Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 10:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель написания данной работы заключается в исследовании вопро-
сов, связанных с понятием, сущностью и экономической природой фирмы.
Также целью написания курсовой работы является углубление теоретических
и практических знаний в сфере экономики предприятий, выработка умений
применять их при решении конкретных прикладных задач.

Оглавление

Введение
1. Экономическая природа фирмы как ячейки бизнеса 4-22
1.1. Происхождение фирмы 4-6
1.2. Определение понятия «фирмы» и классификация фирм 6-20
1.3. Фирма как ячейка бизнеса 20-21
1.4 Основные функции и цели фирмы 20-22
2.Социальная ответственность бизнеса 24-41
2.1 Понятие социальной ответственности бизнеса 24-26
2.2 Социальная ответственность бизнеса в России 26-29
2.3. Корпоративная социальная ответственность 29-37
2.4. Социальная ответственность и имидж организации 37-40
2.5 Рейтинг социально-ответственных компаний
3. Пути повышения эффективности функционирования фирм в России в условиях кризиса. 40-41
43-45
Заключение 44-45
Литература

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 85.20 Кб (Скачать)

        Существуют  два типа акционерных обществ:  закрытое и открытое (ст. 97 ГК РФ  и ст. 7 Закона об акционерных  обществах), различающихся по порядку  размещения капитала.

        Закрытое  акционерное общество («ЗАО») или  акционерное общество закрытого  типа («АОЗТ»)  распределяет свои  акции среди определенного круга  лиц, численность которых не  превышает 50 человек, что существенно  ограничивает возможности привлечения  дополнительных денежных ресурсов, но в то же время закрытая форма общества позволяет ему пользоваться льготами малого предпринимательства. Если число акционеров «ЗАО» превысит 50 человек, оно в течение года должно преобразоваться в открытое общество, иначе может быть ликвидировано в судебном порядке.

         Открытое акционерное общество («ОАО»)  распределяет свои акции по  открытой подписке. Акционеры «ОАО»  обладают личными и имущественными  правами, т.е. имеют право на  участие в голосовании и на  получение дивидендов (дохода на  акцию), а также части стоимости  имущества фирмы в случае ее  ликвидации.  «ОАО»  - более прогрессивная  форма объединения капиталов.  Ограниченность риска в пределах  стоимости принадлежащих акций  делает «ОАО» привлекательной  формой бизнеса. Выпуск акций  является одним из демократических  достижений рыночной экономики.

         Высшим органом управления «АО»  является собрание акционеров (исполнительный  совет директоров), избирающее из числа своих членов председателя или генерального директора, осуществляющего руководства текущей деятельностью общества.

         Контроль над финансовой деятельностью  «АО» осуществляется ревизионной  комиссией (ревизором), аудиторскими  фирмами.

        Реорганизация  и ликвидация «АО» регулируется  «Законом об акционерных обществах».

         ж) простое товарищество (совместная деятельность) – договорная форма совместной деятельности без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

          Договоры о совместной деятельности могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации.

         Материальная база договора о  совместной деятельности создается  из взносов и усилий участников (деньги, имущество, знания, навыки, деловые связи). Прибыль распределяется  между сторонами согласно заключенному  договору, в котором предусматривает  и ответственность (пени, штрафные  санкции) за неисполнение обязательств.

         Права и обязанности сторон  регулируются соответствующими  статьями гражданского кодекса  о совместной деятельности.

6. По масштабам деятельности  (критерию численности и годовому обороту капитала):

         а) мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя (семейные, 2-3 человека).

        б)  малое предпринимательство («МП»). Правовой статус «МП» определен  федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в РФ» от 14.06.95 г. №88-ФЗ.

        Размеры  «МП» в РФ установлены по  отраслям и сферам деятельности  в пределах:

       - промышленность  – 100 человек,

       - в науке  – 60 человек, 

       - строительство – 100 человек,

       - транспорт  – 100 человек,

       - научно-техническая  сфера – 60 человек,

       - сельское  хозяйство – 60 человек,

       - оптовая  торговля – 50 человек,

       - розничная  торговля и бытовое обслуживание  – 30 человек,

       - остальные  отрасли и виды деятельности  – 50 человек.

