Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа
Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны. Поскольку именно от эффективности экономики зависит уровень и качество жизни населения, система образования, здравоохранения, культуры, эффективность производства, эффективность государственного управления.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
5
2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
8
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
17
4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35
ПРИЛОЖЕНИЯ А Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2011№ 591
36
Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось жилищное строительство. Прогнозный показатель по вводу в эксплуатацию общей площади жилых домов не выполняется.
За 11 месяцев 2011 г. введено 4566,9 тыс. кв. метров общей площади жилья (60,9% от задания на 2011 г.). По сравнению с январем-ноябрем 2010 г. ввод в действие жилья уменьшился на 898 тыс. кв. метров, или на 16,4%.
Проводимая макроэкономическая
политика сдерживания инфляционных
процессов потребовала
На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 62,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.
В январе-ноябре 2011 г. организациями всех форм собственности построено 56,3 тыс. новых квартир (в январе-ноябре 2010 г. – 68,5 тыс.).
Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в действие 2951,4 тыс. кв. метров общей площади или 64,6% от общего объема ввода жилья.
Недостаточными темпами
в текущем году осуществляется привлечение
прямых иностранных инвестиций на чистой
основе. В январе-ноябре 2011 г. их поступило
1,3 млрд. долларов США (при задании 6,4-6,5
млрд. долларов). Интерес прямых иностранных
инвесторов находит свою практическую
реализацию преимущественно в
Основные причины низких объемов привлечения прямых иностранных инвестиций заключаются в сложившейся в начале и середине года ситуации на валютном рынке, а также низких темпах реализации инвестиционных проектов в соответствии с заключенными инвестиционными договорами.
В связи со значительным
ростом цен на потребительские товары,
которые в большей степени
затронули социально уязвимые слои
населения, Правительством принято
решение расширить перечни
На протяжении 2011 года наблюдалась
положительной тенденция
Темп роста реальной заработной платы в январе-октябре 2011 г. снизился до 105,9%.
В сфере социальной защиты населения в конце текущего – начале следующего года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на поддержание жизненного уровня населения.
Проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета и основных направлений денежно-кредитной политики на 2012 год были рассмотрены 8 ноября на заседании Совета Министров.
Основной целью на будущий
год станет достижение максимальной
внутренней и внешней сбалансированности
экономики при одновременном
создании потенциала будущего роста
и обеспечении социальных стандартов
и уровня жизни населения. Реализация
данной задачи ляжет в основу Программы
совместных действий Правительства
и Национального банка, которую
планируют разработать в
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник /Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: ДИС, 2006
2) Алексеенко Т.С.
3) Антонова Н.Б. Государственное
регулирование экономики:
4) Базылев Н.И., Базылева М.Н. Экономическая теория: учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с.
5) Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы Беларуси./ Л.Ф. Заико // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2008. №7. С. 17-22
6) Зубко Н.М. Основы экономической теории: учебное пособие / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. – Мн.: Выш.шк., 2006. – 397 с.
7) Ивашковский С.Н.
8) Лемешевский И.М. Теория
национальной экономики:
9) Чубрик А.М. 10 лет роста ВВП/ А.М. Чубрик - Мн.: Право и экономика, 2005. Электронная версия - 21 с.
10) Лобкович В.М Экономическая Теория, Системный Курс/ Лобкович В.М. – Минск, 2000г
11) Лученок, А.И. Монография:
Проблемы макроэкономического
12) Матвеева Т.Ю. «Введение
в макроэкономику»/ Т.Ю.
13) Национальный статистический комитет Республики Беларусь- www.belstat.gov.by.
14) Официальный интернет-портал
Президента Республики
15) Серяков С.Г. Макроэкономика. Курс лекций / С.Г. Серяков// Всероссийская академия внешней торговли, 2006г.
16) Сидорович А.В., «Курс
экономической теории»/ А.В.
17) Шимов В.Н. Национальная
экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные
комплексы. Направления
18) Электронный ресурс : http://belorusbiz.ru/index.
19) Электронный ресурс
Министерства экономики РБ: http://www.economy.gov.by/ru/
ПРИЛОЖЕНИ А
УТВЕРЖДЕНОУказ Президента Республики Беларусь 23.12.2011и № 591 |
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год |
1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.
2. Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.
3. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.
С учетом погашения Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению.
4. Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.
Национальный банк продолжит
использование гибкого
Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.
5. Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.
С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.
Для рыночного регулирования уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).
6. Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.
ГЛАВА 4
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА, ФИНАНСОВОГО РЫНКА И ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ
7. Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.
Для повышения устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.
Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.
Основным ориентиром совершенствования принципов и инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.
Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
8. В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.
9. Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.
10. В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.
11. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств – участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.
ГЛАВА 5
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
12. В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.
13. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.
ГЛАВА 6
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
14. Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.