Использование инструментов валютного регулирования в зарубежных странах (США, Германия, Япония и др.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 18:25, курсовая работа

Краткое описание

Современный валютный рынок представляет собой разветвленную систему механизмов, функционирование которых призвано обеспечить покупку и продажу национальных денежных единиц и иностранных валют с целью их использования для обслуживания международных платежей.
Наиболее существенным функциональным назначением валютного рынка является обеспечение реальной свободы выбора и действий владельца валюты. Поэтому степень зрелости валютного рынка определяется не только масштабами валютных операций, но и его состоятельностью в полной мере реализовать именно эту функцию.

Файлы: 1 файл

Валют_система_зарубеж.doc

— 365.00 Кб (Скачать)

    В апреле 1977 г. директорат МВФ в пределах своих полномочий относительно наблюдения за политикой в сфере валютных курсов определил три основной принципа, которым вынуждены руководствоваться страны-участницы Фонда.

    Во-первых, каждая страна-член Фонда должна не допускать такой манипуляции валютными курсами, которая бы предоставила ей возможность получить несправедливые конкурентные преимущества над другими странами.

    Во-вторых, долгом каждой страны является осуществление  валютного регулирования, направленного на избежание разрушительных последствий, которые вызваны краткосрочными колебаниями обменных курсов.

    В-третьих, при проведении политики регулирования  валютного курса должны учитываться интересы других членов Фонда, включая интересы тех стран, в валютах которых осуществляется интервенция.

    МВФ имеет возможность активно влиять на стран-участниц в вопросах исполнения ими соответствующих требований валютного регулирования. Для этого используются стабилизационные программы и механизм взаимных консультаций.

    Стабилизационные  программы связаны с предоставлением  кредитов на финансирование временных дефицитов платежных балансов отдельных стран. В установленном порядке кредит предоставляется в иностранной валюте сроком на 3-5 лет в объеме 25% квоты автоматически. Свыше этого лимита предоставление кредитов сопровождается изучением Фондом экономической ситуации в стране и требованиями проведения жестких мероприятий стабилизационного характера. Отказ страны, которая хочет получить кредит, выполнять рекомендации Фонда фактически закрывает ей допуск к мировому рынку капиталов. Ныне 55 стран-участниц Фонда участвуют в осуществлении такого типа стабилизационных программ.

    Роль Мирового банка в валютном регулировании. Важным звеном в системе валютных отношений является Мировой банк – международный инвестиционный институт, основанный одновременно с МВФ в Бреттон-Вуде (США, штат Нью-Гемпшир) в 1944 г. (предыдущее название Мирового банка – Международный банк реконструкции и развития).

    Вступление  страны в МВФ автоматически обеспечивает ей членство в Мировом банке. В то же время вся кредитная деятельность банка, которая обычно имеет долгосрочный характер и связана с финансированием объектов производственного назначения прямо и непосредственно синхронизируется с соответствующими экспертными оценками МВФ.

    Речь  идет о том, что предоставление кредитов Фондом одновременно обеспечивает открытие кредитов и Мировым банком.

    Национальный уровень валютного регулирования. Валютное регулирование на национальном уровне осуществляется на основании принципов и методов, которые определяются МВФ и региональными союзами, в которые входят отдельные страны. В своем практическом воплощении оно охватывает широкие аспекты внешнеэкономической деятельности субъектов валютного рынка.

    Содержание  валютного регулирования определяется действующим законодательством и правовыми нормами отдельных государств. В таком законодательстве определяются общие принципы осуществления валютных операций во внутрихозяйственный обороте и межхозяйственных расчетах, функции государственных органов в валютном регулировании и управлении валютными ресурсами, права и обязанности граждан и юридических лиц в вопросах владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, направления валютного контроля и ответственности за нарушение валютного законодательства и т. п.

    Механизм  валютного регулирования на национальном уровне представляет собой систему контроля за притоком и оттоком иностранной валюты из страны в страну.

    С этой целью правительством принимаются  постановления относительно валютного  регулирования с разнообразными ограничениями. Как правило, это постановления, которые:

    А) требуют от отдельных лиц или  фирм, которые получают иностранную  валюту, передать или продать ее государству;

    Б) нормируют запасы иностранной валюты.

    Предприниматель, который желает осуществить платежи  за границу в иностранной валюте, может попасть под ограничение объема валюты, которое не позволит ему купить за рубежом столько товаров, сколько он бы хотел.

    Коррекция учетных ставок Национального банка. Достаточно распространенным средством влияния на курсовые соотношения является соответствующая коррекция учетных ставок Национального банка, повышение которых ведет к росту (благодаря повышению спроса) курсов валюты, а сокращение к снижению этого курса.

    Механизм  влияния учетной процентной ставки Национального банка на курс валюты осуществляется через операции Национального банка с коммерческими банками и другими кредитными институтами с учетом краткосрочных государственных обязательств (в первую очередь казначейских векселей) и переучета коммерческих векселей. Поскольку показателем доходности капитала в различных странах являются учетные процентные ставки и эти страны имеют различные темпы инфляции, то для корректного определения доходности вычисляются реальные процентные ставки с учетом «эффекта Фишера».

    «Эффект Фишера» связывает номинальные реальные процентные ставки (і), реальные процентные ставки (і реал.) и инфляцию (π):

    (1 + і) = (1 + і реал.) (1 + π).

    Например, в США номинальная процентная ставка составляет 9,5%, инфляция - 4%. С учетом «эффекта Фишера» реальные процентные ставки будут равны:

    Для США:

    І реал. = (1 + і) / (1 + π) - 1 = 1,095/1,04 - 1 = 5,288%,

    Таким образом, при условии твердой  гарантии возвращения капитала и  процента свободные капиталы будут  вложены в ту страну, где реальная процентная ставка выше и, следовательно, можно получить высший доход, а значит, привлекательность и стоимость этой валюты повышается.

    Зависимость валютного курса от реальных процентных ставок объясняется объемами и степенью свободы капиталов, а также надежностью новых активов сравнительно со старыми и наличием перспектив изменения процентных ставок за ними.

    Степень свободы капиталов определяет время, нужное для продажи имеющихся  в наличии активов, наличие спроса на эти активы на рынке. Поэтому можно сделать вывод, что в краткосрочном периоде изменения в реальных процентных ставках (с учетом риска) содействуют мобильности абсолютно свободных капиталов и только при сохранении тенденций на длительный период происходит движение ранее «связанных капиталов»

    Валютные ограничения. Рассмотренные инструменты валютной политики являются средством экономического влияния государства на динамике курсового соотношения собственной валюты. Наряду с этим в практике валютных отношений активно применяются методы прямого вмешательства в механизм формирования обменных курсов. Речь идет о валютных ограничениях, представляющих собой систему нормативных правил, которые регламентируют права граждан и юридических субъектов рынка относительно обмена валюты своей страны на иностранную, а также осуществление других валютных операций.

    Валютные  ограничения могут использоваться при осуществлении контроля за движением капитала, блокировке валютной выручки, регламентации вывоза валюты гражданами, которые едут в туристические путешествия, и т. п.

    Механизм регулирования платежного баланса. Средством влияния на валютные курсы служат также составные механизма регулирования платежного баланса страны: экспортные субсидии, таможенные тарифы, налоговые льготы, страхование от потерь, причиненных колебаниями валютных соотношений, и др.

    Конвертированность валют. В системе валютного регулирования особое место занимает целый комплекс мер относительно обеспечения конвертированности валют.

    Реализация  этой меры, которая осуществляется на основании нормативных актов  каждой отдельной страны, является одной из установленных требований МВФ. В статье VI его Устава предусматривается снятие валютных ограничений и внедрение валютной конвертированности. Страны-участницы, которые взяли на себя обязательства по этой статье, должны избегать, подчеркивается в Уставе, внедрение ограничений относительно платежей и переводов с поточных международных операций, не внедрять системы множественности валютных курсов.

