Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы заключается в исследовании вопро-
сов, связанных с понятием, сущностью и экономической природой фирмы.
Также целью написания курсовой работы является углубление теоретических
и практических знаний в сфере экономики предприятий, выработка умений
применять их при решении конкретных прикладных задач.

Оглавление

Введение
1. Экономическая природа фирмы как ячейки бизнеса 4-22
1.1. Происхождение фирмы 4-6
1.2. Определение понятия «фирмы» и классификация фирм 6-20
1.3. Фирма как ячейка бизнеса 20-21
1.4 Основные функции и цели фирмы 20-22
2.Социальная ответственность бизнеса 24-41
2.1 Понятие социальной ответственности бизнеса 24-26
2.2 Социальная ответственность бизнеса в России 26-29
2.3. Корпоративная социальная ответственность 29-37
2.4. Социальная ответственность и имидж организации 37-40
2.5 Рейтинг социально-ответственных компаний
3. Пути повышения эффективности функционирования фирм в России в условиях кризиса. 40-41
43-45
Заключение 44-45
Литература

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 85.20 Кб (Скачать)

         Достижение цели зависит от  гибкой стратегии предприятия,  выживаемости и приспособленности  его организационной структуры  управления производством к изменяющимся  потребностям, колебанием рынка.(8)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Глава 2. Социальная ответственность бизнеса

         2.1 Понятие социальной ответственности  бизнеса

          Под социальной ответственностью следует понимать взаимоотношения более властных слоёв общества с менее властными и нуждающимися слоями. Да, понятно, что государство должно обеспечивать население всеми важнейшими социальными, материальными, в общем, всеми необходимыми вещами для наиболее лучшего его развития, но как оказывается в реальности не всё так просто как кажется на первый взгляд. Государство по своей сути играет роль некоторого регулятора в рыночных отношениях, из-за несовершенства последнего. Как известно общество состоит из отдельных индивидов, которые в свою очередь формируются в социальные группы, эти группы затем составляют страну, регулятором которой и является государство.

Регулировать отношения  между людьми необходимо, по причине  природы самих людей. Жадность, жестокость, страх и ещё масса характеристик  людей способствуют их саморазрушению. Поэтому нужно создать систему  контроля во избежание самоуничтожения  и в обретение механизма экономического и духовного роста человечества.

 Государство создаёт  механизмы управления рынком. Формирование  государственного бюджета за  счёт денежных средств полученных  от налогов, пошлин, таможенных  сборов и других источников  дохода, идёт на решения ряда  проблем. Для развития страны  необходимо учитывать социальные  аспекты. Государством разрабатывается контрольные механизмы по этому вопросу называемые социальной политикой.

Социальная политика является одним из важнейших направлений  государственного регулирования экономики. Она – органическая часть внутренней политики государства, направленная на обеспечения благополучия и всестороннего  развития его граждан и общества в целом. Значимость социальной политики определяется её влиянием на процессы воспроизводства рабочей силы, повышения  производительности труда, образовательного и квалификационного уровня трудовых ресурсов, на уровень научно-технического развития производительных сил, на культурную и духовную жизнь общества. Социальная политика, направленная на улучшение  условий труда и быта, развитие физкультуры и спорта, даёт снижение заболеваемости и тем самым оказывает  ощутимое воздействие на сокращение экономических потерь в производстве. В результате развития таких систем в социальной сфере, как общественное питание, дошкольное образование, освобождает  часть населения из сферы домашнего  хозяйства, повышается занятость в  общественном производстве. Наука и  научное обеспечение, определяющие перспективы экономического развития страны, также являются частью социальной сферы и их развитие, и эффективность  регулируются в рамках социальной политики. Социальная сфера не только регулирует процессы занятости населения, но и  является непосредственно местом приложения труда и обеспечивает работой  миллионы людей в стране.

Основными задачами социальной политики являются:

1. Гармонизация общественных  отношений, согласование интересов  и потребностей отдельных групп  населения с долговременными  интересами общества, стабилизация  общественно-политической системы.

2. Создания условий для  обеспечения материального благосостояния  граждан, формирование экономических  стимулов для участия в общественном  производстве, обеспечение равенства  социальных возможностей для  достижения нормального уровня  жизни.

3. Обеспечение социальной  защиты всех граждан и их  основных гарантированных государством  социально-экономических прав, в  том числе поддержка малообеспеченных  и слабо защищённых групп населения.

4. Обеспечение рациональной  занятости в обществе.

5. снижения уровня криминализации  в обществе.

6. Развитие отраслей социального  комплекса, таких как образование,  здравоохранение, наука, культура, жилищно-коммунальное хозяйство  и т.д.

