Экономическая эффективность

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема курсовой имеет большую актуальность, т.к. перед Республикой Беларусь в настоящее время остро стала необходимость в увеличении темпов экономического роста. Поиск путей его достижения является одним из приоритетных проблем для нашей страны. Поскольку именно от эффективности экономики зависит уровень и качество жизни населения, система образования, здравоохранения, культуры, эффективность производства, эффективность государственного управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
3
1 ПОНЯТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
5
2 ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕЕ
8
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЕЛОРУССКОЙ ЭКОНОМИКИ
17
4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
35
ПРИЛОЖЕНИЯ А Указ Президента Республики Беларусь от 23.12.2011№ 591
36

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 2.08 Мб (Скачать)

Объем производства в ноябре сложился на 8 процентных пункта выше, чем в октябре 2011 г.

Опережающий рост (111,0%) продолжает демонстрировать секция «Обрабатывающая  промышленность», прежде всего  за счет высоких темпов прироста  в  видах  деятельности производство кокса, нефтепродуктов и ядерных материалов (118,7%), производство машин и оборудования (112%) и транспортных средств и оборудования (133,8%).

При этом, только в химическом производстве темп роста по итогам января-ноября увеличился по сравнению  с началом года и периодом максимального  роста (результаты января-апреля).

Снижение производства (95,7%) по секции «Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды» при  росте промышленного производства по основным энергоемким подсекциям обрабатывающей промышленности указывает  на эффективность принимаемых мер  по сокращению потребления топливно-энергетических ресурсов.

На фоне увеличения объема производства продукции отмечается рост ее запасов на складах промышленных предприятий. В последние три  месяца соотношение запасов готовой  продукции и среднемесячного  объема производства имеет тенденцию  увеличения и на 1 декабря 2011 г. составляет 63,7% (Рисунок 3.4). Это на 14,5 п.п. выше уровня начала текущего года и на 7,8 п.п. уровня аналогичного периода прошлого года.

 

Рисунок 3.4 – Динамика запасов готовой продукции в промышленности

 

Увеличение складских  запасов в последние 2 месяца обусловлено  ростом цен на промышленную продукцию, переоценкой ее остатков и сезонностью, связанной с накопительной политикой  предприятий в предновогодний период.

Высокие темпы роста промышленности достигнуты при положительной динамике отдельных качественных параметров. Темп роста производительности труда  за 10 месяцев 2011 г. составил 108,1% и опережает  рост реальной заработной платы на 2,0 п.п. При этом сохраняется положительная динамика данного соотношения (Рисунок 3.5).

 

 

Рисунок 3.5 – Соотношение темпов роста производительности труда и реальной заработной платы

 

Однако тенденция складывается не за счет роста выработки на одного работающего, а за счет снижения уровня реальной заработной платы в связи  с инфляционными процессами

Наиболее чувствительным к ситуации в экономике оказалось  жилищное строительство. Прогнозный показатель  по вводу в эксплуатацию общей  площади жилых домов не выполняется (Рисунок 3.6).

За 11 месяцев 2011 г. введено 4566,9 тыс. кв. метров общей площади жилья (60,9% от задания на 2011 г.). По сравнению  с январем-ноябрем 2010 г. ввод в действие жилья уменьшился на 898 тыс. кв. метров, или на 16,4%.

Проводимая макроэкономическая политика сдерживания инфляционных процессов потребовала оптимизации  объемов кредитования жилищного  строительства.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки  использовано 62,2% инвестиций к предусмотренному объему на 2011 год.

В январе-ноябре 2011 г. организациями  всех форм собственности построено 56,3 тыс. новых квартир (в январе-ноябре 2010 г. – 68,5 тыс.).

Для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении  жилищных условий, введено в действие 2951,4 тыс. кв. метров общей площади  или 64,6% от общего объема ввода жилья.

 

Рисунок 3.6 – Динамика ввода в действие жилья

 

Недостаточными темпами  в текущем году осуществляется привлечение  прямых иностранных инвестиций на чистой основе (Рисунок 3.7). В январе-ноябре 2011 г. их поступило 1,3 млрд. долларов США (при задании 6,4-6,5 млрд. долларов). Интерес прямых иностранных инвесторов находит свою практическую реализацию преимущественно в непроизводственной сфере.

