Налоги в экономической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1. изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
2. описать действующую в РФ налоговую систему и проанализировать динамику поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года

Оглавление

Введение
1. Налоги в экономической системе общества
1.1.Сущность налогов
1.2. Функции и признаки налогов
1.3. Налоговая система России
2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1. Анализ изменения системы налогов за последние 3 года
2.2. Анализ динамики поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года
3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1.Причины реформирования налоговой системы
3.2.Направления реформирования налоговой системы
3.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Грачева 1.docx

— 181.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение                                                                                                                 
1. Налоги в экономической системе общества                                            
 1.1.Сущность налогов                                                                                         

  1.2. Функции и признаки налогов                                                                     

  1.3. Налоговая система России                                                                        

2. Анализ  современной налоговой системы  РФ. 
 2.1. Анализ изменения системы налогов за последние 3 года                       

  2.2. Анализ динамики поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года                                                                                   

3. Пути совершенствования  и реформирования существующей  налоговой системы РФ

  3.1.Причины реформирования налоговой системы                                      

  3.2.Направления реформирования налоговой системы                                

  3.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на        2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов                                       

Заключение                                                                                                        

Список использованной литературы                                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Государственная власть любого государства, в том числе России, на протяжении всей истории своего существования нуждалась, нуждается и будет нуждаться в дешевых средствах, необходимых для выполнения присущих ей функций перед обществом. Одним из таких дешевых средств являются налоги.

Изъятие налогов у организаций  и граждан как налогоплательщиков не требует практически никаких вложений со стороны государства. Для изъятия налогов требуется только армия чиновников и служащих, на содержание которых хотя и требуются средства, но они же и покрываются за счет изъятых средств.

Принудительное изъятие  части дохода у налогоплательщиков порождает негативное отношение общества к власти. С целью разрешения данного противоречия власть изыскивает различные механизмы его смягчения путем регулирования налогового законодательства и реформирования налоговых органов.

Анализ деятельности ряда государств в области налогообложения свидетельствует, что большинство из них, как и Россия, изыскивают пути решения данной проблемы. Анализ постсоветского развития России дает основание говорить, что на протяжении более 10 лет ее налоговая система постоянно реформируется. Это связано не только с изменением общественного строя. Государственная власть, ее законодательные и исполнительные органы в интересах разрешения данного противоречия находятся в постоянном поиске оптимальных или приемлемых для данных условий решений в сфере налогообложения. Перед ними стоит и другая проблема — проблема наполнения бюджетов всех уровней за счет налогов в условиях разрушенной экономики на постсоветском пространстве.

Сложность решения обозначенных проблем зависит не только от государственных  органов власти, но во многом определяется уровнем развития теории в сфере налогообложения. Анализ трудов отечественных и зарубежных ученых свидетельствует, что к настоящему времени недостаточно обобщена и разработана теоретическая база налогообложения, являющаяся основой построения оптимальной или рациональной эффективной налоговой системы, отсутствует общая методология подхода к созданию различных видов налоговых систем.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд  задач:

1. изучить теоретические основы  функционирования налоговой системы  в нашей стране;

2. описать действующую в РФ  налоговую систему и проанализировать  динамику поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года        

 3. рассмотреть основные изменения налогового законодательства, принятые с 2009 года.                                                                  

4. постараться выявить проблемы  современной российской налоговой  системы и указать пути ее  совершенствования;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоги в экономической системе общества.

 

1.1. Сущность налогов

В широком смысле под налогом  понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

В отдельных определениях налога указывается, что налоги—  это платежи, взимаемые в установленном законом порядке. Это справедливо в том смысле, что в цивилизованном государстве обязанности по уплате налогов должны устанавливаться законом. Однако включение в определение слов «платежи, взимаемые в установленном законом порядке» сильно ограничивает значение термина «налог». В ряде современных государств налоги могут вводиться постановлениями высшей исполнительной власти. Иначе говоря, от того, что обязанность по внесению какого-либо платежа не была установлена законодательной властью, соответствующий платеж не теряет своего налогового характера.

В других определениях можно  встретить указание на то, что налоги — это платежи, взимаемые с юридических и физических лиц. В данном случае вряд ли правомерно ограничивать само понятие «налог». Обязанность по уплате налогов может возлагаться не только на отдельных физических лиц, но и на различного рода их объединения, не являющиеся юридическими лицами в соответствии с гражданским законодательством. Например, во Франции подоходный налог взимается с совокупного (объединенного для целей обложения) дохода всех членов семьи (домохозяйства). До XX в. налоги часто взимались не голько с отдельных лиц, но и с таких объединений физических лиц, как общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали отдельные административно-территориальные единицы.

Часто отмечается, что налоги—  денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной  стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг.

Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для  отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали  использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором.

Налоги — один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ пере- распредечения новой стоимости — национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспреде- иенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоговые доходы государства  формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. )кономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридиче- скнх лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении.

 

         1.2. Функции и признаки налогов.

  Функции налогов.

         Важным аспектом налогового строительства  являются функции, осуществляемые  системой налогов той или иной  страны. Функции налогов непосредственно  следуют из их экономического  содержания.

Фискальная  функция реализует задачу формирования единого фонда денежных средств  государства. Именно фискальный потенциал  налогов предопределяет возможность  решения государством задач обороны, правоохранительных, социальных, охраны природы и др. Данная функция налогов  в известной степени первична по отношению ко всем остальным функциям.

Распределительная (или перераспределительная) функция предполагает, что в процессе формирования государственного бюджета (единого фонда денежных средств) часть созданного валового внутреннего продукта перераспределяется из одних отраслей экономики и регионов в другие в соответствии с целями, которые в данный момент преследует общество и реализует государство.

Стимулирующая (или дестимулирующая) функция заключается в том, что в процессе налогообложения формируются относительно более благоприятные и относительно менее благоприятные сферы и зоны экономической активности. Стимулирующая функция налогообложения реализуется через систему налоговых льгот и преференций, создающих для некоторых видов деятельности более льготный режим.

Контрольная функция (иногда выделяемая) дает возможность  соизмерения расходов государства  и потенциала экономики и общества по формированию доходной части бюджетной  системы. Фактически в рамках данной функции происходит оценка эффективности  налоговой системы по обеспечению  необходимых для общества расходов.

Признаки налогов.

Из ст. 8 Налогового кодекса РФ можно  выделить следующие признаки налогов:

1.Имеют обязательный характер (ст. 57 Конституции РФ);

2.Имеют индивидуальность и безвозмездность,  означаюющих, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;

3.уплачиваются в денежной форме;

4.уплачиваются физическими лицами  и организациями, на которые  при наличии определенных обстоятельств  возлагается налоговая обязанность;

5.носят постоянный (регулярный) характер, являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.

 

 

1.3. Налоговая система  России 

Рисунок 1 - Структура налоговой системы РФ

 

Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических и юридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной власти федеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются в федеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементы налогообложения (объект, база, ставки, налоговый период, порядок исчисления, а также порядок и сроки уплаты) определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральные налоги создают основу доходной части федерального бюджета (поскольку формируются из наиболее доходных источников), за счет них поддерживается финансовая стабильность нижестоящих — региональных и местных — бюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, эти налоги и сборы обязательны к уплате на всей территории РФ.

Таблица 1 - Виды федеральных налогов Российской Федерации и их налоговые ставки

п/п

Виды налогов и сборов РФ

Налоговые ставки

Федеральные налоги и сборы

I

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта  налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.):

0% — на отдельные виды товаров,  топлива, ГСМ, работ и услуг,  связанных с перевозом через  таможенную границу, добычей драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% — при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.;

18% — при реализации товаров,  работ и услуг, не указанных  выше.

Налог засчитывается целиком в  федеральный бюджет

2

Акцизы на отдельные виды товаров

Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере:

От 0 до 3900 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.).

В федеральный бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов

3

Налог на прибыль организаций

Устанавливается в размере от 0 до 20% налогооблагаемой прибыли: а) для российских организаций:

20% — от доходов по основной  деятельности, из которых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% — в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%);

15% — от доходов, полученных  в виде дивидендов от иностранных  организаций или в виде процентов  по ценным бумагам, в том  числе размещенным за пределами РФ;

9% — по доходам, полученным  в виде дивидендов от российских  и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам;

0% — по доходам, полученным  российскими организациями в  виде дивидендом при условии,  указанном

в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

б) для иностранных организаций:

20% — от всех видов доходов,  кроме указанного ниже;

10% — от использования, содержания  или сдачи в аренду (фрахта) судов,  самолетов или других подвижных транспортных средств и др.; 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организаций, и др.;

в) для Центрального банка РФ:

0% — от всех видов доходов  по финансовой деятельности (согласно закону «О Центральном банке РФ»); 20% — от других видов деятельности

4

Налог на доходы физических лиц

Исчисляется от всех видов доходов  субъекта налога от 9 до 35%, в том числе:

13% •— от общей суммы дохода  за отчетный период с учетом  льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах: стандартных вычетов — от 400 до 3000 руб.; социальных вычетов — до 50 000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе; имущественных вычетов — от 125 000 до 2 000 000 руб.; профессиональных вычетов — от 20 до 40% от расходов, которые не подтверждаются документально; 35% — от дохода, полученного от экономии на процентах за пользование кредитами; 35% — от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки; 30% — от доходов субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;

9% — от доходов долевого участия  в деятельности организаций, полученных  в виде дивидендов или в  виде процентов по облигациям