7. Обеспечение экологической  безопасности страны.

Государство старается контролировать вышеперечисленные аспекты социальной политики, но дело в том, что не хватает  денежных средств и возможностей на обеспечение всего чего нужно. Вмешательство большого бизнеса  в социальные нужды стаёт всё  более и более актуальной задачей  для современного российского общества.

Так что же такое социальная ответственность бизнеса. Это ведения  бизнеса по тем нормам и законам, принятым в той стране, где он находиться. Это создания рабочих  мест. Это благотворительность и  создание различных фондов помощи различным  социальным слоям общества. Это обеспечение  защиты окружающей среды своего производства, и многое другое поддерживающие социальный статус в стране.

2.2 Социальная ответственность бизнеса в России

          Со временем любая компания в своем развитии достигает определенного этапа, когда начинает задумываться не только о своей прибыли, но и о том, какую роль в жизни общества она играет. Те, кто знаком с менеджментом или с теорией мотивации наверняка помнят пирамиду ценностей. В основании пирамиды находятся более простые ценности, как правило, материальные, например, деньги. По мере удовлетворения материальных ценностей появляются духовные, такие, как удовлетворенность результатами своей деятельности, самореализация, необходимость признания окружающими. Поскольку каждая компания состоит из отдельных людей, то и с ней происходит то же самое. В первую очередь обычно компании начинают проявлять внимание по отношению к своим сотрудникам, затем и к своему внешнему окружению, к различным слоям населения, к экологии. Примеры могут быть самыми разными, начиная от шефства над школами и детскими домами или спонсорской помощи творческим коллективам и заканчивая долгосрочными социальными программами. Все это формирует имидж компании. И, вспоминая старый двусмысленный тезис о том, что бытие определяет сознание, легко догадаться, что бизнес этих компаний становится более прочным и устойчивым, эффективность их работы повышается. В наше время, когда конкуренция очень высока, имидж компании чрезвычайно важен. Ведь именно имидж компании является решающим фактором для потребителя, имеющего возможность выбора между аналогичными товарами и услугами, предлагаемыми разными компаниями.

Как и многое другое, интерес  к социальной стороне бизнеса  сначала появился в Европе и США, где этой теме уделяется серьезное  внимание уже очень давно. В нашей стране, как это обычно бывает, все началось с нашей столицы, где начались проводиться различные собрания и конференции. Цели этих мероприятий создать структуры занимающиеся привлечением предпринимателей для развития социальной ответственности, но в стране множество проблем мешающих развитию этой темы.

 Все проблемы можно  разделить на три группы: взаимодействие  между государством и бизнесом, между бизнесом и обществом  и самоорганизация бизнеса. Во  взаимоотношениях государства и  бизнеса в последний год произошли  существенные изменения. Опасения  вызывает тот факт, что около  40 процентов опрошенных руководителей  предприятий указали на то, что  в течение последний трех лет  нарушались законные права их  предприятий. Интересно, что больше  всего этим грешат именно федеральные,  а не местные органы власти. Причем, еще в 2002 году этот факт  отмечали только 26% респондентов. Доля же нарушений, допущенных региональными органами власти, снизилась с 32,7% до 20,8%. Это можно объяснить двояко. С одной стороны, действительно произошло реальное снижение нарушений прав предпринимателей региональными и местными органами власти. А с другой - на фоне роста нарушений, допускаемых федеральными структурами, влияние региональных и местных властей не выглядит для бизнеса так критично. Давление государства на бизнес в последние годы заметно усиливается. Индикатором в этой связи можно назвать рост числа проверок предприятий различными государственными инстанциями. Это увеличение отметили около трети опрошенных руководителей предприятий.

Еще более наглядно проявляет  себя общая тенденция усиления давления власти на бизнес в ответах предпринимателей на вопрос о том, удастся ли предприятию  отстоять свои законные права в случае спора с государственными органами власти в арбитражном суде. Почти половина опрошенных уверены, что ситуация может развиваться по негативному для них сценарию.

Практически каждый пятый  опрошенный руководитель указал на наличие  в течение последних трех лет  фактов скрытого или открытого вымогательства, шантажа или других противоправных действий со стороны лиц, представляющих органы власти. И это уже очень  серьезная проблема. Ведь речь идет о коррупции государственных  чиновников.

Ситуация осложняется  еще и тем, что наличие качественных законов не является гарантией игры по правилам в российской экономике. Большую роль играет складывающаяся практика правоприменения.

 Предприятия берут  на себя социальную ответственность  частично потому, что само государство  не в состоянии качественно  оказывать социальные услуги  населению, а это влияет на  их собственную экономическую  эффективность.

