Экономическая природа и форма деловых фирм

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:10, курсовая работа

Краткое описание

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Определение и сущность фирмы
Определения понятия «фирма»
Объективные причины возникновения и существования фирм
Цели фирмы
Роль государства в функционировании фирмы
Основные экономические элементы функционирования фирм
Сферы деятельности фирмы и структура бизнеса
Издержки производства и реализации продукции
Имущество предприятия и прочие средства
Формы деловых фирм
Индивидуальная фирма
Товарищества
Корпорация
Регулируемая и государственная фирмы
Неприбыльная организация и потребительский кооператив
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Прибыль фирмы и порядок ее образования
Экономическая эффективность деятельности фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

КУР МАКРО.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

 

Министерство  образования и науки Украины

Донбасская государственная  машиностроительная академия

Кафедра экономической  теории

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине «Макроэкономика»

на тему

«Экономическая природа  и формы деловых фирм»

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      Выполнила:

                                                                           ст.гр. ПТМ 10-2

                                                            Палий И В

                                                                          

 Руководитель:

                                                                         Шубная Е В

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа допущена к защите  «____»__________с оценкой_______

 

Работа защищена   «____»__________с оценкой_______

 

 

 

 

Краматорск 2011

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

  1. Определение и сущность фирмы
    1. Определения понятия «фирма»
    2. Объективные причины возникновения и существования фирм
    3. Цели фирмы
    4. Роль государства в функционировании фирмы
  2. Основные экономические элементы функционирования фирм
    1. Сферы деятельности фирмы и структура бизнеса
    2. Издержки производства и реализации продукции
    3. Имущество предприятия и прочие средства
  3. Формы деловых фирм
    1. Индивидуальная фирма
    2. Товарищества
    3. Корпорация
    4. Регулируемая и государственная фирмы
    5. Неприбыльная организация и потребительский кооператив
  4. Основные экономические показатели деятельности предприятия
    1. Прибыль фирмы и порядок ее образования
    2. Экономическая эффективность деятельности фирмы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.

На протяжении последнего десятилетия  в Украине интенсивно идет процесс  формирования рыночных отношений. Наилучшему их развитию способствует предпринимательская деятельность. Фирма является главным звеном рыночной экономики, поскольку только с помощью фирм происходит интенсивное функционирование и развитие рыночных отношений. Поведение фирмы на рынке имеет большое значение не только для предпринимателя и сотрудников фирмы, но и для других групп субъектов. Изучение поведения фирм является необходимым условием выработки экономическими агентами адекватных решений как на микро-, так и на макроуровне. Фирма как экономическое явление интегрирует и организует экономику на микроуровне. Совокупность же фирм определяет эффективность национальной, региональной и мировой экономики в целом. Фирма всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Существование фирм в рыночной экономике  требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы?  Вопрос этот можно сформулировать с  точность наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

Основной задачей работы является изучение  и обобщение теоретико-методологических основ по вопросам экономики предприятий.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что  фирма - это предприятие, организация, учреждение, которое осуществляет хозяйственную  деятельность с целью получения  прибыли. Организационной единицей предпринимательства есть фирма. Понимание экономического механизма функционирования фирмы является необходимым условием эффективного управления ее деятельностью.

Целью данной работы является обзор  и анализ научно-экономической литературы с целью определения роли фирмы как субъекта современной экономики и выявления основных аспектов взаимодействия фирмы с другими экономическими субъектами.

В работе раскрыты следующие вопросы: определение и сущность фирмы; основные экономические элементы функционирования фирм; основные экономические показатели деятельности предприятия.

В современной научной литературе присутствуют несколько взглядов на теорию фирмы. По всей видимости, наиболее полным, объективным и в то же время сравнительно легко воспринимаемым исследованием в данной области является  учебник по экономической теории, авторами которого являются: доктор экономических наук, профессор М.С. Сажина и Г.Г. Чибриков.

При написании работы использовались Законы Украины и прочие нормативные  акты, учебники, монографии, периодические издания, аналитические статьи по экономике предприятий, экономической теории, менеджменту, предпринимательству и т.п.

Первый раздел посвящен рассмотрению фирмы как экономического субъекта, причины и цели возникновения  фирмы в рыночной экономике. Во второй главе рассматриваются основные экономические элементы функционирования фирм. В третьей главе рассматриваются существующие на настоящий момент формы фирм, в соответствии с которыми организованы и функционируют практически все современные предприятия в условиях рыночной экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Определение и сущность  фирмы

1.1 Определение понятия  «фирма»

Исторически экономическая деятельность человечества началась с натурального хозяйства, когда каждая семья сама добывала себе все необходимые для жизни блага. Потом люди открыли выгоды специализации и начали обмениваться между собою плодами специализированной работы. При этом производство благ сначала велось в рамках домашнего хозяйства, а все необходимые для производства ресурсы каждый добывал для себя сам. Но специализация развивалась и ее логика привела человечество к новому шагу - к созданию фирм.

Фирма как институт изначально являлась опорой предпринимательства, продуктом  рыночной экономики. На последующих  стадиях экономического развития и научно-технического прогресса ее функции расширяются, роль возрастает. Первоначально термин «фирма» (от итальянского firma – подпись) означал «торговое имя» коммерсанта. Ныне – это организационная структура бизнеса, предпринимательская единица во всех сферах экономики, обладающая не только юридической, но и реальной экономической самостоятельностью.