Основные причины низких объемов привлечения прямых иностранных  инвестиций заключаются в сложившейся  в начале и середине года ситуации на валютном рынке, а также низких темпах реализации инвестиционных проектов в соответствии с заключенными инвестиционными  договорами.

 

Рисунок 3.7 – Поступление прямых иностранных инвестиций на чистой основе

Во втором полугодии 2011 г. на потребительском рынке не наблюдается  ажиотажного спроса (Рисунок 3.8).

Начиная с июня, темпы  роста розничного товарооборота  торговли имеют устойчивую тенденцию  замедления, снизившись по итогам одиннадцати  месяцев до 107,9%. В сентябре, октябре  и ноябре наблюдается тенденция  снижения объемов товарооборота  относительно уровня соответствующего месяца прошлого года.

Основными факторами стали  существенный рост цен на потребительские  товары при относительно невысоком  повышении реальных денежных доходов  населения.

Следствие этих факторов –  изменение структуры потребления  товаров населением в сторону  увеличения доли покупок более дешевых  продуктов.

В макроструктуре розничного товарооборота превалирует доля продовольственных товаров, которая  составляет 51,5%.

С августа текущего года розничный товарооборот общественного  питания сохраняется в зоне отрицательных  значений к соответствующим месяцам  прошлого года.

 

Рисунок 3.8 – Темпы роста розничного товарооборота торговли и реальных располагаемых денежных доходов населения

 

Начиная с сентября 2011 г., темп роста экспорта товаров и  услуг несколько замедлился (Рисунок 3.9), составив по итогам 10 месяцев 157,1%. Разрыв между темпами роста экспорта и импорта по итогам января-октября 2011 г. сохраняется на уровне 20 п.п.

Рисунок 3.9 – Динамика темпов роста экспорта и импорта товаров и услуг

 

Рост экспорта продолжает поддерживаться благоприятной ценовой  конъюнктурой на внешних рынках, а  также существенным (опережающим  по сравнению с индексом средних  экспортных цен) приростом физических объемов продаж продукции.

Наиболее острой проблемой  экономики по итогам января-ноября остается высокий уровень инфляции (Рисунок 3.10). Индекс потребительских цен в ноябре 2011 г. составил 204% к декабрю прошлого года. В среднемесячном выражении он увеличился до 6,7% (в январе-октябре т.г. 6,6%).

 

Рисунок 3.10 – Динамика сводного и базового ИПЦ в Республике Беларусь

Рисунок 3.11 – Структура прироста индекса потребительских цен

 

В связи со значительным ростом цен на потребительские товары ( Рисунок 3.11; Рисунок 3.12), которые в большей степени затронули социально уязвимые слои населения, Правительством принято решение расширить перечни социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются государством. Данное решение направлено на стабилизацию ценовой ситуации на потребительском рынке и предотвращение необоснованного роста цен на потребительские товары массового спроса.

 

Рисунок 3.12 – Величина изменения цен на отдельные товарные группы

Незначительное снижение численности занятых в экономике  в январе-октябре 2011 г. до 4649,6 тыс. человек (на 0,3% по сравнению с соответствующим  периодом прошлого года) не повлияло на рост регистрируемой безработицы. Указанное  снижение обусловлено, прежде всего, демографическими причинами: сокращением численности  населения в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы на 1 декабря 2011 г. составил 0,6% к численности экономически активного населения.

 

 

Рисунок 3.13 – Средняя заработная плата в октябре 2011г. по отдельным видам экономической деятельности

 

По итогам десяти месяцев  текущего года сохраняется тенденция  снижения реальных располагаемых денежных доходов населения (Рисунок 3.13). В январе-октябре их уровень составил 102,5% к январю-октябрю 2010 г. (в 1 квартале – 119,3%, в 1 полугодии – 109,9%), что обусловлено, в первую очередь, инфляционными процессами.

Рисунок 3.14 – Динамика темпов роста производительности труда и реальной зарплаты

 

На протяжении 2011 года наблюдалась  положительной тенденция сближения  темпов роста реальной заработной платы  и производительности труда (Рисунок 3.14). По итогам 10 месяцев прирост производительности труда превысил прирост реальной зарплаты на 1,4 п.п.

Темп роста реальной заработной платы в январе-октябре 2011 г. снизился до 105,9%.

В сфере социальной защиты населения в конце текущего –  начале следующего года Правительством предусмотрен к реализации обширный спектр мер, направленных на поддержание  жизненного уровня населения.

