Вступление России в ВТО. Экономический аспект

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение экономического аспекта вступления России во Всемирную Торговую Организацию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
o Изучить основы функционирования ВТО: структуру, принципы, функции, основные соглашения, условия присоединения стран в торговую систему;
o Уяснить цели и задачи вступления России в ВТО;
o Проанализировать перспективы и проблемы вступления России в ВТО;
o Проанализировать влияние вступления в ВТО на экономику России.

Оглавление

Введение 5
Глава 1. Основы функционирования ВТО
1. Структура и функции ВТО 7
2. Основные соглашения и принципы ВТО 12
3. Условия присоединения к ВТО 16
Глава 2. Проблемы и перспективы вступления России в ВТО
2.1. Цели и задачи присоединения России к ВТО 20
2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России 23
2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику 28
Заключение 31
Список литературы 34
Приложения 35

Файлы: 1 файл

моя курсовая.doc

— 309.00 Кб (Скачать)
  • Непосредственное участие в разработке норм, регулирующих международные торговые связи
  • Исключение ущемления прав России в сфере международной торговли, обеспечение достаточной степени защищенности отечественных производителей в условиях разумно открытой экономики на основе применения норм и правил ВТО
  • Обеспечение реального улучшения доступа на мировые рынки товаров и услуг, т.е. получение лучших и недискриминационных условий доступа для российских товаров и услуг на зарубежные рынки, особенно высокоэффективных видов изделий обрабатывающей промышленности
  • Улучшение торгово-политического режима по сравнению с нынешней ситуацией с учетом баланса прав и обязательств нашей страны в ВТО, содействие развитию экспортных возможностей страны и «облагораживанию» структуры российского экспорта;   
  • Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
  • Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
  • Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
  • Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.          Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.  
     Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[6]
 
 

2.2. Преимущества торговой системы ВТО для России

      Членство  какого-либо государства в ВТО  является в настоящее время важнейшим  условием его интеграции в мировую  экономику, создания благоприятных возможностей для наращивания своего экспорта.    Не будет преувеличением сказать, что установленные ВТО нормы являются, по сути дела, международным торговым законом. Находясь вне общего правового пространства, не будучи членом этой организации, любое государство обрекает себя на положение аутсайдера в международной торговле, ибо к нему не применяются общие правила. Это побуждает присоединиться к ВТО, но одновременно надо принимать и общие для его членов обязанности.           Вступив в ВТО, Россия получит возможность на равных вести переговоры по торгово-политическим вопросам. Сейчас практически все важнейшие проблемы многостороннего торгового сотрудничества – установление таможенных тарифов, использование количественных ограничений, согласование механизма разрешения торговых споров, совершенствование общей торговой практики – все это делается без влияния России. Мы пользуемся всеми этими решениями ВТО на практике, но никак не влияем на их принятие.            Кроме того, Россия, будучи членом ВТО, получит возможность защититься от одностороннего произвола в применении тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам. Присоединение России к ВТО не означает, что Россия стремится к каким-то льготам, привилегиям, она хочет стать равноценным участником международной торговли.          В скорейшей интеграции России в систему ВТО заинтересованы также и наши торговые партнеры, поскольку внешнеторговый режим России остается нестабильным. Чем быстрее Россия войдет в ВТО, тем быстрее наступит здесь стабилизация. Такое положение подталкивает партнеров к тому, чтобы принять Россию в ВТО. Вышесказанное наглядно демонстрирует преимущества, которые дает членство в ВТО.    С другой стороны, вступая в ВТО, Россия принимает на себя и обязательство соблюдать жесткие правила поведения. Если Россия не будет выполнять этих правил, будет нарушать дисциплину организации, то такого несговорчивого партнера в рамках ВТО фактически ожидает торговая война со всем торговым сообществом.         Преимущества системы ВТО доказывает не только тот факт, что практически все крупные торговые нации сейчас являются ее членами. Помимо чисто экономических выгод, которые достигаются путем снижения барьеров для свободного товарообмена, эта система положительно влияет на политическую и социальную ситуацию в странах-членах, а также на индивидуальное благосостояние граждан. Преимущества торговой системы ВТО проявляются на всех уровнях – отдельного гражданина, страны и мирового сообщества в целом.          Рассмотрим преимущества вступления России в ВТО на трех уровнях:   -Выгоды для потребителей;           - Экономические выгоды;          - Политические выгоды;                   - Выгоды для взаимоотношения между странами;     1. Выгоды ВТО для потребителей.  
 Понижение стоимости жизни.
Самая очевидная выгода свободной торговли для потребителя – это понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров. В результате снижения торговых барьеров дешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, в производстве которой используются импортные компоненты.  
 Импортные тарифы, государственные производственные субсидии (например, в сельском хозяйстве) и количественные ограничения импорта (к примеру, в торговле текстилем) в конечном итоге приводят не к желаемым результатам защиты отечественного рынка, а к повышению стоимости жизни. Система ВТО, поощряет конкуренцию и понижает торговые барьеры, в результате чего потребители выигрывают.       Более широкий выбор товаров и услуг – также несомненное преимущество свободной торговой системы для потребителя. Помимо готовой иностранной продукции, речь здесь идет и об отечественных товарах и услугах, ассортимент которых расширяется ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные части и оборудование. Импортная конкуренция стимулирует максимально эффективное отечественное производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции.  
 Кроме того, в результате более активного товарообмена развиваются новые технологии, как это произошло, к примеру, с мобильной связью. 
 Увеличение экспорта отечественной продукции также повышает доходы производителей, налоговые поступления в казну и, следовательно, доходы и благосостояние населения в целом.      2. Экономические выгоды.  
 Повышение доходов. Невозможно провести четкую грань между воздействием свободной торговли на потребителей, производителей и государство. Так, понижение торговых барьеров способствует росту торговли, что приводит к повышению как государственных, так и личных доходов. Эмпирические данные свидетельствуют: после Уругвайского раунда в результате перехода на новую систему торговых сделок мировой доход увеличился со 109 до 510 миллиардов долларов. Единый рынок на территории Европейского Союза также способствовал повышению доходов и благосостояния. 
 Повышение государственного дохода за счет деятельности успешных экспортеров позволяет перераспределить получаемые дополнительные ресурсы и помочь другим компаниям, сталкивающимся с иностранной конкуренцией, повысить производительность, расширить масштабы производства, улучшить свою конкурентоспособность или же переключиться на новые виды деятельности.  
 Повышение занятости. Развитие торговли ведет в долгосрочной перспективе к повышению занятости, особенно в экспортных отраслях экономики. Однако в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями практически неизбежны.  
 Протекционизм не может решить эту проблему. Напротив, повышение торговых барьеров вызывает снижение эффективности производства и качества отечественной продукции, что при ограничении импорта приводит к повышению цен на нее и негативно отражается на объемах продаж, а в конечном итоге и на количестве рабочих мест. Разумное использование защитных мер и эффективная схема перераспределения дополнительного государственного дохода могут помочь стране преодолеть трудности периода адаптации к системе свободной торговли.  
 Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности. Применение принципов ВТО позволяет повысить эффективность внешнеэкономической деятельности государства за счет, прежде всего, упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров. Как следствие, предсказуемость и прозрачность экономики привлекают партнеров и повышают товарооборот. Недискриминационный подход, прозрачность, большая определенность условий торговли и их упрощение – все это способствует понижению расходов компаний, оптимизации их деятельности и созданию благоприятного климата для торговли и инвестиций. 
 В свою очередь, приток капитала в страну, в частности, в форме прямых иностранных инвестиций, создает дополнительные рабочие места и повышает благосостояние населения в целом.       3. Политические выгоды.  
 Защита от лоббирования. У правительства появляется больше возможностей защищать себя от действий лоббистских групп, так как торговая политика осуществляется в интересах экономики в целом. 
 Борьба с коррупцией. Система свободной торговли также создает предпосылки для принятия разумных политических решений, борьбы с коррупцией и привнесения позитивных изменений в законодательную систему, что в конечном счете способствует притоку инвестиций в страну. Применение некоторых форм нетарифных ограничений, к примеру, импортных квот, неизбежно сопряжено с опасностью коррупции среди чиновников, распределяющих эти квоты и, следовательно, получения сверхприбыли компаниями-импортерами – т.н. “квотной ренты”. Сейчас в ВТО ведется работа по сокращению и устранению многих еще существующих квот, особенно на текстильные изделия. 
 Прозрачность и гласность, т.е. обеспечение доступности всей информации по правилам торговли для общественности; более четкие критерии по правилам, охватывающим вопросы безопасности и стандарты на продукцию; применение принципа недискриминации также оказывают положительное влияние на политическую обстановку, сокращая возможность произвольного принятия решений и обмана.  
4. Выгода системы ВТО для взаимоотношений между странами 
  Обеспечение равных шансов для всех участников.  
Система ВТО уравнивает шансы всех членов, предоставляя право голоса небольшим странам, ограничивая, таким образом, возможности экономического диктата более крупных государств, что было бы неизбежно при двусторонних переговорах. Более того, объединяясь в союзы, небольшие страны способны добиваться большего успеха на переговорах. В то же время крупные государства-участники освобождаются от необходимости вести переговоры по торговым соглашениям с каждым из своих многочисленных торговых партнеров, так как согласно принципу недискриминации достигнутые в ходе переговоров уровни обязательств автоматически распространяются на всех участников ВТО.  
 Эффективный механизм разрешения споров.
Система ВТО создает эффективный механизм для разрешения торговых споров, которые, будучи “предоставленными самим себе”, могли бы привести к серьезному конфликту. До Второй мировой войны такой возможности не было.  
 Каждый спор, выносимый в ВТО, рассматривается прежде всего с точки зрения действующих норм и правил. После принятия решения страны концентрируют свои усилия на его выполнении, и, возможно, последующем пересмотре норм и правил путем переговоров. С момента создания ВТО в 1995 году около 200 споров были вынесены на ее рассмотрение. Соглашения ВТО создают правовую основу для принятия четкого решения. 
  Увеличивающееся число споров, выносимых в ВТО, свидетельствует не о нарастании напряженности в мире, а скорее об укреплении экономических связей и увеличивающемся доверии стран к данной системе разрешения разногласий.  
 Укрепление международной стабильности.
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество.

