Налоги в экономической системе общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 17:53, реферат

Краткое описание

Налоги — основной источник доходов государственного бюджета (табл.). В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 2001 Т. «О федеральном бюджете на 2002 год»1 за счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (2,4%), от внешнеэкономической деятельности (2,3%), прочие неналоговые доходы.

Файлы: 1 файл

Nalogi_yuridicheskikh_lits.doc

— 81.00 Кб (Скачать)


Налоги в экономической системе общества

Роль налогов в формировании финансов государства

 

Налоги — основной источник доходов государственного бюджета (табл.). В соответствии с Законом РФ от 30 декабря 2001 Т. «О федеральном бюджете на 2002 год»1 за счет налогов формируется 94,4% федерального бюджета. Кроме налогов в федеральный бюджет поступают доходы от государственной собственности (2,4%), от внешнеэкономической деятельности (2,3%), прочие неналоговые доходы.

Структура налоговых доходов и их распределение по уровням бюджетов в 2003 году2

 

Эти данные сопоставимы с показателями зарубежных стран. Так, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75%'.

     В условиях рыночной экономики у государства немного возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе с помощью прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние  все больше приобретает характер косвенного и достигается в том числе посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Например, для развития отечественного автомобилестроения установлены высокие пошлины на импорт автомобилей зарубежного производства, что снизило их конкурентоспособность из-за повышения цен; для развития банковской системы снижены размеры подоходного налога на получаемые гражданами проценты по вкладам; с введением марок акцизного сбора усилился контроль качества спиртных напитков.

    Налоги оказывают влияние и на социальную структуру общества в целом. Налоги, особенно прямые, приобретают значение контрольного института, института конституционного права.

Известны государства, обходящиеся без прямых налогов с населения. Например, в Конституции Северной Кореи предусмотрено, что государство полностью ликвидирует систему налогов прежнего общества. Отсутствуют прямые налоги с населения в ряде арабских стран — Брунее, Бахрейне, Катаре, Кувейте. Хотя экономическое и политическое положение этих стран различно, однако у них есть общая черта — участие населения в управлении государством минимально. При этом ощущается прямая связь политической системы с системой налогообложения; косвенные налоги скрывают от налогоплательщика сумму, которую он платит государству, подавляют стремление к самоуправлению. Прямые налоги, наоборот, побуждают каждого налогоплательщика контролировать расходование правительством сумм, уплаченных в виде налогов.

Итак, необходимость налоговой реформы диктуется не только происходящими экономическими преобразованиями, по и изменением политических отношений, становлением демократического общества.

 

 

НДС

Налогоплательщики и налоговая база

 

     Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются: (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 №166-Ф.З)

     • организации;

     •  индивидуальные предприниматели;

     •  лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее в настоящей главе - налог) в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ)

     Объектами налогообложения признаются следующие операции (ст. 146 Налогового кодекса РФ):

     - реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а т.ч. реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав;

     - передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);

     - передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (а т.ч. через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

      -выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

      - ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

     Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) (ст. 153 Налогового кодекса РФ).

     При передаче товаров, {выполнений работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 146 Налогового кодекса РФ, налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ.        

     При ввозе товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса РФ и таможенным законодательством РФ.

     При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании) для собственных нужд товаров (работ, услуг), различных налоговых ставок, налоговая база определяется по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам, При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемым по этой ставке.

     При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя от всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.    

     При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществлений расходов.

    Порядок определении налоговой базы в зависимости от особенностей реализации произведенных налогоплательщиком или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со ст. 153- 162 Налогового Кодекса РФ.

 

Налог на имущество юридических лиц

Налоговая база

 

 1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества,  лишаемого объектом налогообложения.

При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом малого обложения, учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным ь уютной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.

2. Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не относящихся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства, признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.

Уполномоченные органы и специализированные организации, осуществляющие учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению указанных объектов сведения об инвентаризационной стоимости каждого такого объекта, находящегося на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 10 дней со дня оценки (переоценки) указанных объектов.

 

 

Транспортный налог

 

      Транспортный налог (далее в настоящей главе — налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу.

      При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

      Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

      По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.

     1. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в ее ответствии с законодательством  Российской Федерации.

     2. Не являются объектом налогообложения:

    1)весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

    2}автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной зашиты населения в установленном законом порядке ;

 

Целевой сбор с граждан и организаций на содержание милиции.

  

     Плательщиками целевого сбора являются предприятия и организация, кроме бюджетных, филиалы другие обословленные предприятия. Юридические лица осуществляющие свою деятельность на территории района и города через цеха и участка также граждани осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования. Юридическим  лицам ставка целевого сбора  делятся в размере 3-х % от годового фонда заработной платы рассчитанного исходя из установленного закона в размере месячной оплаты труда и средне-списочной численности работающих на предприятий.

     Срок уплаты налога для юридических лиц срок представления бухгалтерской отчетности.Для физических лиц осуществляющих предпринимательских деятельности без образования юридические лица раз в год не позднее срока подачи деклорации.     

 

Плата за землю

 

Земельный налог включен законодательством в состав платы за землю и взимается с собственников земельных участков наряду с арендной платой за землю и нормативной ценой земли.

Принципиальные положения, характеризующие основы земельного законодательства и определяющие особенности налоговых отношений в системе землепользования, представлены на рис. 96. Земельный налог является самым типичным местным налогом, взимаемым еще в древности с десятины земельного надела. Этот налог по источнику исчисления является имущественным и уплачивается как юридическими, так и физическими лицами. Методика его формирования построена в зависимости от вида и назначения эксплуатируемых земель. Факторы, в зависимости от которых дифференцируются ставки земельного налога, классифицированы на рис. 97.

Повышение роли земельного налога связано с решением проблем земельной собственности. В ряде регионов, как отмечалось, с 1998 г. продолжается эксперимент по взиманию налога на недвижимость, в состав которого включен и земельный налог. Результаты эксперимента позволят судить о возможности распространения налога на недвижимость на другие территории.

Приказом МНС РФ от 21 февраля 2000 г. № 56 утверждена новая Инструкция «По применению Закона РФ «О плате за землю»1. В новой Инструкции № 56 понятие «плательщики земельного налога* уточнено а соответствии с НК РФ. Таковыми являются организации и физические лица (включая индивидуальных предпринимателей), которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории России. Организациями признаются юридические липа, образованные в соответствии с российским законодательством, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России. Физическими лицами признаются граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства.

Информация о работе Налоги в экономической системе общества