Проекты прогноза социально-экономического развития, республиканского бюджета  и основных направлений денежно-кредитной  политики на 2012 год были рассмотрены 8 ноября на заседании Совета Министров.

Основной целью на будущий  год станет достижение максимальной внутренней и внешней сбалансированности экономики при одновременном  создании потенциала будущего роста  и обеспечении социальных стандартов и уровня жизни населения. Реализация данной задачи ляжет в основу Программы  совместных действий Правительства  и Национального банка, которую  планируют разработать в ближайшие  месяцы. В документе будут прописаны  антиинфляционная и внешнеэкономическая  стратегии, меры содействия социальной стабильности и развитие конкурентной среды.

Согласно параметрам прогноза, рост валового внутреннего продукта в 2012 году составит 101-101,5%. Инфляция в  будущем году не должна превысить 19%. Сальдо внешней торговли определено на уровне 2,6-3% к ВВП.

В 2012 году планируется исполнение бездефицитного республиканского бюджета. По итогам января-сентября 2011 года профицит республиканского бюджета составил 1,1% к ВВП.

Объем эмиссионного финансирования государственных программ в условиях жесткой денежно-кредитной и бюджетно-налоговой  политики составит не более 7 трлн белорусских рублей. Финансирование государственных программ будет производиться главным образом через создаваемый ОАО «Банк развития Республики Беларусь». Привлечение банков к кредитованию программ планируется осуществлять на конкурсной основе при наличии у них реальных, адекватных по срокам ресурсных источников.

В будущем году в белорусскую  экономику планируется привлечь 3,7 млрд долларов прямых иностранных  инвестиций, в том числе 2,5 млрд долларов за счет продажи государственного имущества. В рамках комплексного поэтапного подхода  к приватизации с учетом интересов  экономической безопасности предполагается передача низкоэффективных предприятий  в частную собственность при  сохранении государственного участия  в предприятиях, формируемых 50% ВВП.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения в 2012 году должны составить 100-100,5% к уровню текущего года. Их повышение будет производиться  за счет роста реальной заработной платы - 101,4%, производительности труда - 103,5% и социальных трансфертов населению  пропорционально росту заработной платы.

Единственным путем подъема  всеобщего благосостояния видится  последовательное развитие производительных сил, основанное на конкуренции. Поэтому  существенной особенностью прогнозного  периода станет внедрение механизмов мотивации высокопроизводительного  труда, новых форм стимулирования руководителей  и работников организаций. Достижение качественных показателей деятельности, предприимчивый и творческий подход в решении социально-экономических  задач станут главными критериями оценки труда.

В целях выстраивания единой промышленной политики в стране прогнозом  предусмотрено определить единый орган  государственного управления по промышленной политике.

Монетарная политика будет  направлена на снижение инфляции и  наращивание золотовалютных резервов. В 2012 г. Национальный банк планирует  перейти к использованию режима обменного курса «управляемое плавание». В Основных направлениях денежно-кредитной  политики на 2012 год отсутствуют ориентиры  курсовой политики. Обменный курс белорусского рубля будет формироваться при  минимальном непосредственном участии  Национального банка исходя из спроса и предложения иностранной валюты под воздействием фундаментальных  макроэкономических факторов.

Важной особенностью государственной  политики 2012 г. станет переход от директивной  к индикативной системе планирования.

 

 

 

 

4 НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ

 

В конце 2011 года глава государства  подписал Указ № 591 "Об утверждении  Основных направлений денежно-кредитной  политики Республики Беларусь на 2012 год" (приложение А). Согласно очерченным в  документе планам, ожидается существенное сокращение темпов экономического роста: ВВП составит всего 5 - 5,5 %, что практически  вдвое меньше по сравнению с прогнозом  на 2011 год. В приходящий 2012 год международные  резервные активы Беларуси в соответствии с методологией Международного валютного  фонда (МВФ) должны дорасти до $ 6,1 - 7 млрд. Стоит заметить, что достигать  этой отметки Беларусь будет с  учетом выплат своих внутренних и  внешних обязательств в иностранной  валюте. А основным источником пополнения золотовалютного резерва страны станут прямые иностранные инвестиции на чистой основе. Последний показатель, как ожидается, должен составить  не менее $ 3,7 млрд. Кстати, по итогам 11 месяцев 2011 года объем инвестиций составил Br 76,1 трлн.

Информация о работе Экономическая эффективность