Это можно проследить на ситуации с профессиональным образованием в России. По прогнозам, к 2050 году объем  трудовых ресурсов страны сократится в 2 раза, с 87 млн. человек в 2002 году до 43 млн. Таким образом, в среднесрочной  и долгосрочной перспективе наиболее актуальной проблемой для предприятий  реального сектора экономики  является обеспечение производства квалифицированными рабочими и специалистами. На фоне все увеличивающегося процента выпускников высших учебных заведений  эта проблема выглядит еще более  острой. При этом и качество среднего профессионального образования  оставляет желать много лучшего. Отмечается недостаточность подготовки выпускников для начала профессиональной деятельности. И чем ниже ранг образовательного учреждения, тем более низкий уровень  подготовки его выпускников. Уже  многие динамично развивающиеся  сферы бизнеса имеют свои собственные  образовательные центры до подготовки выпускников, свои стандарты обучения и систему сертификации выпускников. При этом государство эту сферу  не регулирует. И вся система функционирует  только за счет средств бизнеса.

Можно сказать, что в виде выпускника предприятие получает отечественный  автомобиль, который, прежде чем эксплуатировать, в течение нескольких месяцев  нужно доводить до ума. Учреждения же образования не ориентированы на выпуск подготовленных специалистов, необходимых предприятиям. На одном  из совещаний, организованном департаментом  образования города Москвы, один из директоров техникума, готовящего специалистов для строительной отрасли, заявил, что на московском рынке существует их нехватка, и предприятия возьмут выпускников с любым уровнем подготовки. Они их возьмут, и будут вынуждены доучивать за свой счет. Но зачем тогда нужна такая государственная система подготовки?

Получается, что бизнес просто вынужден брать на себя функции государства  и это называется социальной ответственностью. Это связано в первую очередь  с отсутствием соответствующей  государственной политики в сфере  социальной ответственности бизнеса. Государство само не может определить модель взаимоотношений с бизнесом. Ведь их в мире существует порядка  пяти. От европейской модели - ответственность  бизнеса перед обществом ограничивается созданием рабочих мест и обеспечения  их эффективного использования, до модели Японии и Южной Кореи, где бизнес отвечает практически за все. В России сегодня "портфель социальных услуг" предприятий формируется зачастую под влиянием случайных обстоятельств. А в ряде случаев, и под давлением  власти. Он часто связан не столько  с реальными потребностями населения, а с попыткой переложить на плечи  бизнеса выполнение функций власти.

 Предприниматели оценивают  перспективы российской экономики  очень показательно. На фоне сегодняшнего  относительного благополучия будущее  в оценках предпринимателей выглядит, по меньшей мере, неясным. Прогноз  экономической ситуации достаточно  пессимистичен: оценка средне-стабильная в ближайшей и среднесрочной перспективе. В долгосрочной перспективе руководители видят угрозу потери стабильности.

Наиболее оптимистичным  выглядит прогноз политической ситуации. Доля прогнозов потери стабильности в этой сфере не велика. Хотя и  нарастает по мере удаленности прогноза. И, наконец, совсем уж пессимистичным выглядит прогноз ситуации в социальной сфере. Здесь видят потерю стабильности уже в ближайшем будущем.

2.3.Корпоративная социальная ответственность

          Еще в начале ХХ века некоторые руководители многих фирм выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать свои ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше. Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств на благо общества, была рассмотрена Карнеги в работе "Евангелие процветания", опубликованной в 1900 г.

          Первые акции такого рода заложили основы подхода, который до сих пор является объектом споров. Еще одним сторонником рассматриваемой концепции стал Роберт Вуд, глава фирмы "Сирс". Вуд имел в виду косвенное влияние общества на организацию. Он утверждал далее, что нелепо измерить количественно или интерпретировать экономически затраты - выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд одним из первых признал многослойность широкой публики (выделив, например, потребителей, местные общины, держателей акций и работников), обслуживаемой фирмой. Он был также защитником подхода к решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций. Взгляды Вуда и других его сторонников в дальнейшем не получили особой поддержки. Чтобы понять, почему эти люди не оказали заметного влияния на позиции и практику бизнеса в то время, нужно вспомнить, что это был за период. Во время Великой Депрессии 30-х гг. главной заботой американских предприятий было элементарное выживание. Важнейшими и решающими для этого были экономические факторы. В это время почти все американцы и не ждали от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. Вы можете припомнить, что при рассмотрении различных методов управления было установлено, что ни одна из традиционных шкал не акцентирует внимания на взаимосвязи организации с внешней средой.

Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса