Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа
Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
o Уяснить цели и задачи вступления России в ВТО;
o Проанализировать перспективы и проблемы вступления России в ВТО;
o Проанализировать влияние вступления в ВТО на экономику России.
Введение 5
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1. Структура и функции ВТО 7
2. Основные соглашения и принципы ВТО 12
3. Условия присоединения к ВТО 16
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО 20
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России 23
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику 28
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35
Страны-члены
ВТО взаимодействуют в рамках
недискриминационной торговой системы,
где каждая страна получает гарантии
справедливого и
Основные правила и принципы ВТО отражены
в многосторонних торговых соглашениях,
которые затрагивают торговлю товарами
и услугами, а также торговые аспекты прав
интеллектуальной собственности, разрешение
споров и механизм обзора торговой политики.
Товары. Ключевые принципы ВТО были
впервые сформулированы в ГАТТ 1947 года.
С 1947 по 1994 год ГАТТ представлял собой
форум для проведения переговоров по снижению
таможенных пошлин и других торговых барьеров;
текст Генерального соглашения оговаривал
важные правила, в частности, недискриминацию.
Впоследствии в результате переговоров
Уругвайского раунда (1986-1994) основные принципы
были расширены и получили развитие и
уточнение в других соглашениях. Так, были
созданы новые правила по торговле услугами,
по важным аспектам интеллектуальной
собственности, по разрешению споров и
обзорам торговой политики.
ГАТТ является основным сводом правил
ВТО по торговле товарами. Его дополняют
соглашения, касающиеся специфических
секторов, таких как сельское хозяйство
и текстиль, а также отдельных тем, например,
государственной торговли, стандартов
на различную продукцию, субсидий и действий,
предпринимаемых против демпинга.
Два фундаментальных принципа ГАТТ –
это недискриминация и обеспечение доступа
на рынок.
Принцип недискриминации реализуется
через применение режима наиболее благоприятствуемой
нации (РНБ), при котором страна обеспечивает
одинаковые условия торговли для всех
участников ВТО, и национального режима,
при котором импортированные товары не
могут подвергаться дискриминации на
внутреннем рынке.
Доступ на рынок обеспечивается, помимо
применения РНБ и национального режима,
также путем отмены количественных ограничений
импорта в пользу таможенных тарифов,
которые являются более эффективным средством
регулирования товарооборота, а также
гласностью и прозрачностью в вопросах
торговых режимов стран-участниц.
Услуги. Принципы более свободного
экспорта и импорта услуг, независимо
от способа их поставки, будь то трансграничная
торговля, потребление услуг за рубежом,
коммерческое присутствие или присутствие
физических лиц, - были впервые документально
закреплены в новом Генеральном соглашении
о торговле услугами (ГАТС). Однако в силу
специфики торговли услугами режим наибольшего
благоприятствования и национальный режим
применяются здесь со значительными исключениями,
которые индивидуальны для каждой страны.
Аналогично, отмена количественных квот
носит выборочный характер, решения о
ней принимаются в ходе переговоров.
Члены ВТО берут на себя индивидуальные
обязательства в рамках ГАТС, в которых
они заявляют, какие из секторов услуг
и в какой степени они готовы открыть для
иностранной конкуренции.
Интеллектуальная собственность.
Соглашение ВТО по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности (ТРИПС)
представляет собой свод правил по торговле
и инвестициям в идеи и творческую деятельность,
в которых оговаривается, как интеллектуальная
собственность должна быть защищена в
процессе осуществления торговых операций. Под
“интеллектуальной собственностью”
понимаются авторские права, торговые
марки, географические названия, используемые
для наименования товаров, промышленные
образцы (дизайны), топологии интегральных
микросхем и нераскрытая информация, например,
торговые секреты.
Разрешение споров. Соглашение о правилах
и процедурах, регулирующих разрешение
споров, предусматривает создание системы,
в которой страны могли бы урегулировать
свои разногласия в ходе консультаций.
Если это не удается, они могут следовать
четко отлаженной поэтапной процедуре,
которая предусматривает возможность
решения вопросов группой экспертов и
дает возможность подавать апелляцию
на данные решения с соответствующим правовым
обоснованием.
Обзор политики. Задача механизма обзора торговой политики заключается в усилении прозрачности, в разъяснении торговой политики тех или иных стран, и в оценке последствий ее проведения. Политика всех стран-членов ВТО подвергается регулярному “рассмотрению”; в каждом обзоре содержатся отчеты соответствующей страны и Секретариата ВТО.
Сфера деятельности ВТО охватывает уже более 4/5 мировой торговли. Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
- рост торгового обмена товарами и услугами;
- сокращение
тарифных и нетарифных
- деятельность
на основе принципа
- прогрессивное
снижение таможенных тарифов
в ходе периодически
- взаимность
в предоставлении торгово-
- прозрачность торговой политики;
- разрешение
торговых споров путем
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями.
1.3.
Условия присоединения
к ВТО
В
настоящее время считают, что
мировая торговая система должна
соответствовать следующим пяти
принципам:
1) Отсутствие дискриминации
в торговле. Ни одно государство не должно
ущемлять какую-либо другую страну, накладывая
ограничения на экспорт и импорт товаров.
В идеале, на внутреннем рынке любой страны
не должно быть никаких различий в условиях
продажи между иностранной продукцией
и национальной.
2) Снижение торговых (протекционистских)
барьеров. Торговыми барьерами называют
факторы, снижающие возможность проникновения
зарубежных товаров на внутренний рынок
какой-либо страны. К ним относятся, прежде
всего, таможенные пошлины и импортные
квоты (количественные ограничения на
импорт). На международную торговлю влияют
также административные препоны и политика
определения обменных курсов валют.
3) Стабильность и предсказуемость
условий торговли.
Иностранные компании, инвесторы и правительства
должны быть уверены, что торговые условия
(тарифные и нетарифные барьеры) не будут
изменены внезапно и произвольно.
4) Стимулирование
соревновательности
в международной торговле.
Для равноправной конкуренции фирм разных
стран надо пресекать «несправедливые»
приемы конкурентной борьбы – такие как
экспортные субсидии (помощь государства
фирмам-экспортерам), использование демпинговых
(преднамеренно заниженных) цен для захвата
новых рынков сбыта.
5) Льготы в международной
торговле для менее
развитых государств.
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим,
но он необходим для втягивания в мировое
хозяйство слаборазвитых стран периферии,
которые заведомо не могут на первых порах
конкурировать с развитыми странами на
равных. Поэтому считается «справедливым»
представление слаборазвитым странам
особых привилегий.
В целом ВТО пропагандирует идеи фритредерства
(свободной торговли), борясь за устранение
протекционистских барьеров.
Процедура
присоединения ко Всемирной торговой
организации, выработанная за полвека
существования ГАТТ/ВТО, многопланова
и состоит из нескольких этапов. Этот процесс
занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках специальных
Рабочих групп происходит детальное рассмотрение
на многостороннем уровне экономического
механизма и торгово-политического режима
присоединяющейся страны на предмет их
соответствия нормам и правилам ВТО. После
этого начинаются консультации и переговоры
об условиях членства страны-соискателя
в данной организации. Прежде всего переговоры
касаются "коммерчески значимых"
уступок, которые присоединяющаяся страна
будет готова предоставить членам ВТО
по доступу на ее рынки (фиксируются в
двусторонних Протоколах по доступу на
рынки товаров и услуг), а также по формату
и срокам принятия на себя обязательств
по Соглашениям, вытекающих из членства
в ВТО (оформляется в Докладе Рабочей группы).
В свою очередь присоединяющаяся страна,
как правило, получает права, которыми
обладают и все другие члены ВТО, что практически
будет означать прекращение ее дискриминации
на внешних рынках. В случае противоправных
действий со стороны какого-либо члена
организации, любая страна сможет обращаться
с соответствующей жалобой в Орган по
разрешению споров (ОРС), решения которого
обязательны для безусловного исполнения
на национальном уровне каждым участником
ВТО.
В соответствии с установленной процедурой
результаты всех проведенных переговоров
по либерализации доступа на рынки и условия
присоединения оформляются следующими
официальными документами:
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда. На заключительном этапе присоединения происходит ратификация национальным законодательным органом страны-кандидата всего пакета документов, согласованного в рамках Рабочей Группы и утвержденного Генеральным советом. После этого указанные обязательства становятся частью правового пакета документов ВТО и национального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО. 1]
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. [2]
Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный мировой уровень.
Присоединение
к ВТО — это присоединение
России к сложившейся в мире развивающейся
практике правового и административного
регулирования международных экономических
отношений. Образно говоря, этот шаг означает
присоединение России к действующим правилам
движения товаров и услуг на мировом рынке.
Без этого шага успешная реализация прогрессивных
экономических реформ в стране вряд ли
может быть возможной, а внешняя торговля
окажется в исключительно трудных условиях
для развития.
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО.
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО. После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования. Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.[9]
Главная
задача ВТО — содействовать
Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект