Валютное регулирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:52, доклад

Краткое описание

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Файлы: 1 файл

Копия хамаганова.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

    Япония, официальное название «Нихон коку» — островное государство в Восточной Азии. Расположена на четырех крупнейших острова — Хонсю, Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. С населением более 127 миллионов человек Япония занимает десятое место в мире. Большой Токио, включающий в себя де факто столицу Японии Токио и несколько близлежащих префектур, с населением более 30 миллионов человек является крупнейшей городской агломерацией в мире. Являясь великой экономической державой, Япония занимает третье место в мире по номинальному ВВП и третье по ВВП, рассчитанному по паритету покупательной способности. Япония является четвёртым по величине экспортёром и шестым по величине импортёром.

    Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

      Валютное регулирование, как часть денежно-кредитной политики Японии, направлено на достижение и поддержание экономической стабильности в обществе, обеспечение экономической безопасности, установление порядка проведения операций с валютными ценностями и реализуется через механизм валютных ограничений и валютного контроля.

         Осуществление экспортного контроля имеет важное значение для успешного выполнения международных обязательств Японии и проведения

эффективной внешней политики. В стране значительно усилился контроль за экспортом стратегически важных товаров и товаров двойного назначения. Усиление экспортного контроля в основном было вызвано интернационализацией движения капитала, которая, в свою очередь, привела к распространению отмывания денег в международном масштабе.

    Таким образом, в настоящее время наряду с осуществлением валютного и экспортного контроля основными задачами являются выявление, расследование и пресечение незаконных финансовых операций, связанных с организацией преступных доходов.

    Механизм  валютного и экспортного контроля в Японии исторически складывался с учетом специфических условий развития страны. Вследствие этого в них существовали и до настоящего времени сохраняются некоторые особенности в проведении валютного и экспортного контроля.

 

История развития валютного регулирования  в Японии.

 

    Иена  – национальная денежная единица  Японии. Формальные обязательства по статье VIII (раздела 2,3 и 4) Устава МВФ  приняты страной 1 апреля 1964 г. Финансовые органы не устанавливают ограничений на проведение валютных операций. Валютный курс определяется на основе спроса и предложения на валютных рынках. При необходимости центральный банк страны проводит валютные интервенции. Основной валютой интервенции выступает доллар США.

    Уполномоченные  японские банки свободно осуществляют валютные операции со своими клиентами, с банками-нерезидентами и между  собой. Срочные сделки могут заключается  с любыми валютами, котируемыми на Токийском валютном рынке и на других ведущих международных валютных рынках. Отсутствуют какие-либо официально установленные курсы на форвардном рынке. Срочные сделки заключаются на основе свободных рыночных ставок. Покупка или продажа иностранной валюты производится без налогов и субсидий.

    Контроль  за валютными и внешнеторговыми  операциями осуществляют в основном Министерство финансов, Министерство внешней торговли и промышленности (МИТИ) и Банк Японии как агент  правительства. Основную роль в проведении расчетов играют уполномоченные банки. Контроль за экспортно-импортными операциями возложен на МИТИ.

    Платежи во все страны и поступления из-за границы осуществляются в любой  валюте, включая иену. Нерезидентам открываются счета в иенах  в любых уполномоченных банках Японии. Отсутствуют ограничения по операциям, проводимым по таким счетам и остатки свободно конвертируются. Однако во избежание резких колебаний курса иены могут быть ограничены выплаты процентов по указанным счетам.

    Импорт  товаров в Японии осуществляется свободно за исключением ввоза запрещенных товаров или импорта из некоторых стран. В Японии ограничен ввоз товаров 77 наименований, подпадающих под систему импортных ограничений и связанных с монополией государственной торговли, национальной безопасностью, здравоохранением и т.п. Для ввоза этих товаров в Японию импортеры получают сертификат импортной квоты, что позволяет им приобрести импортную лицензию у уполномоченного валютного банка автоматически при предоставлении заявления. Для импорта ряда товаров из некоторых государств, в частности, из Югославии, Ирака и Ливии, требуется предварительное разрешение МИТИ. А для платежей в эти страны необходимо согласие Минфина. Соответствующее одобрение МИТИ требуется при расчетах по открытым счетам или если платежи производятся спустя два года после получения импортной декларации или отгрузки.