      Для «МП»  законом предусмотрено льготное  налогообложение, льготные условия  страхования и информационного обеспечения; упрощенный порядок регистрации и лицензирования, финансовая помощь через фонды поддержки, резервирование определенной доли государственных заказов; организация подготовки и повышения квалификации кадров.

        в)  средние – от 100 до 500 человек.

        г)  крупные – более 500 человек.

7. По форме объединений:

        а)  ассоциации,

        б)  союзы.

8. По видам международной  интеграции:

        а)  концерн;

        б)  конгломерат (одна из форм монополистических объединений);

        в)  консорциум – объединение для крупных инвестиций;

        г) артель – соглашение о ценах, рынках, квотах;

        д) холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних;

        е) синдикат – объединение сбыта;

       ж) пул  – объединение для любой деятельности с общей прибылью, распределяемой по квотам;

       з) трест – объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам;

      и) ассоциация;

      к) стратегический альянс.

9. По  степени зависимости  (аффилированности):

       а) материнские;

       б) дочерние.

10. По степени гражданства:

       а) резидентские,

       б) не  резидентские.

11. По участию и месту  в сфере материального и нематериального  производства:

       а) добывающие;

       б) обрабатывающие;

       в) строительные;

       г) предоставляющие услуги (сервисные).

12. По форме физического  и финансового участия:

       а) Единоличная  фирма (индивидуальная) – это  фирма, принадлежащая одному человеку, который единолично владеет и  управляет ею. Владелец фирмы несет неограниченную ответственность за дела фирмы и не делит ни с кем ни прибыль, ни убытки. Индивидуальный бизнес не является юридическим лицом, поэтому владелец платит только подоходный налог с граждан. Такая форма бизнеса характерна для мелких магазинов, предприятий, сферы услуг, ферм, а также для деятельности врачей и юристов.(3);

      б) Партнерство – фирма, которая находится в собственности двух или более (до 50 человек), добровольно объединивших свои капиталы и ведущих дело, как совладельцы. Партнерство, как индивидуальная фирма, не является юридическим лицом, и поэтому партнеры облагаются только подоходным налогом. В отличие от индивидуальной фирмы партнерство может охватить значительную величину капитала. Но также как и в первой форме бизнеса несут не ограниченную ответственность за убытки, потери, долги.

Наибольшее распространение  партнерство получило в юриспруденции, бухгалтерии, медицине.(1)

      в) корпорация  – это фирма, в которой собственность  поделена на части, а ответственность  определяется величиной вклада  каждого владельца.

       Более  полное определение корпорации  – это межотраслевое, крупномасштабное, добровольное объединение физических  и юридических лиц, связанных  законными обязательствами по  выработке согласованной политики  в области специализации и  интеграции производства, объемов  производимой однородной продукции,  раздела рынков сбыта, капитальных  вложений, кооперирования в области  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  работ (НИОКР) и освоения производства  новой продукции.

       Участники  данной фирмы образуют акционерное общество. Здесь законодательство отделяет имущество и ответственность корпорации от имущества и ответственности ее совладельцев. Корпорация обладает собственностью и заключает контракты от своего собственного имени, а не от имени совладельца.

        Преимущество  корпорации заключается в том,  что она может привлечь значительный  капитал путем продажи акций.  Кроме того ответственность каждого  акционера ограничивается лишь  его вкладом в предприятие.  В случае банкротства такой  фирмы  он теряет только  стоимость своих акций. Владельцы  корпорации свободно продают  и покупают акции по рыночным  ценам.

         В то же время корпорации  присущи и недостатки: реальное  участие  в управлении такой  фирмой, контроль над ее деятельностью  могут осуществлять лишь владельцы,  обладающие не менее 20% акций.

