Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:54, реферат
Валютное регулирование в Индии осуществляется в соответствии с законом о валютном регулировании FEMA (Foreign Exchange Management Act), который был принят парламентом Индии в дек. 1999г., и вступил в силу с 1 июня 2000г. Новый закон о валютном регулировании заменил прежний закон о валютном регулировании 1973г. (FERA) – главный нормативный правовой акт индийского валютного законодательства, действовавший с начала 1974г.
Валютное
регулирование в
Индии
Индия является одним из торговых партнеров Республики Беларусь. Доля Индии в общем товарообороте Республики Беларусь составила 1,5% в 2009 году. Примечательно, что за 2009 год товарооборот с Индией значительно увеличился (на 104,4 млн. долл. США), что на 144,2% больше чем в 2008 году.
Валютное
регулирование в Индии
Принятие FEMA, в преамбуле которого в качестве его главных задач провозглашается содействие развитию внешней торговли и организации валютного рынка страны, способствовало дальнейшей либерализации политики валютного контроля.
Обновление валютного законодательства диктовалось назревшей в современных изменившихся условиях необходимостью перехода от жестких мер полного валютного контроля и излишне строгой ответственности за нарушения законодательства, предусмотренных в FERA, к более гибкому регулированию валютных сделок.
Важный позитивный подход нового Закона, в отличие от прежнего, состоит в следующем: если по FERA ни одна сделка с валютой не могла быть совершена без надлежащего общего или специального разрешения Резервного банка Индии (РБИ), то по FEMA уполномоченным лицам и организациям разрешены валютные сделки по текущим операциям, за исключением подпадающих под действие запретительных циркуляров РБИ. Еще более радикальной мерой представляется снятие ограничений со стороны РБИ на выплату платежей по займам.
В то же время, FEMA (п.5) содержит указание о том, что Правительство имеет право в случае необходимости вводить ограничения на сделки по текущим счетам, исходя из общественных интересов и по согласованию с РБИ. Здесь, по-видимому, сказалось опасение возможного финансового кризиса, подобного кризису в странах Юго-Восточной Азии в 1997-98 гг. Сохранены многие полномочия Резервного Банка по валютному контролю, в том числе оставлен прежним контроль над экспортерами. Таким образом, хотя в преамбуле Закона провозглашается в качестве целей содействие развитию внешней торговли, а также развитию и надлежащему обслуживанию валютного рынка страны, в Законе отсутствуют специальные положения, направленные на достижение указанных целей.
Другой важной особенностью нового Закона является значительное смягчение весьма жестких санкций FERA за нарушения валютного законодательства. Прежним Законом, например, предусматривались такие санкции как арест нарушителей, обыск помещений, изъятие документов, более уместные в уголовном праве. Характерно, что из 81 параграфа FERA, 49 относились к описанию нарушений, санкций, полномочий соответствующих карательных органов. Новый Закон в качестве санкций предусматривает лишь штрафы, причем максимальный размер их снижен, и лишь отказ от уплаты штрафа может привести к аресту.
Конвертируемость рупии:
Обратимость индийской валюты по текущим счетам была введена циркулярами РБИ еще в августе 1994 г. Теперь она закреплена Законом.
В сделках по капитальным счетам рупия является конвертируемой лишь частично, и на совершение большинства из них потребуется разрешение РБИ или Министерства финансов.
Предполагается,
что некоторые процедурные
В начале февраля 2000 г. Резервный банк внес несколько поправок в Руководство по валютному регулированию, разрешающих частным лицам-резидентам (а не только корпорациям, как раньше) хеджировать через уполномоченных лиц валютные суммы при операциях с валютой на срок. Тем самым сделан очередной шаг в направлении полной конвертируемости рупии. Окончательное введение полной обратимости рупии отложено на неопределенный срок. Как заявил Министр финансов Индии Я.Синха, представляя проект FEMA в Парламенте в декабре 1999 г., Правительство не может взять на себя риск, делая рупию конвертируемой по счетам движения капиталов.
