Социально-экономическая сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:50, лекция

Краткое описание

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха. Возникает понятие государственных финансов (16-17вв), государственного бюджета и государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагом накопления первоначального капитала. Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственный займы и налоги. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения, в связи с образованием распределения и перераспределения фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения денежных средств национального дохода.

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит. Лекции..docx

— 53.27 Кб (Скачать)

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

Возникновение финансов

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы с разложением. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства, все большую значимость стали приобретать денежные расходы и доходы государства. На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.  С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха. Возникает понятие государственных финансов (16-17вв), государственного бюджета и государственного кредита. Государственные финансы послужили мощным рычагом накопления первоначального капитала. Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственный займы и налоги. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобретают всеохватывающий характер, финансы выражают экономические отношения, в связи с образованием распределения и перераспределения фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения денежных средств национального дохода.

 

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВ

По  своему материальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющий финансовые ресурсы страны.

Главным условием роста финансовых ресурсов является увеличение национального  дохода. Финансовая наука изучает  не ресурсы, как таковые, а общественные отношения, которые возникают на условии образования распределения  и использования ресурсов. Она  исследует закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая  сущность финансовых отношений определяется при рассмотрении вопроса «за  счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах  используются эти средства?»

Сущность  финансов проявляется в функциях.

Функции – та работа, которую выполняют финансы.

Функции финансов:

    1. Распределительная
    2. Контрольная
    3. Обеспечивающая
  1. Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода в процессе создания так называемых основных или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу.

Основные  доходы формируются при распределении  национального дохода среди участников материального производства.

РИСУНОК

 

 

 

Сумма доходов равна национальному  доходу.

Основные  фонды формируются при распределении национального дохода среди участников материального производства и делятся на:

    1. з/п рабочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в материальной сфере производства.
    2. Доход предприятий в сфере материального производства.

Первичные доходы не образуют общественных денежных фондов, достаточных для развития приоритетных отраслей народного хозяйства, обеспечения обороноспособности страны, удовлетворение материальных и культурных потребностей населения. Нужно дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

При распределении национального дохода, связанном: с межотраслевым и  территориальным перераспределением средств в интересах наиболее эффективного и рационального использования  доходов и накоплении предприятий, наличие непроизводственной сферы, в которой национальный доход  не создается (просвещение, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление); перераспределение доходов между различными социальными группами населения.

В результате перераспределения образовались производственные доходы. К ним относятся  доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы, налоги.

Вторичные доходы служат для формирования конечных пропорций и использования национального  дохода.

    1. Контрольная функция тесно связана с распределительной. Она проявляется в контроле за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходовании их по целевому назначению.

Одна из задач контроля – это проверка соблюдения точного финансового законодательства, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств  перед бюджетной системой, налоговой службы, банками, а так же взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.

Распределительная и контрольная функции осуществляются финансами одновременно.

Каждая  финансовая операция означает распределение  общественного продукта и национального  дохода, и контроль за этим распределением.

    1. Воспроизводственная функция включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главные части – национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием товарно-денежных финансовых и кредитных отношений.

Важная  роль в воспроизводстве всех составных  частей ВВП принадлежит государственным  финансам и финансовым предприятиям. Государство воздействует на производственный процесс через финансирование отдельных  предприятий и отраслей, социальных мероприятий и налоговую политику.

За  счет централизованных фондов обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне; осуществляется межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов для выравнивания уровня экономического и социального развития отдельных регионов.

Особенно  велика роль финансов в расширенном  воспроизводстве предприятий различных  форм собственности, поскольку при  их непосредственном участии создается  ВВП и происходит его распределение  внутри предприятий и отраслей.

Финансирование  расширенного воспроизводства осуществляется как за счет амортизации непосредственной прибыли, так и за счет ресурсов, которые мобилизуются на финансовых рынках. Амортизация и прибыль – это собственные средства предприятия, а ресурсы, мобилизуемые на финансовых рынках – привлеченные.

Распределительная и воспроизводственная функции  реализуются через финансовый механизм, представляющий собой часть хозяйственного механизма.

Финансовый  механизм включает совокупность форм финансовых отношений в народном хозяйстве, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методы финансового планирования, формы управления финансами и финансовой системы, финансовое законодательство.

ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ. ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ.

 Это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций.

Финансовая  политика сводится к трем основным элементам:

    1. Определение и постановка главных целей и конкретизация перспективных и ближайших задач, которые необходимо решать для достижения поставленных целей на определенный период жизни общества.
    2. Разработка методов, средств, конкретных норм организации отношений, с помощью которых данные цели достигаются в кротчайшие сроки, а ближайшие и перспективные задачи решаются оптимальным образом.
    3. Подбор и расстановка кадров, способных решать поставленные задачи, организовать их выполнение.

Финансовая  политика, в зависимости от длительности периода и характера решаемых задач, делится на финансовую стратегию  и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия – это долговременный план.

Финансовая  тактика – направлена на решения задач конкретного этапа развития общества. Отличается гибкостью, динамичностью, и обычно задачи финансовой тактики ограничены годом или несколько большим промежутком времени. Финансовая стратегия и тактика должны быть взаимосвязаны, но тактика подчиняется стратегии. Если государство не добивается результатов с помощью тактики, приходится вносить коррективы в стратегический курс.

Большое влияние на финансовую политику оказывает  финансовое право. Успешная реализация мероприятий, предусмотренная государством в области финансов, возможно лишь при условии принятия соответствующих  нормативных документов.

Финансовое  право может оказывать как  положительное, так и отрицательное  влияние на финансовую политику. Оно  регулирует финансовые отношения между  государством с одной стороны, и  субъектами хозяйствования населения  с другой стороны. Другие финансовые отношения (между, внутри предприятия), регулируется административным и гражданским  правом.

Для эффективного проведения финансовой политики большое значение имеет механизм его финансового значения. Такое  регулирование исполняет исполнительную власть, так как она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако, основная часть нормативных документов в демократическом обществе принимается парламентом. Таким образом, финансовая политика исполнительной власти корректируется законодательно.

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности общественного развития, интересы всех слоев и групп общества и потребности, особенности их жизни.

Ни  в меньшей мере ее успех зависит  от качественной разработки механизма  согласования и реализации интересов  всех слоев общества и имеющихся  у государства объективных возможностей.

Для оценки финансовой политики данного правительства, в первую очередь, необходимо знать, что:

  1. Какую цель оно ставило в общественном развитии?
  2. Какие перспективы, сроки, задачи должны быть решены?

Только  при таком условии можно дать объективную оценку финансовой политики.

Первоочередные  задачи, стоящие перед современной финансовой политикой российского государства – это борьба с инфляцией, преодоление спада производства, повышение социальной защищенности населения.

УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ

Экономический строй, или система хозяйствования определяет круг финансовых отношений, входящих в сферу управленческих функций непосредственно государства  и его органов.

В странах с развитой рыночной экономикой большая часть финансовых отношений  находится вне управления государства, так как основная часть финансовых ресурсов формируется и используется их собственником по своему усмотрению.

Управление  – это совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

Управление  финансами осуществляется через  сложившуюся систему отношений, обусловленную историческими, экономическими и политическими условиями, и  подчиненного финансовой политике государства. В управлении финансами, как в  любой другой управляемой системе, выделяются объекты и субъекты управления.

В качестве объектов выступают разнообразные виды финансовых отношений, а субъектами – те организационные структуры, которые осуществляют управление.

Управление  финансами осуществляет специальный  аппарат, с помощью определенных приемов и методов, в том числе  разнообразных стимулов и санкций.

Выделяют  три группы объектов:

  1. Финансы предприятий
  2. Страховые отношения
  3. Государственные финансы

Им соответствуют  следующие субъекты управления:

  1. Финансовые служебные предприятия
  2. Страховые органы
  3. Финансовые органы
  4. Налоговые инспекции

Совокупность  всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.

Управленческие  решения принимаются на основе анализа  финансовой информации, которая должна быть полной и достоверной, обеспечивающей принятия обоснованных решений.

Финансовая  информация базируется на бухгалтерской  оперативности и статистической отчетности.

Управление  финансами регулируется высшими  законодательными органами, через принятие финансовых законов, утверждение государственного бюджета и отчета о его исполнении, введение или отмену отдельных видов  налога, размер государственного долга  и других финансовых параметров.

Общее управление финансами в РФ возложено  на высшие органы власти – государственную  думу и аппарат президента.

Помимо  президента РФ, в управлении финансами (которое осуществляется органами власти), в управлении участвуют:

  • Администрация президента
  • Правительство РФ
  • Федеральное собрание РФ
  • Территориальные органы правительства и исполнительной власти

Компетенция федеральных органов власти – рассмотрение и утверждение бюджета и внебюджетных фондов, отчета об их исполнениях, установление налоговых и неналоговых платежей, определение размеров и условий выплаты пенсий, разработка финансового законодательства, определение основных направлений в финансовой политике РФ).

Компетенция территориальных органов власти – рассмотрение и утверждение соответствующих бюджетов и и распределение внебюджетных фондов, осуществление разработки финансового и местного законодательства в рамках, установленных федеральным законом.

Основные  задачи министерства финансов РФ:

  • Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики (изначальная концепция)
  • Составление проекта и исполнение федерального бюджета
  • Обеспечение устойчивости государственных финансов и активное воздействие на социально-экономическое развитие страны
  • Контроль за величиной бюджетного дефицита
  • Концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях
  • Осуществление финансового контроля за рациональным использованием бюджетных средств из фондов
  • Мероприятия в области государственных кредитов, привлечение денежных средств, занятых в России и за рубежом

Информация о работе Социально-экономическая сущность и функции финансов