Валютное регулирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:52, доклад

Краткое описание

Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.

Файлы: 1 файл

Копия хамаганова.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

    Резиденты и нерезиденты могут свободно размещать валютные депозиты в уполномоченных банках Японии и переводить любые суммы в любой валюте. Не ограничивается размещение резидентами за рубежом депозитов на сумму до 100 млн. иен. Ряду японских компаний, занятых в страховом деле, транспортным фирмам и компаниям, занимающимся операциями с ценными бумагами, разрешено размещать за границей депозиты в соответствии с общим лицензированием.

    В Японии резиденты, включая национальных производителей золота, могут свободно владеть, покупать и продавать золото. Не требуется лицензия на импорт и  экспорт золотых слитков. Уполномоченные компании имеют право осуществлять срочные операции с золотом1.

    Движение  валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям  в Японии регулируются базовым Законом  «О контроле за иностранной валютой  и внешней торговлей», а также  многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:

  • - сделки с иностранной валютой, совершаемые банками и меняльными конторами;
  • - платежи (включая перевод дивидендов и роялти) за границу и из-за границы;
  • - сделки, связанные с движением капитала (включая инвестиции);
  • - внешнеторговые сделки.

    В соответствии с законом большинство  вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Нередко  они привлекают к принятию решения и другие заинтересованные министерства. Сделки, совершаемые банками, являются исключительной компетенцией Министерства финансов, внешнеторговые сделки – МВТП. Сделки, связанные с движением капиталов, и осуществление платежей контролируются «компетентными министерствами», включая Министерство финансов МВТП. К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.

    Основным  средством валютного регулирования  является лицензировании определенного  рода операций либо обязательность предварительного уведомления (с периодом ожидания или без него). Лицензирование платежных операций имеет целью побудить компании совершать эти операции через уполномоченные банки. Плата, которую банки взимают с клиентов, является компенсацией за выполнение дополнительных контрольных функций. В случае нарушения уполномоченным банком действующего законодательства Министерство финансов может во внесудебном порядке отозвать лицензию, либо приостановить на срок до одного года валютные операции этого банка, либо ограничить сферу его операций.

    В отношении осуществления платежей установлено следующее базовое  правило: если они производятся, минуя  уполномоченные банки, а также так  называемыми особыми методами платежа, то необходима лицензия Министерства финансов (особые метода платежа определены как методы, позволяющие делать бесконтрольные платежи). Своим ведомственным актом МВТП установило требование, в соответствии с которым контрагенты по сделкам, входящим в компетенцию МВТП (торговля, права на добычу полезных ископаемых, права промышленной собственности), при осуществлении платежа в сумме более 3 млн. иен (за исключением нерезидентов, получающих платежи) обязаны представить отчет (рапорт) или акцептованную МВТП форму уведомления уполномоченному банку в момент осуществления платежа.

    Уполномоченные  банки, руководствуясь политикой правительства  и текущими установками Министерства финансов и других министерств, контролируют поток платежей, предотвращая или  ограничивая незаконные платежи.

    Движение  капиталов при осуществлении инвестиций как за рубежом, так и из-за рубежа контролируется путем установления требований об «уведомлении» компетентного министерства либо получении предварительного разрешения для «чувствительных» отраслей (инвестиции из-за рубежа в оборонную промышленность, лесное, рыбное и сельское хозяйство, кожевенную, горнодобывающую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность, производство химических веществ двойного назначения).

    Контролируются  и другие формы движения капиталов. В частности, к компетенции МВТП относится контроль за сделками между резидентами и нерезидентами о предоставлении и получении денежных ссуд и займов, а также предоставлении гарантий по обязательствам третьих лиц, а также за аналогичными сделками, заключенными в связи с экспортом и импортом товаров и передачей прав на добычу полезных ископаемых, прав промышленной собственности.

    Правовой  основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютными  обменом 1980 г. Направления экспортного контроля:

  • - контроль экспорта определенных товаров с целью регулирования внутреннего спроса и предложения (рыбная мука, рис, цветные металлы и т.д.);
  • - контроль экспорта товаров с целью поддержания порядка на отдельных рынках (текстильные изделия, товары легкого машиностроения);
  • - контроль экспорта товаров, оговоренных международными соглашениями (дикие животные, птицы, растения и изделия из них, охраняемые международными соглашениями);
  • - контроль товаров, запрещенных к экспорту (наркотики, национальные сокровища);
  • - контроль экспорта товаров с сомнительным происхождением или нарушающих в стране-импортере права третьих лиц (авторское право, патент, промышленный образец), что чревато уплатой штрафов;
  • - контроль экспорта в страны, против которых решением правительства Японии введены торговые санкции (например, против КНДР в январе 1988 г.);
  • - контроль экспорта японских материалов для давальческой переработки с последующим их импортом в Японию;
  • - контроль способа платежа за экспортируемый товар в случае, если этот способ отличается от порядка платежа, утвержденного Министерством финансов Японии (рассрочка платежа на срок более 2 лет, оплата иеновыми чеками, бартер или расчеты в пользу третьей стороны).

    Механизм  выдачи экспортной лицензии следующий. В случае поставки товаров, подпадающих под экспортные ограничения, экспортер должен обратиться в МВТП за экспортной лицензией. Если явка удовлетворяет всем предъявленным требованиям, заявителю возвращается 1 экземпляр подписанной заявки. Срок действия экспортной лицензии – 3 месяца, однако этот срок может быть продлен в случае поставки комплексного оборудования или сезонного товара.

    Контроль  за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены  в экспортном отделе Управления внешней  торговли МВТП Японии2.

