Интеграция хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 963.50 Кб (Скачать)

Рост компетенции, лежащей  в основе конкурентного преимущества фирмы, во многом зависит от ее способности воспринимать новые навыки и знания в области производства и менеджмента. Наиболее быстро «генерирующие» новую информацию компании оказываются более конкурентоспособными. В то же время помимо создания нового знания внутри организационных рамок самой фирмы существует возможность получать информацию от других участников рынка.

Движимые конкуренцией на международных рынках, фирмы создают интегрированные структуры бизнеса, в том числе с целью совершенствования совокупности своих знаний и опыта, как актива, имеющего большее значение для результатов деятельности, чем даже запатентованная технология.

Чтобы приумножить знания и опыт, фирмы зачастую вступают в тесное организационное взаимодействие с конкурентами. Поглощение конкурента в ходе экспансии МНК является распространенным способом достижения конкурентного преимущества. Более специфическим является сотрудничество с конкурентом на мировых рынках, вплоть до создания МСА.

В 1990-е гг. необходимым  элементом преуспевания международного бизнеса стало организационное знание: совокупность представлений об изменении поведения организации в результате получения информации и опыта. Организационное знание становится особенно важными для фирмы вследствие сокращения жизненного цикла продуктов и технологий в условиях ускоренного развития и глобализации рынков. Как процесс организационное знание благоприятствует росту компетенции фирмы, а значит, и росту ее конкурентных преимуществ. При этом сотрудничество с партнером, занимающим сильные позиции в той области деятельности, в которой данная фирма желает быть более компетентной, является логичным шагом на пути достижения цели.

В рамках МСА международная  компания получает возможность использовать знания и опыт своего партнера-конкурента путем их интеграции и внедрения для Достижения некоторых общих целей. Одновременно посредством создания МСА потенциальная или существующая конкуренция для конкретной фирмы может быть ослаблена или даже устранена.

Рационализация международного производства предполагает, что определенные компоненты больше не производятся в двух местах с разными затратами, а переносятся туда, где издержки ниже. Но здесь есть еще и дополнительное преимущество. Так как объем производства в более благоприятном месте теперь выше, дальнейшее снижение средней стоимости единицы продукции может быть достигнуто за счет «эффекта масштаба» — повышения эффективности по мере расширения производства, которое выражается в снижении средних затрат при увеличении объема выпуска.

Снижению затрат способствуют также уход от дублирования инвестиций и затрат на НИОКР, распространение и обмен технологиями и ноу-хау, открытие благоприятных сырьевых рынков, международное разделение труда, возможности финансового и налогового планирования с учетом особенностей функционирования финансовых рынков и государственной экономической политики в различных странах.

Минимальный масштаб  размеров эффективного производства в  большинстве отраслей значительно  вырос. Так, например, производитель  цветных телевизоров должен выпускать несколько миллионов штук в год, чтобы достичь экономии за счет «эффекта масштаба», позволяющей выдержать глобальную конкуренцию. Это более чем в 50 раз превышает минимальный размер эффективного производства, существовавший в данном секторе в начале 1960-х гг.

Объединение ресурсов с  конкурентами в рамках стратегии  сотрудничества является одним из средств для достижения фирмами необходимого масштаба деятельности. Распространение получили альянсы в области НИОКР в высокотехнологичных отраслях: являясь механизмом разделения затрат между партнерами, они позволяют фирмам осуществлять необходимые инновации. Характерно, что для проведения масштабных НИОКР фирмы предпочитают создавать СП, а не заключать функциональные соглашения. Совместному предприятию как организационной форме отдается предпочтение, поскольку она облегчает обмен информацией и обеспечивает повседневную координацию.

Следует отметить, что  заданная технология производства неизбежно  диктует некоторую оптимальную величину выпуска продукции. Значительное отклонение от этой величины как в одну, так и в другую сторону влечет за собой экономический ущерб. В таком случае как альтернатива вертикально интегрированной компании может использоваться сеть МСА. Фирма, создающая МСА с производителями комплектующих для своих изделий, имеет ряд преимуществ:

- удается избежать свойственного крупному бизнесу организационного разбухания;

- не нужно переучивать рабочих и вносить тысячи изменений в процедуры управления и организации внедрения новой технологии;

- сокращаются издержки адаптации к изменениям, вызванным научно-техническим прогрессом.

