вопросам»  консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития  Дохи». С учётом  остающихся противоречий между различными  странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений. Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета»  договоренностей  2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.

      Хотя  результаты гонконгской встречи  носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит  в том, что странам-членам удалось  избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как  института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.

          Министерская конференция ВТО учреждает Комитет по торговле и развитию, Комитет по ограничениям в целях обеспечения равновесия платежного баланса, Комитет по бюджету, финансам и администрации, а также Комитет по торговле и окружающей среде, Комитет по региональным торговым соглашениям и ряд других органов.

      Министерская  конференция назначает Генерального директора  ВТО. С 1 сентября 2005 г. Гендиректором является Паскаль Лами, бывший Комиссар ЕС по торговле.

      Под руководством Генсовета работают Совет  по торговле товарами, Совет по торговле услугами и Совет по ТРИПС, а также ряд других органов. В рамках этих Советов учреждены Комитеты по Соглашениям и переговорные группы, членство в которых открыто для всех участников ВТО. Также функционирует  другие специализированные органы.

      В подчинении Министерской конференции  находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности 
        Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.  
        Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.  
         Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами. Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.

      Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

      Рабочие языки ВТО – английский, французский  и испанский. Между сессиями Министерских конференций по мере необходимости (8-10 раз в год) для решения текущих и процедурных вопросов созывается Генеральный Совет, состоящий из представителей всех участников организации. Кроме того, Генсовет администрирует деятельность Органа по разрешению споров и Органа по обзору торговой политики.

      Членство. В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали все Договаривающиеся Стороны - участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений Уругвайского раунда.

  В  настоящее время полноправными  участниками ВТО являются 153 государства, причем только 25 из них стали новыми членами – Эквадор, Болгария (1996г.), Монголия, Панама (1997г.), Киргизия (1998г.), Латвия, Эстония (1999г.), Иордания, Грузия, Албания, Оман,  Хорватия (2000 г.), Литва, Молдова (2001г.), Китай (2001г.), Тайвань (2002г.), Армения (2003г.), Македония (2003г.), Непал (2004г), Камбоджа (2004 г.) и Саудовская Аравия (2005 г.), Королевство Тонга, Вьетнам (2007г.), Украина и Кабо-Верде (2008г.). [Ошибка! Источник ссылки не найден.]

         Около тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. числе Россия, Алжир, Казахстан, все государства СНГ (кроме Туркмении) находятся на различных стадиях присоединения. Помимо этого, свыше 60 международных организаций имеют статус наблюдателя в различных структурах ВТО, в т.ч. ООН, ЮНКТАД, МВФ, МБРР, ФАО, ВОИС, ОЭСР, региональные группировки, товарные ассоциации. Под эгидой ЮНКТАД/ВТО действует Международный торговый центр (МТЦ), оказывающий содействие развивающимся странам в сфере мировой торговли.[4]

Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект