Налоги в экономической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы. Для достижения данной цели был поставлен ряд задач:
1. изучить теоретические основы функционирования налоговой системы в нашей стране;
2. описать действующую в РФ налоговую систему и проанализировать динамику поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года

Оглавление

Введение
1. Налоги в экономической системе общества
1.1.Сущность налогов
1.2. Функции и признаки налогов
1.3. Налоговая система России
2. Анализ современной налоговой системы РФ.
2.1. Анализ изменения системы налогов за последние 3 года
2.2. Анализ динамики поступления налоговых доходов в федеральный бюджет за 2009-2011 года
3. Пути совершенствования и реформирования существующей налоговой системы РФ
3.1.Причины реформирования налоговой системы
3.2.Направления реформирования налоговой системы
3.3.Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Грачева 1.docx

— 181.59 Кб (Скачать)

3.Излишне удержанный НДФЛ в связи с приобретением работником статуса налогового резидента возвращается налоговой инспекцией при подаче физлицом декларации по итогам года.

4.Вступили в силу изменения,  которые устанавливают особенности  определения налоговой базы по  операциям РЕПО, объектом которых  являются ценные бумаги.

Налог на добавленную стоимость

1.Установлен закрытый перечень  услуг, связанных с экспортом  и импортом товаров, которые  облагаются НДС по нулевой  ставке.

2.Арендатор признается налоговым  агентом по НДС, если арендодателем  является казенное учреждение.

3.Для подтверждения нулевой  ставки НДС при совершении  внешнеторговых бартерных сделок, по которым полученный товар  не ввозится в Россию, необходимо  представить предусмотренные контрактом  документы, подтверждающие получение  товара за границей и его  оприходование.

Акцизы

1.Увеличены ставки акцизов на  сигареты с фильтром, сигареты  без фильтра и папиросы.

2.Значительно повышены ставки  на бензин, дизельное топливо  и моторные масла.

3.Ставка акциза на автомобильный  бензин и дизельное топливо  зависит от класса топлива.

4.С 1 июля 2011 г. производители  алкогольной продукции или подакцизной  спиртосодержащей продукции обязаны  уплачивать в бюджет авансовый  платеж акциза. Однако они могут  не уплачивать этот платеж, если  представят в инспекцию банковскую  гарантию и извещение об освобождении  от его уплаты.

5.С 1 августа 2011 г. объектом  обложения акцизами признается  передача произведенного этилового  или коньячного спирта для  дальнейшего производства алкогольной  или подакцизной спиртосодержащей  продукции в структуре одной  организации.

6.Установлен отдельный порядок  уплаты акцизов по маркированным  товарам, которые ввозятся на  территорию России с территории  государства - члена таможенного  союза.

Государственная пошлина.

1. Государственная пошлина не  уплачивается, если внесение изменений  в документ вызвано ошибкой,  допущенной по вине органа  или должностного лица, выдавшего  документ.

2. Отменена госпошлина за постановку  иностранного гражданина или  лица без гражданства на учет  по месту пребывания.

3.Казенные учреждения не уплачивают  госпошлину за использование  в наименовании слова "Россия".

4.Для образовательных учреждений  и научных организаций установлены  новые размеры госпошлин в  связи с получением лицензии  и аккредитации.

Налог на добычу полезных ископаемых.

     1.Увеличена ставка  НДПИ в отношении горючего  природного газа.

2.2 Анализ динамики поступления  налоговых доходов в федеральный  бюджет за 2009-2011 года 

Для анализа  динамики поступления  налоговых доходов в федеральный  бюджет составим таблицу №2, используя  данные с официального сайта Казначейства РФ(roskazna.ru), выберем из отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов только данные по федеральным налогам.