Существенно снижает привлекательность  корпорации и система двойного обложения  налогом акционеров: корпорация платит налоги с прибыли. Это уменьшает процент дивиденда акционеров. Кроме того, акционер выплачивает еще и налог с дивиденда. И все же корпорации отличаются устойчивостью. (2)

13. По степени ответственности:

        а)  неограниченной (солидарной)

        б)  ограниченной

14. По объему и ассортименту  выпускаемой продукции: 

        а)  однопродуктовые

       б) многопродуктовые. (5)

      Следует  отметить, что признаки классификации  характеризуют предприятия одновременно  с разных сторон, т.е. предприятие  может быть коммерческим, имеющим  юридическое лицо, частным или  смешанным по виду собственности,  обществом с ограниченной ответственностью  по форме хозяйствования и  т.д. признаки взаимно дополняют друг друга, взаимосвязаны между собой. Формы по цели и содержанию могут быть коммерческими и некоммерческими. (с)

         1.3 Фирма как ячейка бизнеса.

         Фирма (от итал.//firma) — универсальное, обобщающее название хозяйствующих субъектов рыночной экономики (предприятий, компаний, корпораций, хозяйственных обществ и других форм хозяйствования) как ячеек бизнеса.

        Бизнес  ( от англ. business) – это инициативная, связанная с риском самостоятельная деятельности хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц)  под их имущественную ответственность, имеющая целью получения прибыли, осуществляемая в пределах организационно-правовых форм предприятия.

          Бизнес – это деятельность, организуемая  особым видом инициативы и  ответственности человека, предпринимательскими  способностями. (5)

         Бизнес в данном случае является  рынком, разумеется, фирма и рынок  понятия неотделимые, они напрямую  связаны. Чем больше высокоразвитых  фирм, тем обширнее и лучше развит рынок. Соответственно, чем больше рынок, тем легче фирмам развиваться. (с)

         1.4. Основные функции и цели фирмы.

         Функции фирмы непосредственно  связаны с ее характеристикой.

         Предприятие как экономический  субъект характеризуется следующими  чертами:

         - самостоятельностью принятия решений;

         - стремлением к максимизации  прибыли;

         - использованием различных комбинаций  ресурсов в производстве товаров;

         - определением предложения товаров  при реализации своей продукции  другим фирмам, домохозяйствам и  государству;

        - формированием  доходов собственников ресурсов;

        - реализацией  предпринимательских подходов к  решению производственных и организационных  проблем;

         Таким образом, основная функция  фирм состоит в привлечении,  соединении и эффективном использовании  ресурсов для производства и предложения товаров, удовлетворяющих общественные потребности, на рынке. (1)

        Т.к.  предприятия (фирмы) представляют  собой самостоятельные хозяйственные  единицы разных форм собственности,  объединившие экономические ресурсы  для осуществления коммерческой  деятельности. Под последней понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

        Конечной  целью деятельности фирмы является  упрочнение ее позиций на рынке,  прежде всего за счет максимизации  прибыли. Цель максимизации денежной прибыли является определяющий в условиях совершенной конкуренции.

        В  условиях несовершенной конкуренции  извлечение максимальной прибыли  дополняется, уточняется, ограничивается  или даже иногда замещается  другими целевыми установками  фирмы, прежде всего такими, как  максимизация валовой выручки  (продаж) при обеспечении удовлетворительного  объема чистой выручки (прибыли); максимизация темпов роста валовой  выручки (продаж); выход на новый рынок; сохранение или увеличение имеющейся доли рынка.

      Минимизация  убытков является оборотной стороной  максимизации прибыли как одной  из целей деятельности предприятия.  Эти два понятия неразрывно  связаны между собой. Однако  следует отметить, что, будучи  ориентированной на высокий положительный  результат, в краткосрочном плане  фирма может переживать менее  успешные периоды своей деятельности. Речь идет о финансовых потерях,  возникновение которых напрямую связано с рисками, сопровождающими предпринимательскую деятельность (см. 5.6). Предпринимательский риск, собственно, и определяется как вероятность возникновения у фирмы потерь, к которым относится и недополучение прибыли по сравнению с прогнозируемой величиной, и возникновение убытков.

Информация о работе Экономическая природа и функции фирмы. Социальная ответственность бизнеса