Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:52, курсовая работа
В процессе хозяйственной деятельности экономические отношения между людьми функционируют всегда как определенная система, включающая объекты и субъекты этих отношений, различные формы связи между ними. По словам В. Леонтьева, экономика каждой страны - это большая система, в которой много разных видов деятельности. Каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает что-либо от других, т.е. находится во взаимосвязи взаимозависимости от других звеньев.
Экономическая система - это особым образом упорядоченная система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.
Введение ……………………………………………………………………………………………….. 3
1. Понятие и структура экономической системы общества ……………... 4
2. Периодизация экономических систем ....………………………………………… 12
3. Генезис экономических систем ………………...…………………………………… 17
4. Особенности экономической системы Республики Беларусь.....……. 24
Заключение ………………………………………………………………………………………… 26
Список использованной литературы ………………………………………………… 27
Эта система господствовала ранее в СССР и странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.
Характерными чертами этой системы является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.
Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно - распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Полное «огосударствление» хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.
В странах с административно-командной системой решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.
Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как ''общественные'' целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.
Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а так же централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.
Отличительной
особенностью распределения продукции
являлось привилегированное положение
партийно-государственной
Государством также определена структура построения хозяйственных отношений между различными экономическими субъектами, а именно по процессу производства, обмена и распределения, а также оно устанавливает цены на товары и услуги. Однако в чистом виде функционирование данной системы не существует.
5. Смешанная экономическая система - это способ организации экономической жизни, при которой земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется, как рынками, так и при значительном участии государства.
Возникновение этой системы обусловлено тем, что рыночная экономическая система, несмотря на свою эффективность, не справляется с выполнением некоторых задач, необходимых обществу, например (содержание армии, регулирование законодательства и др.) Смешанная экономическая система предполагает сочетание частной собственности на подавляющую часть экономических ресурсов с ограниченной государственной собственностью. Государство участвует в решении основных экономических вопросов не с помощью планов, а путем централизации в своем распоряжении части экономических ресурсов. Эти ресурсы распределяются таким образом, чтобы компенсировать некоторые слабости рыночных механизмов. Смешанная экономическая система включает в себя элементы рыночной экономики: частную собственность, рынки ресурсов и товаров, частную и хозяйственную инициативу. Государство же выполняет функции перераспределения доходов и ресурсов, создания общественных благ, ослабления внешних эффектов. Основой смешанной экономики является частная собственность, но, на ряду с частным сектором, существует достаточно крупный государственный сектор. В него входят предприятия, капитал которых полностью или частично принадлежит государству. Главные экономические вопросы в рамках смешанной системы в основном решаются рынками, которые и распределяют преобладающую часть экономических ресурсов. Справляться с провалами рынка, правительству помогает значительный по объему набор различных экономических инструментов, один из которых – налогообложение. Оно позволяет, с одной стороны, собирать в казну средства для государственных расходов, а с другой, воздействовать на поведение граждан и фирм в желаемом для государства направлении. Как правило, в странах со смешанной экономикой, государство несет расходы на социальные нужды (помощь малоимущим, инвалидам и др. ).
Основной положительной чертой ее служит эффективность применения ресурсов и экономическая свобода производителей. Для смешанной экономике характерно внедрение новейших биотехнологий, а также производители имеют возможность свободного перемещения из отрасли в другие отрасли без указаний направления действий государством, т. е. по индивидуальному их предпочтению.
В возникновении экономических проблем единых подходов и методов по принятию общего решения не существует, т. к. для каждого общества характерно различное историческое прошлое, а также обладание культурными ценностями, различными обычаями и утвердившимися традициями.
Каждый вид экономической системы, реализуясь в условиях национальной экономики, приобретает свои особенности, обусловленные историей страны, её традициями, природной и социальной спецификой. Так складываются и различаются модели экономики. Из всех современных моделей выделим:
Германская модель — это модель социального рыночного хозяйства, которая расширение конкурентных начал увязывает с созданием особой социальной инфраструктуры, смягчающей недостатки рынка и капитала, с формированием многослойной институциональной структуры субъектов социальной политики.
В германской экономической модели государство не устанавливает экономические цели - это лежит в плоскости индивидуальных рыночных решений, - а создаст надежные правовые и социальные рамочные условия для реализации экономической инициативы. Такие рамочные условия воплощаются в гражданском обществе и социальном равенстве индивидов.
Американская модель экономики, которая основывается на свободном частном предпринимательстве и стремлении к личной выгоде и богатству. Характерна высокая производительность труда. Малообеспеченным слоям населения адресуются частичные льготы и пособия.