    Статьей XIV Устава позволяется хранить ограничение  валютной конвертированности только в течение переходного периода. Одновременно в ней подчеркивается, что страны-участницы должны стремиться к их отмене по мере того, как будут созданы возможности регулирования платежных балансов без валютных ограничений.

    Конвертированность  характеризует способность свободного обмена национальной денежной единицы на другие валюты. Она предусматривает возможность покупки и продажи иностранной валюты на национальную.

    Без конвертированности национальной денежной единицы товаропроизводитель не может включаться в разнообразные структуры мирового рынка, в международное распределение труда, а покупатель лишается возможности соответственно удовлетворять свой платежеспособный спрос. Только при таком подходе станет понятным, что конвертированность предусматривает открытость экономики, либерализацию внешней торговли, свободную миграцию капитала и др. В этом случае сбалансированность экспортных и импортных операций достигается экономическими методами, среди которых важнейшими инструментами являются валютный курс и банковский процент.

    Теорией и практикой различаются полная и частичная, внешняя и внутренняя конвертированность.

    При режиме полной конвертированности все юридические и физические отечественные и зарубежные лица, которые владеют определенной суммой денег данной страны, имеют возможность свободно (без ограничений) использовать эти деньги на любые цели: свободно осуществлять как текущие, так и инвестиционные валютные операции по всем видам операций платежного баланса.

    Ныне  существует ограниченное количество валют, которые действуют в режиме полной конвертированности. Такую свободу может себе позволить только конкурентоспособная на мировом рынке экономика с мощной экспортной базой, развитыми внутренними денежными и инвестиционными рынками.

    При частичной конвертированности на операции покупки и продажи налагаются определенные ограничения. Согласно требованиям МВФ, указанные ограничения не должны касаться платежей по текущим международным операциям. К таким операциям относятся платежи по результатам внешней торговли, краткосрочные банковские операции, платежи на погашение ссуд и процентов, перевод прибылей с инвестиций, денежные переводы некоммерческого характера. В связи с тем, что осуществление названных операций является характерным признаком конвертированность, их ограничения в соответствии с требованиями Устава МВФ не допускаются.

    При внешней конвертированности полная свобода валютных операций для осуществления расчетов с заграницей предоставляется только иностранным (физическим и юридическим) лицам, которые могут свободно обменивать заработанную в определенной стране валюту на любую другую иностранную, осуществлять переводы этой валюты за границу.

    При внутренней конвертированности право обменных операций национальных денежных единиц на иностранную валюту имеют только физические и юридические лица этой страны.

    Ввиду того, что конвертированность является общеэкономической категорией, возникает очень сложное по своему содержанию и в то же время чрезвычайно актуальное для нашего государства вопрос: как сделать национальную денежную единицу конвертированной? Какие предпосылки необходимы для этого?

    Вещь  в том, что конвертированность является не только сложным, но и противоречивым в своей сути явлением. С одной стороны, она имеет негативные последствия: возможность провоцировать обесценивания национального богатства и рабочей силы, массовое банкротство предприятий отдельных видов производства, неуправляемое углубление социальной дифференциации населения и т. п.

    Однако, с другой стороны, конвертированность владеет и достаточно весомым позитивным потенциалом. Так, она необходима для обеспечения процесса демонополизации экономики, ее структурной перестройки, преодоления кризиса платежного баланса, интеграции в мировое хозяйство и др. Без конвертированность эти важные вопросы невозможно решить вообще.

    Опыт  стран, которые добились конвертированность своих денежных единиц, свидетельствует, что нейтрализовать негативные последствия и эффективно использовать позитивную сторону конвертированности можно только путем поэтапного постепенного внедрения ее элементов в хозяйственную жизнь. В процессе внедрения конвертированности наиболее сложным и ответственным является вопрос валютных курсов. В частности, существующая практика валютного регулирования доказывает, что искусственное завышение валютного курса обязательно повлечет за собой торговый и платежный дефицит, истощение валютных резервов, подрыв конвертированности, а также снижение эффективности государственной денежно-кредитной и валютной политики.

Информация о работе Использование инструментов валютного регулирования в зарубежных странах (США, Германия, Япония и др.)