2.3. Влияние вступления в ВТО на российскую экономику.

      Экономические выгоды от вступления России в ВТО  были рассмотрены выше. Но выигрыш от вступления России в ВТО может не оправдать ожиданий по целому ряду причин. Российская экономика находится сегодня в таком состоянии, что не может без большого ущерба для себя осуществлять принципы свободной торговли с другими странами. В условиях падения производства в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях, причиной которого является, в том числе нехватка сырья и материалов, предприятия-производители все больше ориентируются на экспорт. При этом потребности страны все более покрываются за счет импорта. Россия, находясь, по широкому признанию, в разгаре собственной “Великой депрессии”, сохраняет средний уровень импортного тарифа в 15% (вдвое меньше, чем в Китае) и практически не использует средства нетарифной защиты национального товаропроизводителя в условиях, когда доля импортных товаров на внутреннем рынке в целом превысила 50%, а по отдельным отраслям достигла 90% . Такая тенденция консервирует динамику все большего отставания России от других стран.      Многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке - для импорта в Россию. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остается места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”. Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придется открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.[5]      Сегодня в широком обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму 1-4 млрд. долл. ежегодно. Однако если брать во внимание стоимостной объем российского экспорта, то получается, что расширение доступа нашей продукции на рынки других стран реально имеет значение лишь для 5% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта, представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь - возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.             Особую проблему представляет приведение российского законодательства в соответствие с нормами ВТО и будущими обязательствами России в связи с ее присоединением. Более половины действующих сегодня федеральных экономических законов не соответствуют нормам ВТО. Предстоят кардинальные изменения ряда федеральных законов, прежде всего о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, корпоративного, налогового, бюджетного законодательства, десятка других законов и подзаконных актов, формирование новых правовых норм. Наиболее сложной и чувствительной сферой российского законодательства, связанной с присоединением к ВТО, является региональное законодательство, поскольку в настоящее время отсутствуют законодательные акты о разделении компетенций и ответственности между Федерацией и регионами в сфере внешней торговли. По мнению наиболее радикальных протекционистов, если российская внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведет к консервации ее технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придется уже сейчас.   
 

Заключение

           В рамках данной курсовой работы было изучено влияние вступления России в ВТО на экономику России.        Сопоставление результатов работы с поставленными задачами позволяет заключить следующее:

     -   изучены основы функционирования ВТО;

     -  выявлены цели и задачи вступления России в торговую систему:

    • приоритетное применение ценовых методов и механизмов в регулировании внешней торговли;
    • упразднение правительственных закупок;
    • приоритет многостороннего подхода к внешнеэкономическим отношениям;
    • расширение экспорта;
    • формирование адекватной системы защитных мер в отношении импорта.

     - рассмотрены перспективы и проблемы вступления России на четырех уровнях:

    1. Выгоды для потребителей, которые включают:         ▪ понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров;           ▪  более широкий выбор товаров и услуг;    
    2. Экономические выгоды:         ▪ Повышение доходов;          ▪ Повышение занятости;         ▪ Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
    3. Политические выгоды:          ▪ Защита от лоббирования         ▪ Борьба с коррупцией 
    4. Выгоды для взаимоотношения между странами.

    - проанализировано  влияние вступления в ВТО на  российскую экономику: выявлены  преимущества и недостатки.

     Я считаю, что задачи исследования полностью выполнены, поставленная цель достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

  1. Горбунова О. А., Минченкова И. В. ВТО: основы функционирования и проблемы присоединения России: Учебное пособие. — М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и К°», 2009.
  2. Колесов В. П., М. Н. Осьмова // Мировая экономика. Экономика зарубежных стран - М, 2000 г.
  3. Суэтин А. А. Международные валютно-финансовые отношения: электронный учебник — Электрон. дан. — М. : КНОРУС, 2008.
  4. Шреплер Х. А. Международные экономические организации: Справочник. - М.: Финансы и статистика, 1993.
  5. А. Лившиц: «Защитить своих» - («Известия», 10.03.2010)  
  6. В. Чуприн: «ВТО? Где? Когда?» - («Московский комсомолец», 09.03.2010)          
  7. И.Шувалов: «Россия ждет поддержки от бизнес-сообществ ЕС и США для ускорения вступления в ВТО трех стран Таможенного союза» – («ПРАЙМ-ТАСС», 04.02.2010)
  8. Информационный портал: www.strana.ru
  9. Официальный сайт ВТО: www.wto.ru
 
 
 
 
 
 
 

Приложения

Приложение 1

Приложение 2

 
Рис. 3. Баланс в регулировании рынка – условие  вхождения России в ВТО.

Приложение 3

Соглашения  ВТО

Многосторонние соглашения по торговле товарами:

Наименование соглашения Краткое описание
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г. Определяет  основы режима торговли товарами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере
Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1947. Определяет  основы режима торговли товарами, права  и обязательства членов ВТО в  этой сфере
Соглашение по сельскому хозяйству. Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки производства и торговли в этом секторе.
Соглашение по текстилю и одежде. Определяет  особенности регулирования торговли текстилем и одеждой
Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм. Определяет  условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля
Соглашение по техническим барьерам в торговле. Определяет  условия применения стандартов, технических  регламентов, процедур сертификации
Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей. Запрещает использовать ограниченный круг мер торговой политики, которые могут влиять на иностранные  инвестиции и быть  квалифицированы как противоречащие Ст.III ГАТТ (Национальный режим) и  Ст.XI (Запрет количественных ограничений)
Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 (таможенная оценка товаров). Определяет правила оценки таможенной стоимости товаров
Соглашение по предотгрузочной инспекции. Определяет  условия проведения предотгрузочных  инспекций
Соглашение по правилам происхождения. Определяет, что  под правилами происхождения  понимается совокупность законов, нормативных  актов и правил для определения  страны происхождения товаров
Соглашение по процедурам импортного лицензирования. Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта
Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам. Определяет  условия и процедуры применения субсидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием
Соглашение по применению Статьи VI ГАТТ 1994 (антидемпинг). Определяет  условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу
Соглашение по защитным мерам. Определяет  условия и процедуры применения мер для противодействия растущему импорту

 

Информация о работе Вступление России в ВТО. Экономический аспект