Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 01:10, курсовая работа
Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли.
ВВЕДЕНИЕ
Определение и сущность фирмы
Определения понятия «фирма»
Объективные причины возникновения и существования фирм
Цели фирмы
Роль государства в функционировании фирмы
Основные экономические элементы функционирования фирм
Сферы деятельности фирмы и структура бизнеса
Издержки производства и реализации продукции
Имущество предприятия и прочие средства
Формы деловых фирм
Индивидуальная фирма
Товарищества
Корпорация
Регулируемая и государственная фирмы
Неприбыльная организация и потребительский кооператив
Основные экономические показатели деятельности предприятия
Прибыль фирмы и порядок ее образования
Экономическая эффективность деятельности фирмы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
4.1. Прибыль фирмы и порядок ее образования
Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями:
Экономический эффект - это абсолютный показатель (прибыль, доход от реализации и т.п.), характеризующий результат деятельности предприятия. Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности производственного предприятия, - это прибыль. Порядок образования прибыли показан на рис 4.1а.
Прибыль от реализации продукции (от основной деятельности) (Пр) |
| |
+ Прибыль от прочей реализации (Ппр) |
| |
+ Прибыль от внереализационных операций (Пвн) |
| |
=
Балансовая (валовая) прибыль Пб=Пр+Ппр+ |
| |
- Налоги и сборы (отчисл.) |
| |
= Чистая прибыль Пч=Пб - отчисл. |
| |
- Дивиденды (ДВ) |
| |
- Проценты за кредиты (проц.) |
| |
=
Нераспределенная прибыль Пнр= |
Рис. 4.1а. Порядок образования прибыли
Прибыль Пр от реализации продукции (продаж) - это разность между выручкой от продаж (Вр) издержками на производство и сбыт продукции (полной себестоимостью Зпр), суммой налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизами (АКЦ):
Пр = Вр - Зпр - НДС - АКЦ.
Прибыль от прочей реализации (Ппр) - это прибыль, полученная от реализации основных средств и другого имущества, отходов, нематериальных активов. Она определяется как разница между выручкой от реализации (Впр) и затратами на эту реализацию (Зр):
Ппр = Впр - Зр.
Прибыль от внереализационных операций - это разница между доходами от внереализационных операций (Двн) и расходами по внереализационным операциям (Рвн):
Пвн = Двн-Рвн.
Доходы от внереализационных операций - это доходы от долевого участия в деятельности другого предприятия, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и другим ценным бумагам, поступления от сдачи в аренду имущества, полученные штрафы, а также другие доходы от операций, непосредственно не связанные с реализацией продукции.
Расходы по внереализационным операциям - это затраты на производство, которое не дало продукции.
Балансовая прибыль: Пб = Пр + Ппр + Пвн.
Чистая прибыль: Пч = Пб - отчсл.
Нераспределенная прибыль: Пнр = Пч -ДВ - проц.
Порядок распределения прибыли
Прибыль может распределяться по направлениям указанным на рис.4.1б.
Рис. 4.1б. Распределение прибыли
Резервный фонд создается предприятием
на случай прекращения его деятельности
для покрытия кредиторской задолженности.
Образование резервного фонда для
предприятий отдельных
Фонд накопления предназначен для создания нового имущества, приобретения основных и оборотных средств. Величина фонда накопления характеризует возможности предприятия по развитию и расширению.
Фонд потребления предназначен для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению персонала фирмы.
4.2. Экономическая эффективность деятельности фирмы
Экономическая эффективность - это относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами, обусловившими этот эффект, или с ресурсами, использованными для достижения этого эффекта:
.
Степень доходности предприятия можно оценить с помощью показателей рентабельности. Можно выделить следующие основные показатели:
а) рентабельность продукции (отдельных видов) (Rп) рассчитывается как отношение прибыли от реализации продукции (Пр) к затратам на ее производство и реализацию (Зпр):
б) рентабельность основной деятельности (Rод) - отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию:
где Пр.в.п - прибыль от реализации всей продукции;
Зпр.в.п - затраты на производство и реализацию выпускаемой продукции;
в) рентабельность активов (Rа) - отношение балансовой прибыли к итогу среднего баланса (Кср). Этот показатель характеризует, насколько эффективно используются основные и оборотные средства предприятия. Этот показатель представляет интерес для кредитных и финансовых учреждений, деловых партнеров и т.д.:
г) рентабельность основного капитала (Rо.к) - отношение балансовой прибыли (Пб) к средней стоимости основного капитала (Офс.г):
д) рентабельность собственного капитала
(Rс.к) - отношение чистой прибыли (Пч)
к средней стоимости
,
Этот показатель характеризует, какую прибыль дает каждая гривна, инвестированный собственником капитала;
е) период окупаемости капитала (Т) - это отношение капитала (К) к чистой прибыли (Пч).
.
Этот параметр показывает, через сколько лет окупятся вложенные в данное предприятие средства при неизменных условиях производственно-финансовой деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования
можно сделанные следующие
Фирма - хозяйственная организация, созданная специально для того, чтобы производить товары (предоставлять услуги) и продавать их на рынке ради получения прибыли.
Фирме присущи следующие признаки: она созданная для производства товаров или услуг; она покупает или арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ; свои товары или услуги она продает индивидуальным покупателям, другим фирмам или другим организациям; ее собственники хотят получать для себя доход от продажи товаров или услуг в форме прибыли.
Само по себе создание фирмы не является залогом коммерческого успеха. Для этого фирма должна суметь решить несколько очень сложных задач: найти товар, на который существует рыночный спрос или суметь создать такой спрос; организовать производство товара таким образом, чтобы его качество отвечало требованиям покупателей, а затраты были меньше, чем его рыночная цена; суметь наладить продажу своего товара, чтобы он не потерялся на фоне продукции конкурирующих фирм, а затраты на сбыт не оказались бы слишком большими.
Вся жизнь фирм связана с тремя персонажами: предпринимателем; совладельцем (или совладельцами) менеджером.
В процессе хозяйственной деятельности в результате комбинации факторов производства и взаимодействия между такими категориями, как цена, объемы производства и реализации продукции и различными видами издержек, формируется валовая прибыль как разница между ценой продукции и ее себестоимостью (издержками на производство и реализацию). В финансовой сфере деятельности производится распределение этой прибыли между владельцами (в форме дивидендов), кредиторами (в процентах) и бюджетом (в виде налогов). Часть нераспределенной прибыли реинвестируется для развития производства и вместе с привлеченным капиталом составляет потенциал финансирования предприятия, который в виде новых инвестиций вновь поступает в хозяйственную деятельность.
Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме — прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономиче-ских стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления.
Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.
По мнению Р. Коуза, наличие трансакционных издержек объясняет появ-ление такого особенного механизма, который называется фирмой. Действи-тельно, если необходимость прибегать к рыночному механизму формирования цен и условий реализации продукции обходится фирме слишком дорого, то она будет стремиться прибегнуть к иным внерыночным способам установления цен, т.е. к долговременным контрактам с покупателем продукции о величине цены и условиях купли-продажи.
В курсовой работе, мною были
рассмотрены различные
Результативность деятельности предприятия можно охарактеризовать следующими показателями: экономический эффект; показатели эффективности; период окупаемости капитала; точка безубыточности ведения хозяйства.
ЛИТЕРАТУРА
Информация о работе Экономическая природа и форма деловых фирм