 

 

 

 

Таблица 2 – анализ динамики поступления налоговых доходов

Исполнено

федеральный бюджет 2009

(по состоянию на 1 ноября 2009 года)

федеральный бюджет 2010

(по состоянию на 1 ноября 2010 года)

федеральный бюджет 2011

(по состоянию на 1 ноября 2011 года)

в процентном соотношении

Налог

 на прибыль 

организаций

158 870 675 932,80

203 041 158 173,55

287 947 934 596,67

649859768703,02

24%  31%  45%

Налог

на доходы

физических лиц

1 665 049 637 941,20

1 789 631 580 031,30

1 698 354 524 342,10

5 153 035 742 314,6

32%35%33%

Единый 

социальный 

налог

414 276 509 777,90

     

Налог

на добавленную стоимость

 на товары (работы, услуги), реализуемые 

на территории РФ

1 003 393 792 098,78

1 124 379 006 104,84

1 485 102 789 213,16

3612875587416,78

28%  31% 41%

Акцизы 

по подакцизным 

товарам

(продукции),

67 345 121 830,15

94 020 274 572,58

191 864 744 046,45

353230140449,18

19% 27%54%

Налог на добавленную стоимость 

на товары, ввозимые на территорию РФ

696 038 630 083,82

914 222 600 829,13

1 195 876 159 384,62

2806137390297,57

25% 33%42%

Акцизы по подакцизным

товарам (продукции),

ввозимым 

на территорию РФ

15 123 180 835,87

22 928 006 407,79

36 025 496 147,10

74076683390,76

20% 31%49%

Налог на добычу полезных

ископаемых

773 602 710 834,22

1 119 611 268 662,07

1 637 721 592 177,69

3530935571673,98

22%  32%  46%

Водный 

налог

7 945 808 466,11

6 019 208 149,51

3 718 553 738,51

17 683570354,13

45% 34%21%

Сборы за пользование объектами 

животного мира и за пользование

 объектами водных биологических

 ресурсов

314 255 540,51

338 517 680,46

328 432 423,62

981205644,59

32% 35%33%

Государственная

 пошлина

26 359 503 353,86

50 988 664 764,20

53 600 194 694,31

130948362812,37

20% 39%41%


 

Проведем анализ структуры доходов в федеральный бюджет:

Поступления налога на прибыль организаций в  федеральный бюджет за январь-октябрь 2011 года  на 14% больше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 21% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Рост поступлений по налогу на прибыль  организаций за январь-октябоь 2011 года обусловлен улучшением финансово-хозяйственной деятельности, в частности ростом прибыли прибыльных организаций.

Поступления налога на доходы физических лиц в федеральный бюджет за январь-октябрь 2011 года  на 2% меньше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 1% больше, чем за январь-октябрь 2009 года. Незначительные изменения.

 

Поступления налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации в федеральный бюджет за январь-октябрь 2011 года больше, чем  за январь-октябрь 2010 года на 10% и на 13% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Рост поступлений по налогу на добавленную  стоимость в основном обусловлен увеличением налоговой базы налога за счет улучшения социально-экономических показателей развития экономики Российской Федерации за IV квартал 2010 года, в том числе в нефтегазовой отрасли, в оптовой и розничной торговле и транспорте и снижением возмещения налога.

В январе-октябре 2011 года поступления налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный  бюджет на 9% больше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 17% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Рост доли поступления налога, обусловлен увеличением объема импорта и  введением в действие с 01.07.2010 Соглашения, заключенного между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 «О принципах  взимания косвенных налогов при  экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе», согласно которому администрирование  поступлений налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, возложено на ФНС России

Акцизов по подакцизных товаров, производимым на территории РФ, в федеральный бюджет в январе - октябре 2011 года поступило на 27% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года и на 35% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Акцизов по подакцизных товаров, ввозимым на территорию РФ, в федеральный бюджет в январе - октябре 2011 года поступило на 18% больше, чем в соответствующем периоде 2010 года и на 29% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

На увеличение поступлений акцизов  оказало влияние изменение нормативов зачисления акцизов на нефтепродукты, а также ежегодная индексация ставок акцизов.

Поступления налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет в январе-октябре 2011 года или на 14% больше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 24 % больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Определяющее влияние на высокое  значение исполнения показателя, оказал рост цены на нефть по отношению  к принятой в расчете к бюджету  с 73,5$ до 94,9$ за баррель нефти, или  почти в 1,3 раза.

В январе-октябре 2011 года поступления  водного налога в федеральный  бюджет на 13% меньше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 24% меньше, чем за январь-октябрь 2009 года

Сокращение налоговых доходов  по сравнению с предыдущими годами связано с увеличением числа  налогоплательщиков, перешедших на договорные правоотношения в соответствии с  Федеральным законом от 03.06.2006 № 73-ФЗ. Переход налогоплательщиков на договорные гражданские правоотношения предусматривает взимание платы  неналогового характера (ст. 20 Водного  кодекса), которая ФНС России не администрируется.

Поступления сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет за январь-октябрь 2011 года  на 2% меньше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 1% больше, чем за январь-октябрь 2009 года.

Сокращение  налоговых доходов по сравнению  с предыдущими годами связано  с уменьшением количества выданных лицензий на вылов объектов водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам).

В январе-октябре 2011 года поступления государственной пошлины в федеральный бюджет на 2% больше, чем за январь-октябрь 2010 года и на 21% больше, чем за январь-октябрь 2009 года

На увеличение поступлений государственной пошлины  оказало влияние:

-увеличение  количества обращений за государственную  регистрацию юридических лиц,  физических лиц в качестве  индивидуальных предпринимателей

-увеличение  количества дел рассматриваемых  Верховным Судом РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы налоговой системы  РФ и пути ее совершенствования.

 

3.1.Причины  реформирования налоговой системы:

1. Переоценка роли налога  на прибыль, от уплаты которого  возможно уклониться, зная особенности  налогообложения, условия и механизм его исчисления и уплаты. В частности, в зависимости от вида и формы предприятия, политики руководства, механизма уплаты налога в организации создаются условия, при которых прибыль как таковая отсутствует, особенно когда руководство преследует цель обанкротить предприятие или уйти от налогообложения.

2. Неоправданное принижение  роли и значения налогов, взимаемых  с физических лиц. Как показывает  анализ, в РФ доля подоходного  налога в консолидированном бюджете  РФ колебалась на уровне 9,6-10,6% и более, в федеральном бюджете РФ — 0,5-1,0%, региональных бюджетах — от 9,2 до 9,8%, местных бюджетах — от 19 до 19,5% от общей суммы налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета.

3. Принижение роли налога  на имущество физических и  юридических лиц. Из анализа собираемости налогов в РФ следует, что нельзя принижать роль и значение данного вида налога в общем бюджете государства. На его долю приходится в среднем 6,7% в общем консолидированном бюджете РФ, 0,1-0,2% в федеральном, 9% в региональных и до 10% в местных бюджетах относительно общих налоговых поступлений в соответствующий уровень бюджета. Немногим эта доля отчислений в сторону увеличения или уменьшения отличается в странах СНГ и ряде зарубежных стран. Несомненно, доля поступлений данного вида налога в бюджет соответствующего государства резко отличается в зависимости от вида налогоплательщика: юридического или физического лица. Например, эта доля составляет 6-9%, уплачиваемая юридическими лицами, и 0,1-0,3% — физическими лицами.

4.В законодательстве недостаточно  проработаны вопросы налогообложения  природных ресурсов. В частности,  в налоговом законодательстве  РФ и ряда государств СНГ  не проработан вопрос обложения  налогом природной ренты, за  счет которой предприниматели  получают колоссальные прибыли.  Хотя природные ресурсы и являются общим достоянием народа, но ввиду отсутствия закона о природной ренте народ не получает никакого дохода за счет эксплуатации природных богатств.

5. Налог не является  добровольным отчуждением части  своего дохода в пользу государства. Это не только принудительное изъятие части дохода налогоплательщика в доход государства с учетом взимания штрафов в случае несвоевременной уплаты налогов, но и привлечение налогоплательщика к административной или уголовной ответственности в случаях нарушения законодательства.

6. Необоснованное количество  видов налогов и сборов. В РФ  установлено 14 видов налогов,  в США — 20, во Франции —  26, в Германии — 13, в Японии—  10, в Казахстане — И, в Кыргызстане — 21, в Украине — 33, в Молдавии — 23 и т. д. Вместе с тем анализ свидетельствует, что все налоги по своему предназначению сходны и их можно объединить в группы по сходным признакам или в конечном счете заменить одним видом — налогом на доход и установить такой размер налоговой ставки, что не уменьшит общую сумму средств, поступающих в бюджет от налоговых сборов.

7. Взимание одновременно  нескольких видов налогов с  одного объекта налога. Например, с товара, продаваемого на рынке,  изымается НДС и акциз. Их  природа одна и та же, но  налог изымается дважды, что противоречит  принципу двойного налогообложения.

Информация о работе Налоги в экономической системе общества