Японская модель опирается на приоритеты нации – высокое национальное самосознание, первичность национальных интересов и задач перед личными, трудовая дисциплина. Поэтому некоторое отставание уровня заработка от производительности труда способствует снижению себестоимости и наряду с высоким качеством расширяет коридор конкурентно способности японских товаров.
Шведская модель характеризуется сильной социальной политикой по сокращению имущественного неравенства населения. Здесь функцию производства выполняют в основном частные предприятия, а функцию обеспечения высокого уровня занятости и жизни – государство. Около половины своих расходов оно направляет в социальную сферу.
Китайская
модель обусловлена примененными реформами
экономического развития. Ни одна другая
слаборазвитая страна не имела темпов
роста, сколько-нибудь близких к китайским.
Более того, темпы роста Китая оказались
уникальными для всей мировой экономики.
Решающий вклад в ускорение экономического
роста внесла структура китайской экономики
— низкая доля промышленности и высокая
доля сельского хозяйства. В Китае государство
сохранило значительный контроль над
экономикой, а его роль в экономическом
развитии заметно возросла.
2. Периодизация
экономических систем
Современное общество к XXI в. достигло таких результатов, которые до сих пор оценены учеными весьма недостаточно. «Гигантские материальные успехи, еще недавно вызывающие восхищение, стали обыденными; фундаментальные качества человека…оказались редким достоянием немногих». Попытки объяснить происходящее привели к многообразию подходов к периодизации экономического прогресса, отражающих реальные процессы в обществе.
Обычно среди них выделяют подходы такой ориентации: формационный, цивилизационный, миросистемный и теорию постиндустриального общества.
При формационном подходе происходит сравнение общества во времени. Он был господствующим в западном мире и в отечественном обществе на протяжении почти всего XX в. В настоящее время число его сторонников значительно уменьшилось, что в первую очередь связано с крахом социализма. Формационный подход основан на теории К. Маркса. Она предполагает пятизвенную структуру развития человечества, т.е наличие таких общественно-экономических формаций, как первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Главным в них является способ производства и характер отношений собственности. В связи с этим основой общества считается производство материальных благ, необходимых для существования общества и его дальнейшего совершенствования. При этом развитие способов производства рассматривают как историю развития общества. Наряду с этим признают процесс последовательной смены одной формации другой от низшей к высшей.
К недостаткам формационного подхода обычно относят:
- упрощенное деление структуры общества на производительные силы, производственные отношения и надстройку;
- недооценку роли человеческого фактора;
- упрощенную структуру, слабым местом которой является однолинейность подхода (от простого к сложному);
- применимость его только к одному ограниченному, хотя и очень важному региону Западной Европе, исключает азиатские и другие общества.
Уже сегодня с ней конкурируют концепции четырех формаций (без рабовладения, а в другом варианте без коммунизма), существует и трехформационное деление (первобытнообщинный строй, рабовладение и капитализм или, по-иному, первобытнообщинный строй, рабовладение — феодализм — капитализм и коммунизм). Вспомним, что и Маркс говорил о двух крупных социальных формациях — первичной и вторичной, в которых господствуют две различные формы экономической связи производителей. Для первичной формации характерны непосредственные личные связи, а потому непосредственно общественный характер труда. Вторичная формация характеризуется обособленным частным трудом и основой связи служит обмен товарами.
Как известно, черты последующей формации возникают в рамках предыдущей. Но может быть меньше известно, что в рамках более прогрессивных формаций остаются ниши, в которых продолжают существовать отношения, типичные для прежних формации. Это связано с тем, что формации сменяли друг друга не посредством отмены форм экономических отношений, присущих предшествующим способам производства, а путем сокращения сферы их действиями сегодня в развитых капиталистических странах существуют элементы феодальных отношений, но важно, что центр тяжести развития системы перенесен в другую сферу.
В последние годы развитие общественных наук нередко сопровождается разработкой новых мировоззренческих подходов и концепций. Необходимость нового методологического подхода к анализу тех эволюционных, а нередко и революционных изменений, которые претерпевают социально-экономические системы в различных странах, очевидна. Эта эволюция явно не вписывается в строгую пятичленную концепцию формационного развития.
Цивилизационный подход чаще всего рассматривается, как альтернатива формационному. Цивилизованному подходу к периодизации экономического прогресса присуще сравнение обществ в пространстве. Он был весьма популярен в западном мире на протяжении ХХ века и в России до и после краха социализма. Новые тенденции появились в связи с концепцией, определяющей цивилизацию ХХI века как принципиально единую. Особую актуальность она приобрела после краха социализма. Однако обострение противоречий между западным и мусульманским мира значительно ослабило аргументы сторонников цивилизованного подхода.