Экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны. Поскольку именно от эффективности экономики зависит уровень и качество жизни населения, система образования, здравоохранения, культуры, эффективность производства, эффективность государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
5
2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
8
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
17
4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35
ПРИЛОЖЕНИЯ А Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2011№ 591
36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 2.08 Мб (Скачать)

Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось  жилищное строительство. Прогнозный показатель  по вводу в эксплуатацию общей  площади жилых домов не выполняется.

За 11 месяцев 2011 г. введено 4566,9 тыс. кв. метров общей площади жилья (60,9% от задания на 2011 г.). По сравнению  с январем-ноябрем 2010 г. ввод в действие жилья уменьшился на 898 тыс. кв. метров, или на 16,4%.

Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации  объемов кредитования жилищного  строительства.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки  использовано 62,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.

В январе-ноябре 2011 г. организациями  всех форм собственности построено 56,3 тыс. новых квартир (в январе-ноябре 2010 г. – 68,5 тыс.).

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий, введено в действие 2951,4 тыс. кв. метров общей площади  или 64,6% от общего объема ввода жилья.

Недостаточными темпами  в текущем году осуществляется привлечение  прямых иностранных инвестиций на чистой основе. В январе-ноябре 2011 г. их поступило 1,3 млрд. долларов США (при задании 6,4-6,5 млрд. долларов). Интерес прямых иностранных  инвесторов находит свою практическую реализацию преимущественно в непроизводственной сфере.

Основные причины низких объемов привлечения прямых иностранных  инвестиций заключаются в сложившейся  в начале и середине года ситуации на валютном рынке, а также низких темпах реализации инвестиционных проектов в соответствии с заключенными инвестиционными  договорами.

В связи со значительным ростом цен на потребительские товары, которые в большей степени  затронули социально уязвимые слои населения, Правительством принято  решение расширить перечни социально  значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством. Данное решение направлено на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском  рынке и предотвращение необоснованного  роста цен на потребительские  товары массового спроса.

На протяжении 2011 года наблюдалась  положительной тенденция сближения  темпов роста реальной заработной платы  и производительности труда. По итогам 10 месяцев прирост производительности труда превысил прирост реальной зарплаты на 1,4 п.п.

Темп роста реальной заработной платы в январе-октябре 2011 г. снизился до 105,9%.

В сфере социальной защиты населения в конце текущего –  начале следующего года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на поддержание  жизненного уровня населения.

Проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета  и основных направлений денежно-кредитной  политики на 2012 год были рассмотрены 8 ноября на заседании Совета Министров.

Основной целью на будущий  год станет достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном  создании потенциала будущего роста  и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения. Реализация данной задачи ляжет в основу Программы  совместных действий Правительства  и Национального банка, которую  планируют разработать в ближайшие  месяцы. В документе будут прописаны  антиинфляционная и внешнеэкономическая  стратегии, меры содействия социальной стабильности и развитие конкурентной среды.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1) Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник /Т.А. Агапова, С.Ф.  Серегина. – М.: ДИС, 2006

2) Алексеенко Т.С. Макроэкономика: Учебное пособие/ Т.С. Алексеенко, Н.Ю. Дмитриева, Л.П. Зенькова  и др.; Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание, 2002. - 244 с. - (Экономическое  образование).

3) Антонова Н.Б. Государственное  регулирование экономики: Учебное  пособие. В 2-х частях. / Н.Б. Антонова  – Мн.: Академия управления при  президенте РБ

4) Базылев Н.И., Базылева  М.Н. Экономическая теория: учебник  для студентов экономических  специальностей высших учебных  заведений. / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева - Мн.: Книжный Дом, 2004. - 608 с. 

5) Заико Л.Ф. Макроэкономические  парадоксы Беларуси./ Л.Ф. Заико  // Бел. экономика: анализ, прогноз,  регулирование. 2008. №7. С. 17-22

6) Зубко Н.М. Основы  экономической теории: учебное пособие  / Н.М. Зубко, А.Н. Каллаур. –  Мн.: Выш.шк., 2006. – 397 с.

7) Ивашковский С.Н. Макроэкономика / С.Н. Ивашковский – М.: Дело, 2002 – 473с.

8) Лемешевский И.М. Теория  национальной экономики: Учебное  пособие. В 3-х частях. / Под ред.  И.М. Лемешевского – Мн.: «Амалфея», 2004

9) Чубрик А.М. 10 лет роста  ВВП/ А.М. Чубрик  - Мн.: Право  и экономика, 2005. Электронная версия - 21 с.

10) Лобкович В.М Экономическая  Теория, Системный Курс/ Лобкович  В.М. – Минск, 2000г 

11) Лученок,  А.И. Монография: Проблемы макроэкономического регулирования  / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко,  О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко  и др. /Мн.: Право и экономика. 2005. Электронная версия. - 178 с.

12) Матвеева Т.Ю. «Введение  в макроэкономику»/ Т.Ю. Матвеева  – Изд. дом ГУ – ВШЭ, 2007 –  511с.

13) Национальный статистический  комитет Республики Беларусь- www.belstat.gov.by.

14) Официальный интернет-портал  Президента Республики Беларусь: www.president.gov.by

15) Серяков С.Г. Макроэкономика. Курс лекций / С.Г. Серяков// Всероссийская  академия внешней торговли, 2006г.

16) Сидорович А.В., «Курс  экономической теории»/ А.В. Сидорович  -Издательство «Дело» и «Сервис»,2007г.

17) Шимов В.Н. Национальная  экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные  комплексы. Направления развития. Механизмы управления. / В.Н. Шимов  - Мн.: БГЭУ, 2005 г. - 844 с.

18) Электронный ресурс : http://belorusbiz.ru/index.html?page_id=16

19) Электронный ресурс  Министерства экономики РБ: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/analiz_vyp...

 

ПРИЛОЖЕНИ А

 

 

 
УТВЕРЖДЕНО

Указ Президента

Республики Беларусь

23.12.2011и  № 591


 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2012 год

 

 

ГЛАВА 1

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2012 году будет направлена на формирование условий для сбалансированного развития экономики.

ГЛАВА 2

ЦЕЛЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ

2. Цель денежно-кредитной политики в 2012 году – снижение инфляции с помощью монетарных инструментов с учетом мер экономической политики, принимаемых Правительством Республики Беларусь.

3. Наряду с достижением цели денежно-кредитной политики Национальный банк и Правительство Республики Беларусь продолжат реализацию мер, направленных на поддержание золотовалютных резервов государства на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность страны.

С учетом погашения  Республикой Беларусь обязательств (внутренних и внешних) в иностранной валюте и привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику страны (3,7 млрд. долларов США на чистой основе) международные резервные активы в соответствии с методологией Международного валютного фонда на конец 2012 года составят 6,1 – 7 млрд. долларов США согласно приложению.

ГЛАВА 3

ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

4. Инструменты денежно-кредитной политики в 2012 году направлены на достижение цели по ограничению инфляции с учетом складывающихся внешних и внутренних макроэкономических условий.

Национальный банк продолжит  использование гибкого механизма  курсообразования, позволяющего адекватно  реагировать на взаимные колебания  курсов основных валют и сохранять  внутреннюю и внешнюю сбалансированность экономики.

Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при минимальном непосредственном участии Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных макроэкономических факторов. Национальный банк планирует проводить валютные интервенции в ограниченном объеме и только в целях сдерживания резких колебаний рублевой стоимости корзины иностранных валют.

5. Процентная политика в 2012 году будет направлена на достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия сохранности сбережений вкладчиков.

С учетом снижения инфляционных процессов ставка рефинансирования к концу 2012 года составит 20 – 23 процента годовых.

Для рыночного регулирования  уровня ставки на однодневном межбанковском рынке Национальный банк продолжит использовать систему коридора процентных ставок, границы которого определяются ставками по постоянно доступным операциям (кредит овернайт и своп овернайт, депозиты по фиксированной процентной ставке в Национальном банке).

6. Кредитная эмиссия Национального банка будет осуществляться исключительно на рыночных условиях и на короткие сроки с использованием стандартных инструментов регулирования ликвидности банков.

 

ГЛАВА 4

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО  СЕКТОРА, ФИНАНСОВОГО РЫНКА И  ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЫ

7. Национальный банк продолжит работу по развитию и укреплению банковской системы.

Для повышения  устойчивости функционирования и развития банковского сектора будет совершенствоваться система финансирования проектов, включенных в государственные программы. Наряду с деятельностью ОАО ”Банк развития Республики Беларусь“ по финансированию проектов, включенных в государственные программы, участие банков в таком финансировании должно осуществляться исключительно на конкурсной и добровольной основе.

Продолжится рост нормативного капитала банков до уровня, необходимого для покрытия принятых ими рисков. Важнейшей составляющей этого роста должно стать внесение средств инвесторами в уставные фонды банков.

Основным ориентиром совершенствования принципов и  инструментов банковского надзора, в том числе пруденциальных требований и ограничений, будет использование международных стандартов и лучшей мировой практики в данной области.

Продолжится увеличение ресурсной базы банков посредством  повышения эффективности их деятельности, привлечения средств национальных и иностранных инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

8. В целях стимулирования деловой активности Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжит формирование стабильного и эффективного финансового рынка путем совершенствования его инструментов, инфраструктуры, а также создания благоприятного инвестиционного климата.

9. Для повышения инвестиционной привлекательности банковской системы и объективности оценки финансового положения банков будет продолжена работа по сближению национальной системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в банках с международными принципами, правилами и стандартами.

10. В 2012 году будет обеспечено эффективное, надежное и безопасное функционирование национальной платежной системы.

11. Национальный банк продолжит работу по снятию валютных ограничений по операциям, проводимым между резидентами государств – участников Единого экономического пространства, а также по развитию и укреплению системы внутреннего контроля в банках в целях предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности.

 

ГЛАВА 5

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

12. В 2012 году продолжится реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства, а также банковских систем стран Евразийского экономического сообщества и других государств – участников Содружества Независимых Государств. Особое внимание будет уделено вопросам, связанным с функционированием Таможенного союза и Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также формированием и развитием соответствующей договорно-правовой базы.

13. Продолжится взаимодействие Национального банка и банковского сектора Республики Беларусь с Международным валютным фондом, Всемирным банком, Международной финансовой корпорацией, Европейским банком реконструкции и развития, Антикризисным фондом ЕврАзЭС, зарубежными центральными (национальными) банками по актуальным вопросам двустороннего сотрудничества.

 

ГЛАВА 6

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

14. Реализация денежно-кредитной политики, направленной на сбалансированное развитие экономики, должна создать условия для обеспечения устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе, повышения благосостояния и качества жизни населения.

Информация о работе Экономическая эффективность