Таким образом, фирма - это организация, созданная специально для того, чтобы  производить блага для продажи. Более точно, следует, говорить о  фирме как об организации, которая владеет следующими признаками:

  1. она созданная для производства товаров или услуг;
  2. она покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ;
  3. свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или другим организациям;
  4. ее собственники хотят получать для себя доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.

Главная причина возникновения  фирм состоит в том, что они  оказались более удобной формой организации производства благ, чем  натуральное хозяйство или мелкое домашнее производство. Опыт показал, что создавая все более большие и специализированные фирмы, можно добиться более рациональной организации производства благ, то есть тратить на эти цели меньший объем ограниченных ресурсов, а главное - сокращать транзакционные (организационно-договорные) затраты.  

  Транзакционные (организационно-договорные) затраты - затраты времени, усилий и денег на поиск поставщика ресурсов или услуг, заключения с ним соглашения о ценах и других условиях сделки и контроль за тем, чтобы она была выполнена.

Одной из главных проблем деятельности любой фирмы является управление затратами на производство и сбыт своих товаров - фирма должна производить  свои товары с затратами, которые  будут оправдываться полезностью этих товаров для покупателей, т.к.  покупатели приобретают товары именно за их полезность, а затраты фирмы и покрывающие их цены они воспринимают лишь как неминуемую плату за возможность не изготовлять эти товары самостоятельно.

Само по себе создания фирмы не является залогом коммерческого успеха. Для этого фирма должна суметь решить несколько очень сложных задач:

  1. найти товар, на который существует рыночный спрос или суметь создать такой спрос;
  2. организовать производство товара таким образом, чтобы его качество отвечало требованиям покупателей, а затраты были меньше, чем его рыночная цена;
  3. суметь наладить продажу своего товара, чтобы он не потерялся на фоне продукции конкурирующих фирм, а затраты на сбыт не оказались бы слишком большими.

Мир фирм очень разнообразен и нестабилен: на рынке постоянно появляются новые фирмы, а когда-то существующие исчезают в никуда, просто закрываясь. Логика этого процесса простая:

  • только на рынке какого-либо товара складываются условия для получения повышенной прибыли, как туда направляются новые фирмы;
  • но удержаться на рынке могут лишь те фирмы, которые успешно решают описанные выше три задачи и потому способны производить товары с соотношением "качество/цена", что устраивает покупателей. А те фирмы, которые производят товары с затратами, слишком высокими, чтобы добиться такого соотношения качества и цен своих товаров, перестают получать прибыль. Потом они начинают нести убытки;
  • выручка от продаж оказывается меньше суммы затрат и в результате фирмы разоряются и закрываются. Или переходят на другие рынки, где условия для деятельности лучше.

 

1.2 Объективные причины возникновения и существования фирм

Существует несколько подходов к объяснению возникновения и  развития фирм.

Во-первых, фирма представляет собой  организационно-экономическую систему, с помощью которой осуществляются производственные процессы для создания товаров и услуг.

Во-вторых, в социально-экономическом  отношении фирмы – это общность людей, объединенных едиными мотивами действия.

В-третьих, фирма – совокупность взаимовыгодных контрактов. Последнее определение интересно потому, что фирма представляется не как объединение людей, машин и технологий, а как механизм реализации рыночных отношений, в основе которых лежат издержки по осуществлению хозяйственных сделок – трансакций. Р. Коуз, лауреат Нобелевской премии по экономике за 1991 г. "за открытие и прояснение значения издержек трансакций и прав собственности для институциональной структуры и функционирования экономики", показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, названных трансакционными.

Такой подход позволяет анализировать  как рыночные, так и внутрифирменные  экономические связи. Существуют следующие  виды трансакционных затрат: поиск  информации о состоянии рынка – о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг; заключение сложных контрактов, включающих оговорки на случай непредвиденных обстоятельств; долгосрочные отношения по отдельным вопросам; периодически повторяющиеся сделки по продаже различных товаров; соблюдение условий контрактов; юридическое сопровождение выполнения контрактов. Фирмы возникают в связи с огромными затратами на осуществление бесчисленного количества сделок.

Внутрифирменные экономические связи (внутрифирменные трансакции) охватывают многогранную деятельность фирмы по организации производства, рациональному использованию факторов производства.

Рыночные (внешние) и внутрифирменные  трансакции тесным образом связаны  между собой, и соотношение между ними влияет на оптимальный размер фирмы, иначе можно было бы рассматривать всю экономику как одну гигантскую фирму.

В этом аспекте Р. Коуз выделяет следующие  существенные моменты:

  1. По мере того как фирма становится крупнее, доходы от предпринимательской деятельности могут снижаться, т.е. издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы могут возрастать. Действительно, должна быть достигнута некая точка, в которой издержки организации дополнительных трансакций внутри фирмы равняются издержкам, связанным с осуществлением трансакций на открытом рынке, или издержкам организации их другим предпринимателем.
  2. Может случиться так, что в результате роста числа организуемых трансакций предпринимателю не удастся разместить факторы производства так; чтобы они создавали наибольшую стоимость, иначе говоря, ему не удастся извлечь максимальную пользу из факторов производства. То есть должна быть достигнута такая точка, в которой потери от неэффективного использования ресурсов равняются издержкам трансакций обмена на открытом рынке или потерям, имеющим место в случае организации этой трансакции другим предпринимателем.
  3. Цена реализации одного или более фактора производства может расти, так как "другие преимущества" мелкой фирмы выше, чем преимущества крупной фирмы.

Информация о работе Экономическая природа и форма деловых фирм