    Ограничения по экспорту вводятся в соответствии с Законом об экспортных и импортных  операциях и Распоряжением о  контроле за экспортом, изданным в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей. Такие ограничения могут вводиться в целом для всех стран или в отношении определенных государств и включают в себя ограничения по объему экспорта, по экспортным ценам и т.п. В конце 1993 г. добровольные ограничения были введены на экспорт из Японии в США и ЕС ряда текстильных товаров, на экспорт в США легковых автомобилей и грузовых автомобилей в страны ЕС. Кроме того, контролируется экспорт в страны ЕС некоторых марок и видеомагнитофонов.

    На  конец 1993 г. в Японии в соответствии с Законом об экспортных и импортных операциях действовали 27 экспортных картелей. Товары 228 наименований подлежали лицензированию в соответствии с Законом о контроле над иностранной валютой и внешней торговлей, для контроля за их экспертом в некоторые страны, в связи с нехваткой на внутреннем рынке (например, никель) или затем, чтобы определить введение импортных ограничений другими странами на ввоз ими некоторых видов текстильной продукции. Требуется одобрение МИТИ для экспорта товаров на переработку или на экспорт тех товаров, расчеты по которым осуществляются по формам, указанным выше.

    Индивидуальному лицензированию подлежат некоторые  сырьевые товары, вывозимые для дальнейшей их переработки за рубежом или  реимпорт. На экспорт в Югославию, Ирак и Ливию требуется разрешение МИТИ.

    Поступления по невидимым операциям в основном осуществляются без лицензии. Резиденты  и нерезиденты могут свободно ввозить валюту любой страны на неограниченную сумму. Платежи по невидимым операциям  производятся в основном без ограничений. Но юридически и физическим лицам, кроме государственных учреждений, необходимо получить одобрение Банка Японии для перевода за границу даров и пожертвований (кроме государственных учреждений) нерезидентам (за исключением родственников за рубежом) на сумму свыше 5 млн. иен. Переводы родственникам за границу, а также другие виды переводов и платежей по невидимым операциям (например, покупка валюты для зарубежной поездки) производятся без ограничений. Но требуется одобрение Банка Японии на вывоз национальной валюты на сумму свыше 5 млн. иен.

    Для осуществления расчетов по невидимым  операциям с Югославией, Ираком и  Ливией требуется согласие МИТИ.

    Операции, связанные с движением капитала, в основном осуществляются свободно. Но иногда требуется выполнить ряд условий:

      Во-первых, получить предварительное  разрешение;

      Во-вторых, подать предварительное уведомление с определенным периодом ожидания, в течение которого Минфин или МИТИ могут потребовать отложить сделку или изменить отдельные детали контракта; в-третьих, например предварительное уведомление без периода ожидания.

    Приобретение  ценных бумаг осуществляется практически  без ограничений, если он ведется  через компании, занимающиеся операциями с ценными бумагами, а валютные банки и уполномоченные инвесторы могут свободно производить портфельные инвестиции. Однако приобретение таких ценных бумаг через компании, не уполномоченные вести операции с ценными бумагами, и кредитов, предоставляемых резидентами, требуют предварительного уведомления без периода ожидания. Предварительное одобрение на проведение операций, связанных с движением капитала, требуется в тех случаях, когда это связано с определенными обстоятельствами: ухудшение состояния платежного баланса Японии; значительные колебания валютного курса иены; международное движение капиталов в таких крупных размерах, которые достаточны чтобы оказать негативное влияние на денежный рынок и на рынок капитала Японии.