Определение и статус резидентов:
«Резидент» и «нерезидент» являются важными понятиями валютного законодательства. Определение этих понятий в FEMA (п.2. «v») в целом приведено в большее соответствие с действующим Законом о подоходном налоге.
Вместе с тем, остались неясности в применении этих понятий в отношении физических и юридических лиц, а также незарегистрированных товариществ и групп людей. Требуется дополнительное разъяснение целого ряда вопросов по операциям с недвижимым имуществом лиц, изменяющих свой резидентский статус, а также уточнение таких неоднозначных понятий, как «финансовый год» и т.д.
Недопущение валютного оборота на «черном рынке:
Одной из главных задач валютного законодательства является недопущение валютного оборота на «черном» рынке, или так называемых сделок «хавала».
Этой цели служат ограничения на осуществление сделок с валютой, которые в FERA и FEMA практически одинаковы, отличаясь лишь формулировками.
Однако, несмотря на строгие законодательные меры, «хавала» сделки по-прежнему принадлежат фактически к самым распространенным валютным операциям. Ими широко пользуются не только представители теневого бизнеса, но и просто богатые индийцы, которые в стремлении избежать обесценения своего капитала в условиях падающего курса рупии, переводят его за границу, а также индийские нерезиденты за рубежом, осуществляющие переводы валюты в Индию, минуя банковские каналы, в целях получения дополнительной прибыли. Для них рупия является практически конвертируемой. Причем по отдельности элементы многих операций зачастую являются вполне легальными.
Эксперты в области права и экономики сходятся во мнении, что для устранения «хавала» рынка более эффективными были бы экономические меры – укрепление курса индийской валюты, либерализация импорта золота.
Некоторые другие вопросы:
В FEMA регулируется экспорт не только товаров, но и услуг. Это вполне закономерно, учитывая значимость данного сектора в экономике (на услуги приходится большая часть ВНП Индии). Требуется лишь дополнительное и более расширенное толкование термина «услуги» и установление нижнего предела объема декларируемого экспорта услуг.
Новым Законом устранен валютный контроль некоторых сфер деятельности, ранее подвергавшихся такому контролю со стороны FERA. В частности, государственную политику в отношении иностранцев, работающих в Индии, осуществляет Министерство внутренних дел.
В
целом новый Закон
Органы валютного контроля в Индии:
Решение задач по выявлению противоправных действий в кредитно-финансовой, бюджетной и налоговой сферах в Индии возложено на специальную службу – Центральное бюро экономической разведки (Central Economic Intelligence Bureau), организационно входящее в Департамент налогов и сборов Министерства финансов страны.
Индийское Центральное бюро экономической разведки (ЦБЭР) было создано в июле 1985 года с целью усиления деятельности по сбору информации, проведению расследований, пресечению противоправных акций и с целью обеспечения координации действий различных органов, осуществляющих надзор за исполнением законодательства в сфере экономики.
Наряду с ЦБЭР в Индии с 1973 года функционирует Директорат по контролю за соблюдением валютного законодательства (Enforcement Directorate - ED). Формально считается, что он также замыкается на Департамент налогов и сборов Минфина. Однако, фактически данный Директорат является независимым органом, имеющим право предъявлять претензии, проводить расследования и выносить решения о применении санкций к нарушителям валютного законодательства страны. В своей деятельности Директорат по контролю за соблюдением валютного законодательства и ЦБЭР руководствуются отлаженной системой соответствующих нормативных актов. К числу основных из них относятся: Закон о валютном регулировании – FEMA (1999 г.), Закон о подоходном налоге (1961 г.), Закон о налоге на богатство (1956 г.), Закон о налоге на дарение (1958 г.), Закон о налоге на доходы от денежных капиталов (1974 г.), Закон о налоге на расходы (1987 г.), Закон о запрещении анонимных сделок (1988 г.), Закон о налоге с суперприбыли (1963 г.), Закон о централизованном налоге с продажи (1956 г.), Таможенный закон (1962 г.), Закон о контрабанде и мошеннических валютных сделках (1976 г.), Закон о сохранении иностранной валюты и предотвращении контрабандной деятельности (1974 г.), Закон о внешней торговле (1992 г.).