    Либерализация валютного законодательства в Японии позволила местным компаниям  добиться экономии на комиссионных сборах благодаря переходу при совершении некоторых расчетных операций на иностранную валюту. До вступления в силу поправок к закону (апрель 1998 г.) ее использование в расчетах между японскими компаниями требовало специального разрешения Министерства финансов. Теперь же местные фирмы могут свободно строить взаимные платежные отношения на базе, например, доллара. Ранее схема сделок выглядела чаще всего таким образом: японская фирма-поставщик продавала компании-экспортеру определенный полуфабрикат, который использовался последней в производстве экспортной продукции. Ее импортер за рубежом оплачивал поставку в долларах через банк, который совершал соответствующую валютно-обменную операцию (доллары конвертировались в иены). Платежи в иенах переводились на счета компании-экспортера и фирмы-поставщика полуфабриката. В настоящее время вырученные средства в долларах могут перечисляться непосредственно на их счета. Согласно проведенному опросу, две из каждых трех фирм-респондентов заявляют об использовании указанной льготы или намерении реализовать ее на практике в ближайшее время. Расчеты в иностранной валюте на внутреннем рынке особенно привлекательны для компаний, которые имеют валютные банковские счета для ведения международного бизнеса. От либерализации проигрывают банки и торговые дома, поскольку их доходы от взимания комиссионных за валютно-обменные операции сократятся. Ожидается, что объем операций в иностранной валюте внутри Японии превысят 2 трлн. иен (15 млрд. долл.) в год.

    Электронная корпорация «NEC» начала оплачивать в иностранной валюте услуги некоторых  зарубежных поставщиков с весны 1997 г. Ранее иеновые расчеты требовали  уплаты комиссионных банковским компаниям. С осени того же года «NEC» стала получать платежи в долларах за экспортную продукцию от японских торговых домов, в то время как ранее они осуществлялись в иенах после уплаты комиссионных за валютные операции. Реализация сделок в иностранной валюте на внутреннем рынке помогла этой корпорации уменьшить риск от колебания курсов валют и добиться экономии на комиссионных. «Fujitsu» начала некоторые расчеты в долларах с торговыми домами и рядом иностранных клиентов с июня 1997 г. Ожидается дальнейшее расширение ее внутренних операций в долларах. Сталелитейная корпорация «Nippon Steel» намеривается сократить расходы на выплату комиссионных за валютно-обменные операции до минимума путем их организации исключительно внутри корпорации.

    «Mitsubishi Chemical» перешла на иностранную валюту в сделках на внутреннем рынке осенью 1997 г. Корпорация работает с торговыми домами, открывающимися перейти на расчеты в иностранной валюте, и не имеет достаточного опыта в осуществлении валютных операций. Им располагают в основном крупные экспортеры, например, известные производители электронной продукции.

    Торговая  компания «Itochu» сообщила, что в 1997 г. 10 сотрудничающих с ней корпораций заявили о заинтересованности в  переходе на оплату экспортных поставок в иностранной валюте. С апреля текущего года число таких экспортеров существенно возросло. Указанная компания потеряет часть доходов (несколько сотен миллионов иен в год), которые она получила благодаря взиманию комиссионного сбора. Для компенсации убытков банки намереваются расширить услуги японским корпорациям (прежде всего ТНК), в частности путем предложения им комплексных услуг по организации международных расчетов3.

Япония  пересмотрит запрет на экспорт вооружений

    Правительство Японии до конца 2010 года рассмотрит вопрос о снятии запрета на экспорт военной продукции и участии японских компаний в международных военных тендерах и совместных предприятиях, сообщает Flightglobal. Вопрос о снятии запрета будет рассмотрен в отношении военных самолетов. До сих пор исключением из правил был японский экспорт ракетных технологий в США.

    Поводом для пересмотра законов стало лобби со стороны крупнейших японских военных производителей - компаний Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries, заинтересованных в участии в крупных международных проектах разработки истребителей, таких как F-35 Lightning II. По данным источника Flightglobal в военно-промышленной отрасли Японии, участие японских компаний в международных проектах позволит стране получить доступ к новым технологиям.

    Японское  правительство в свою очередь, также  проявляет интерес к идее снятия запрета. Решающую роль здесь играет доступ японских компаний к иностранным  технологиям. Благодаря этому страна сможет развивать собственную "оборонку" без необходимости вложения крупных средств в разработки в условиях недофинансирования военного бюджета. В 2009 году Япония отказалась от покупки лицензий на производство вертолетов Boeing AH-64D Apache Longbow из-за их высокой стоимости.

    Кроме доступа к иностранным военным технологиям Япония сможет экспортировать и свои собственные самолеты. Такие как, например, береговые патрульные Kawasaki XP-1 или поисково-спасательные ShinMaywa SAR. Впрочем, при снятии запрета, если таковое состоится, решающую роль все же будет играть возможность участия японских компаний в международных военных проектах.

    Следует отметить, что подготовка к рассмотрению вопроса о снятии запрета на экспорт  военных самолетов совпала по времени с подготовкой Министерства обороны Японии к тендеру на покупку 40-50 истребителей, которыми планируется заменить устаревшие McDonnell Douglas F-4 Phantom II. В этом тендере намерены принять участие компании Lockheed Martin с F-35 и BAE Systems с Eurofighter Typhoon. 
 

 

    СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Хамаганова Л.Д. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Валютно-экспортный контроль»: учеб. пособие. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009. – 236 с.
  2. Валютный рынок и валютное регулирование: учеб. пособие/ Под ред. Платоновой И.Н.-М.: БЕК. 1996. С.25-28.
  3. Баринов Э.А. Валютное регулирование и валютный контроль в Японии //Международный бизнес России.1996. №6. С.8-10.
  4. Расширение использования иностранной валюты в Японии // БИКИ.1998. №95 (7830). С.18.
  5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Япония

Информация о работе Валютное регулирование в Японии