    В Японии делают различия между прямыми  инвестициями и другими операциями, связанными с движением капитала. Кроме владения основной долей капитала предприятий или образования филиалов, прямыми считают следующие виды инвестиций:

  • -любое приобретение акций компаний, не котируемых на фондовой бирже;
  • -покупка иностранными инвесторами акций компаний, котируемых на

    фондовой  бирже, доля которых в капитале превышает 10% (включая владение акциями родственников);

  • -получение кредитов на срок более одного года или приобретение ценных бумаг, частным образом размещенных в Японии, при определенных условиях.

    Любое изменение сферы деятельности компании, 1/3 капитал (или более) которой принадлежит иностранным инвесторам, подпадает под контроль за прямыми инвестициями. Требования по прекращению проведения операций, связанных с движением капитала, или изменению условий могут быть выдвинуты соответствующими министерствами, если такие операции оказывают негативное воздействие на национальную безопасность, общественный порядок Японии и т.п.

    В апреле 1991 г. были внесены изменения  в Закон об иностранных прямых инвестициях. Иностранные инвестиции подлежат уведомлению только после их осуществления, если это не затрагивает интересы национальной безопасности страны, за исключением четырех отраслей (сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство, горнодобывающая и нефтяная промышленность и производство кожи и изделий из нее).

    Вывоз резидентами инвестиций в виде кредитов, эмиссий облигаций за рубежом, выпуска  нерезидентами облигаций в самой  Японии и прямые зарубежные инвестиции требуют предварительного уведомления  с периодом ожидания в 20 дней. Минфин может потребовать приостановить такие инвестиции или изменить их условия, если, по его мнению, они неблагоприятно отразятся на положении на международных финансовых рынках или на международной кредитоспособности Японии, отрицательно воздействуют на внутреннее состояние страны и на рынке капиталов, снизят деловую активность отдельных отраслей японской промышленности или поставят под вопрос возможность выполнения Японией международных соглашений, поддержания мира, безопасности и общественного порядка. Минфин может сократить период ожидания.

    Другие  операции могут осуществляться нерезидентами  свободно. Возможно предварительное  одобрение, когда речь идет о зарубежных депозитах резидентов, о займах и  кредитах в инвалюте в отношениях между резидентами (за исключением уполномоченных банков) и о размещении нерезидентами за рубежом облигаций в иенах.

    Прочие  внешние операции резидентов обычно могут производиться без

ограничений, но требуется предварительное одобрение  Минфина на эмиссию

резидентами ценных бумаг или долговых обязательств за границей или таковых в иностранной валюте в самой Японии. Валютные кредиты уполномоченных японских банков легально подлежат предварительному уведомлению с учетом периода ожидания. Но в большинстве случаев разрешение предоставляется свободно. Банки без ограничений выдают долгосрочные кредиты в иенах иностранным заемщикам, могут принимать валютные депозиты от резидентов и нерезидентов и предоставлять валютные ссуды резидентам. На валютные и йеновые депозиты резидентов и нерезидентов распространяются требования об обязательных минимальных нормах резервов, устанавливаемых Банком Японии.

    Деятельность  иностранных банков в Японии, имеющих  лицензию на проведение операций в  этой стране, регулируется банковским законодательством Японии. Они могут привлекать ресурсы за счет направляемых в Японию переводов, а также с денежных рынков этой страны.

    На  финансовые институты распространяются следующие требования по

операциям, связанным с движением капитала:

  • -лимит на владение страховыми компаниями ценными бумагами нерезидентов установлен в 30% их активов;
  • -лимит на покупку валютных активов установлен также в 30%;
  • -лимит на владение нерезидента облигаций Фонда страхования почт установлен в 20% резервных средств этого института;
  • -верхний предел на валютные активы, приобретаемые пенсионными фондами, составляет 30% от суммы доверительных активов этих фондов;
  • -верхний предел инвестиций кредитных кооперативов в валютные облигации. Исключая облигации корпораций. Выпущенные нерезидентами, определен в 30% их собственного капитала;
  • - лимит в 5% активов установлен для инвестиций в валютные ценные бумаги по счетам доверительных кредитов транс - банков.

Информация о работе Валютное регулирование в Японии