Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 11:52, доклад
Япония — развитая страна с очень высоким уровнем жизни (десятое место по индексу развития человеческого потенциала). В Японии одна из самых высоких ожидаемых продолжительностей жизни, в 2009 году она составляла 82,12 лет, и один из самых низких уровней младенческой смертности. Япония входит в число стран-членов Большой восьмёрки и АТЭС, а также непостоянный член Совета безопасности ООН. Хотя Япония официально отказалась от своего права объявлять войну, она имеет большую, современную армию, которая используется в целях самообороны и в миротворческих операциях.
Резиденты и нерезиденты могут свободно размещать валютные депозиты в уполномоченных банках Японии и переводить любые суммы в любой валюте. Не ограничивается размещение резидентами за рубежом депозитов на сумму до 100 млн. иен. Ряду японских компаний, занятых в страховом деле, транспортным фирмам и компаниям, занимающимся операциями с ценными бумагами, разрешено размещать за границей депозиты в соответствии с общим лицензированием.
В Японии резиденты, включая национальных производителей золота, могут свободно владеть, покупать и продавать золото. Не требуется лицензия на импорт и экспорт золотых слитков. Уполномоченные компании имеют право осуществлять срочные операции с золотом1.
Движение валют и внешние расчеты по торговым сделкам и инвестициям в Японии регулируются базовым Законом «О контроле за иностранной валютой и внешней торговлей», а также многочисленными постановлениями правительства и ведомственными актами. Этот закон регулирует:
В соответствии с законом большинство вопросов в данной сфере отнесены к компетенции Министерства финансов и Министерства внешней торговли и промышленности (МВТП). Нередко они привлекают к принятию решения и другие заинтересованные министерства. Сделки, совершаемые банками, являются исключительной компетенцией Министерства финансов, внешнеторговые сделки – МВТП. Сделки, связанные с движением капиталов, и осуществление платежей контролируются «компетентными министерствами», включая Министерство финансов МВТП. К органам валютного контроля и регулирования относится и Банк Японии.
Основным
средством валютного
В
отношении осуществления
Уполномоченные банки, руководствуясь политикой правительства и текущими установками Министерства финансов и других министерств, контролируют поток платежей, предотвращая или ограничивая незаконные платежи.
Движение капиталов при осуществлении инвестиций как за рубежом, так и из-за рубежа контролируется путем установления требований об «уведомлении» компетентного министерства либо получении предварительного разрешения для «чувствительных» отраслей (инвестиции из-за рубежа в оборонную промышленность, лесное, рыбное и сельское хозяйство, кожевенную, горнодобывающую, нефтеперерабатывающую, авиационную и космическую промышленность, производство химических веществ двойного назначения).
Контролируются и другие формы движения капиталов. В частности, к компетенции МВТП относится контроль за сделками между резидентами и нерезидентами о предоставлении и получении денежных ссуд и займов, а также предоставлении гарантий по обязательствам третьих лиц, а также за аналогичными сделками, заключенными в связи с экспортом и импортом товаров и передачей прав на добычу полезных ископаемых, прав промышленной собственности.
Правовой основой регулирования экспорта в Японии является Закон о контроле за внешней торговлей и валютными обменом 1980 г. Направления экспортного контроля:
Механизм выдачи экспортной лицензии следующий. В случае поставки товаров, подпадающих под экспортные ограничения, экспортер должен обратиться в МВТП за экспортной лицензией. Если явка удовлетворяет всем предъявленным требованиям, заявителю возвращается 1 экземпляр подписанной заявки. Срок действия экспортной лицензии – 3 месяца, однако этот срок может быть продлен в случае поставки комплексного оборудования или сезонного товара.
Контроль за экспортом и выдача экспортных лицензий полностью сосредоточены в экспортном отделе Управления внешней торговли МВТП Японии2.