5

Единый социальный налог

Исчисляется от общей годовой суммы  выплат работником организаций или сумм дохода индивидуальных предпринимателей, адвокатов и сельскохозяйственных товаропроизводителей, приходящихся на одного работника, и распределяется в федеральный бюджет, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд социального страхования РФ. Например, при годовой налоговой базе на одного работника в 280 тыс. руб. — налоговая ставка равна 26%, из которых 20% перечисляется в федеральный бюджет; 2,9% — в Фонд социального страхования РФ; 1,1 — в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; 2% — в территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Если налоговая база превышает 280 тыс. руб., но не превышает 600 тыс. руб., то устанавливается определенная общая сумма плюс процентная доля сверх минимума налоговой базы в 280 тыс. руб., которая также распределяется по бюджету и фондам. Аналогично, если налоговая база превышает 600 тыс. руб.

6

Государственная пошлина

Устанавливается однократно в зависимости  от субъекта налога и оказываемой услуги:

  1. по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, ставки установлены в размерах от 100 до 20 000 руб., которая может быть снижена на 50% в зависимости от вида услуги;
  2. по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, ставки установлены в размерах от 100 до 100 000 руб., которая может быть понижена на 50% в зависимости от вида услуги;
  3. по делам, рассматриваемым в конституционных судах, ставка установлена в размере от 200 до 4500 руб.;
  4. при совершенствовании нотариальных действий ставки установлены в размерах от 20 до 1 млн руб.;
  5. при государственной регистрации актов гражданского состояния ставки установлены в размере от 50 до 500 руб.;
  6. при совершении действий по приобретению гражданства и выезду (въезду) за пределы РФ ставки установлены в размере от 10 до 3000 руб. и т. Д-

7

Сбор за право пользования объектами  животного мира и водными биологическими ресурсами

Ставки сбора за каждый объект животного  мира, в зависимости от вида, установлены  в размере от 20 до 15 000 руб. При  изъятии молодняка (до 1 года возрастом) диких копытных ставки уменьшаются  на 50%.

Ставки могут быть равны 0%, если пользование такими объектами осуществляется в целях охраны здоровья населения, регулирования видового состава и т. д.

Ставки сбора за каждый объект (тонну) водных биоресурсов установлены с учетом района водного бассейна и вида ресурса в размере от 20 до 35 ООО руб., а за одно млекопитающее — от 10 до 30 000 руб. Ставка может быть равна 0%, если пользование такими водными ресурсами осуществляется в научно- исследовательских целях и т. д.

Сумма сбора за пользование объектами  животного мира уплачивается непосредственно  при получении лицензии, и за пользование объектами водных биоресурсов уплачивается в виде разового 10% взноса при получении разрешения, а остальные 90% — в виде регулярных взносов в течение срока действия лицензии.

20% суммы сборов поступает в  федеральный бюджет.

8

Водный налог

Ставка налога за забор 1 тыс. куб. м  воды для технологических нужд из поверхностных водных объектов установлена в размере от 246 до 576 руб., из подземных водных объектов — от 300 до 678 руб. в зависимости от бассейна озера, реки и экономического района, морской воды — от 4,32 до 14,88 руб. Ставка налога при использовании акватории рек и морей установлена в размере от 14,04 до 49,8 руб. за 1 кв. км в год с учетом акватории морского бассейна и экономического района.

Ставка налога при использовании  водных объектов для целей гидроэнергетики  установлена в размере от 4,8 до 13,7 руб. за 1 тыс. кВт-ч электроэнергии. Ставка налога при использовании водных объектов для лесосплава установлена в размере от 1183,2 до 1705,2 руб. за 1 тыс. куб. м сплавляемой древесины на каждые 100 км сплава.

Вся сумма налога поступает в  федеральный бюджет

9

Налог на добычу полезных ископаемых

Ставки налога за добычу полезных ископаемых установлены в размере от 0 до 17,5 от налогооблагаемой базы:

0% — при добыче попутного  газа, подземных вод, минеральных  вод в лечебных целях и др.; 3,8% — при добыче калийных солей; 4% — при добыче торфа, каменного  угля и сланцев; 4,8% — при добыче  кондиционных руд черных металлов;

5,5% — при добыче радиоактивных  металлов, горнохимического сырья, бокситов и др.; 6% — при добыче неметаллического сырья, битумных пород;

6,5% — при добыче сырья, содержащего  драгоценные металлы;

7,5% — при добыче минеральных  вод;

8% — при добыче руд цветных  и редких металлов,

алмазов и др.;

419 руб. за 1 тонну добытой нефти,  эта ставка умножается на коэффициенты (ст. 342 НК РФ); 17,5% — при добыче газового конденсата; 147 руб. — за добычу 1 тыс. куб. м газа. От 40% до 100% налога засчитывается в федеральный бюджет

Информация о работе Налоги в экономической системе общества