Экономи́ческая
рефо́рма 1965 г. в СССР, (в СССР известна
как Косыгинская реформа, на Западе
как реформа Либермана) — реформа управления
народным хозяйством и планирования, осуществлённая
в 1965—1970 гг. Характеризовалась внедрением
экономических методов управления, расширением
хозяйственной самостоятельности предприятий,
объединений и организаций, широким использованием
приёмов материального стимулирования.
Связывается с именем председателя Совета Министров
СССР А. Н. Косыгина.
Традиционно проведение
реформы связывали с усложнением
экономических связей, что снижало
эффективность директивного планирования.
Было признано, что существующая система
планирования недостаточно заинтересовывает
предприятия, поэтому было принято решение
о проведение реформы. Было 2 идеи: Либерман
с докладом«О совершенствовании планирования
и материального поощрения работы промышленных
предприятий» и альтернативная идея Глушкова
развивавшего программу тотальной информатизации
экономических процессов.
Косыгин — самый
«прижимистый» член Политбюро, умевший
считать народную копейку, — выбрал реформу
Либермана.
Реформа представляла
собой комплекс из пяти групп мероприятий:
- Ликвидировались
органы территориального хозяйственного
управления и планирования — советы
народного хозяйства,
созданные в 1957 г., предприятия становились
основной хозяйственной единицей. Восстанавливалась
система отраслевого управления промышленностью,
общесоюзные, союзно-республиканские
и республиканские министерства и ведомства.
- Сокращалось
количество директивных (риск) плановых
показателей (с 30 до 9-ти). Действующими
оставались показатели по: общему объёму
продукции в действующих оптовых ценах;
важнейшей продукции в натуральном измерении;
общему фонду заработной платы; общей
суммы прибыли и рентабельности, выраженной
как отношение прибыли к сумме основных
фондов и нормируемых оборотных средств;
платежам в бюджет и ассигнованиям из
бюджета; общему объёму капитальных вложений;
заданий по внедрению новой техники; объёму
поставок сырья, материалов и оборудования.
- Расширялась
хозяйственная самостоятельность предприятий.
Предприятия обязаны были самостоятельно
определять детальную номенклатуру и
ассортимент продукции, за счёт собственных
средств осуществлять инвестиции в производство,
устанавливать долговременные договорные
связи с поставщиками и потребителями,
определять численность персонала, размеры
его материального поощрения. За невыполнение
договорных обязательств предприятия
подвергались финансовым санкциям, усиливалось
значение хозяйственного арбитража.
- Ключевое
значение придавалось интегральным показателям
экономической эффективности производства —
прибыли и рентабельности. За счёт прибыли
предприятия получали возможность формировать
ряд фондов — фонды развития производства,
материального поощрения, социально-культурного
назначения, жилищного строительства,
др. Использовать фонды предприятия могли
по своему усмотрению (разумеется, в рамках
существующего законодательства).
- Ценовая политика:
оптовая цена реализации должна была обеспечивать
предприятию заданную рентабельность
производства. Вводились нормативы длительного
действия — не подлежащие пересмотру в
течение определённого периода нормы
плановой себестоимости продукции.
Основные мероприятия
реформы были введены в действие
на протяжении 8-й пятилетки 1965—1970 гг. К осени 1967 г. по новой системе
работали 5,5 тыс. предприятий (1/3 промышленной
продукции, 45 % прибыли), к апрелю 1969 г. 32 тыс. предприятий
(77 % продукции).
На протяжении
пятилетки фиксировались рекордные
темпы экономического роста. В 1966—1979 гг. среднегодовые темпы
роста национального дохода в СССР составляли
6,1 % (США 3,1 %, Японии 7,4 %, ФРГ 3,4 %, Франции 4,4 %,
Великобритании 2,2 %).Был осуществлён ряд
крупных хозяйственных проектов (создание Единой
энергосистемы,
внедрение автоматизированных
систем управления
(АСУ), развитие гражданского автомобилестроения
и пр.). Высокими были темпы роста жилищного
строительства, развития социальной сферы,
финансировавшихся за счёт средств предприятий.
Восьмая
пятилетка
получила образное название «золотой».
Среднегодовые
темпы роста, % |
годы |
Валовой
общественный продукт |
Национальный
доход |
1961—1965 |
6,5 |
6,5 |
1966—1970 |
7,4 |
7,7 |
1971—1975 |
6,4 |
5,7 |
1975—1979 |
4,4 |
4,4 |