Либерализация валютного законодательства в Японии позволила местным компаниям добиться экономии на комиссионных сборах благодаря переходу при совершении некоторых расчетных операций на иностранную валюту. До вступления в силу поправок к закону (апрель 1998 г.) ее использование в расчетах между японскими компаниями требовало специального разрешения Министерства финансов. Теперь же местные фирмы могут свободно строить взаимные платежные отношения на базе, например, доллара. Ранее схема сделок выглядела чаще всего таким образом: японская фирма-поставщик продавала компании-экспортеру определенный полуфабрикат, который использовался последней в производстве экспортной продукции. Ее импортер за рубежом оплачивал поставку в долларах через банк, который совершал соответствующую валютно-обменную операцию (доллары конвертировались в иены). Платежи в иенах переводились на счета компании-экспортера и фирмы-поставщика полуфабриката. В настоящее время вырученные средства в долларах могут перечисляться непосредственно на их счета. Согласно проведенному опросу, две из каждых трех фирм-респондентов заявляют об использовании указанной льготы или намерении реализовать ее на практике в ближайшее время. Расчеты в иностранной валюте на внутреннем рынке особенно привлекательны для компаний, которые имеют валютные банковские счета для ведения международного бизнеса. От либерализации проигрывают банки и торговые дома, поскольку их доходы от взимания комиссионных за валютно-обменные операции сократятся. Ожидается, что объем операций в иностранной валюте внутри Японии превысят 2 трлн. иен (15 млрд. долл.) в год.
Электронная
корпорация «NEC» начала оплачивать
в иностранной валюте услуги некоторых
зарубежных поставщиков с весны
1997 г. Ранее иеновые расчеты
«Mitsubishi Chemical» перешла на иностранную валюту в сделках на внутреннем рынке осенью 1997 г. Корпорация работает с торговыми домами, открывающимися перейти на расчеты в иностранной валюте, и не имеет достаточного опыта в осуществлении валютных операций. Им располагают в основном крупные экспортеры, например, известные производители электронной продукции.
Торговая компания «Itochu» сообщила, что в 1997 г. 10 сотрудничающих с ней корпораций заявили о заинтересованности в переходе на оплату экспортных поставок в иностранной валюте. С апреля текущего года число таких экспортеров существенно возросло. Указанная компания потеряет часть доходов (несколько сотен миллионов иен в год), которые она получила благодаря взиманию комиссионного сбора. Для компенсации убытков банки намереваются расширить услуги японским корпорациям (прежде всего ТНК), в частности путем предложения им комплексных услуг по организации международных расчетов3.
Япония пересмотрит запрет на экспорт вооружений
Правительство Японии до конца 2010 года рассмотрит вопрос о снятии запрета на экспорт военной продукции и участии японских компаний в международных военных тендерах и совместных предприятиях, сообщает Flightglobal. Вопрос о снятии запрета будет рассмотрен в отношении военных самолетов. До сих пор исключением из правил был японский экспорт ракетных технологий в США.
Поводом для пересмотра законов стало лобби со стороны крупнейших японских военных производителей - компаний Mitsubishi Heavy Industries и Kawasaki Heavy Industries, заинтересованных в участии в крупных международных проектах разработки истребителей, таких как F-35 Lightning II. По данным источника Flightglobal в военно-промышленной отрасли Японии, участие японских компаний в международных проектах позволит стране получить доступ к новым технологиям.
Японское правительство в свою очередь, также проявляет интерес к идее снятия запрета. Решающую роль здесь играет доступ японских компаний к иностранным технологиям. Благодаря этому страна сможет развивать собственную "оборонку" без необходимости вложения крупных средств в разработки в условиях недофинансирования военного бюджета. В 2009 году Япония отказалась от покупки лицензий на производство вертолетов Boeing AH-64D Apache Longbow из-за их высокой стоимости.
Кроме доступа к иностранным военным технологиям Япония сможет экспортировать и свои собственные самолеты. Такие как, например, береговые патрульные Kawasaki XP-1 или поисково-спасательные ShinMaywa SAR. Впрочем, при снятии запрета, если таковое состоится, решающую роль все же будет играть возможность участия японских компаний в международных военных проектах.
Следует
отметить, что подготовка к рассмотрению
вопроса о снятии запрета на экспорт
военных самолетов совпала по
времени с подготовкой