Современные высокотехнологичные  отрасли отличает удорожание средств  производства, рост затрат на НИОКР, разработку торговой марки, развитие сбытовой сети продаж. Высокие постоянные издержки требуют расширения объемов производства для того, чтобы максимизировать прибыли и сократить срок окупаемости инвестиций. При этом возможно создание альянсов, особенность которых заключается в том, что каждая из фирм-партнеров выполняет взаимодополняющие функции.

Снижение рисков в  процессе международной интеграции достигается путем страновой (региональной) диверсификации операций, выхода на новые  перспективные рынки, использования более разнообразных каналов сбыта. С другой стороны, возможно снижение риска капиталовложений при вовлечении в кооперацию партнеров из числа национальных инвесторов.

Действуя в рамках альянса, фирма может достичь  договоренности с партнером  Разделении рынка на сферы влияния. С другой стороны, альянс, в сравнении с Фирмой, действующей в одиночку, может уменьшить риск каждого из партнеров путем распределения этапов большого проекта между несколькими участниками, диверсификации номенклатуры товаров, обеспечения быстрого вхождения в рынок и более коротких сроков окупаемости, снижения затрат.

 

 

1.3 Этапы и формы интеграционного процесса

 

 

На первом уровне страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению и между ними заключаются преференциальные торговые соглашения (табл. 1.1), которые могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим друг другу, чем третьим странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так называемых временных соглашений, ведущих к образованию таможенного союза Преференциальные соглашения, предусматривающие сохранение национальных таможенных тарифов каждой из подписавших их стран, должны рассматриваться даже не как начальный, а как подготовительный этап интеграционного процесса, который становится таковым, только когда приобретает более развитые формы. Никаких межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

 

Таблица 1.1 – Этапы интеграционного процесса

Снижение тарифных     и  иных барьеров во     взаимной торговле Сохранение национальных тарифов  в отношении

третьих стран Межгосударственные органы управления не создаются

1.Преференциальное торговое соглашение

(preferential Trade Agreement)

2.Зона свободной торговли (free trade zone)

3.Таможенный Союз (customs union)

4.Общий рынок (common market)

5.Эконо-мический союз (economic union)

Отмена   тарифных и нетарифных барьеров     во взаимной торговле. Свобода межстранового   движения товаров и услуг Небольшой межгосударственный секретариат

Единое    тарифное и нетарифное    регулирование     в отношении третьих стран. Межгосударственный    совет на уровне министров     и секретариат

Свобода движения факторов производства. Встречи глав    государств,   совет министров. Секретариат

Гармонизация экономичес-кой политики Межгосударственный орган с    функцией наднационального регулирования

 

 

Источник: [9, с. 17]

 

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли (табл. 1.1), предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные параметры своего развития на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств.

Третий уровень интеграции (табл. 1.1), связан с образованием таможенного союза (ТС) — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран. Таможенный союз предусматривает беспошлинную внутриинтеграционную торговлю товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона. Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой системы межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Чаще всего они принимают форму периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный секретариат.

Когда интеграционный процесс достигает четвертого уровня -общего рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения, под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует организационно значительно более высокого уровня межгосударственной координации экономической политики. Такая координация осуществляется на периодических совещаниях (обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих стран, значительно более частых встречах руководителей министерств финансов, центральных банков и других экономических ведомств, опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС — это Европейский Совет глав государств и правительств, Совет министров ЕС и Секретариат ЕС.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях— валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность в органах, наделенных уже не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно отказываются от части своих функций и тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с надгосударственными функциями наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов. В рамках ЕС — это Комиссия ЕС.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — политического союза (ПС), который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами негосударственным органам. Это фактически означало бы создание международной конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами. Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.

 

 

 

 

 

2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

 

 

2.1 Союзное государство

 

 

Стратегическое партнерство, развитие союзнических отношений с  Российской Федерацией обусловлены  географической и культурно-исторической близостью наших стран и народов, взаимодополняемостью экономик, тесными  кооперационными связями белорусских и российских кампаний.

Правовой основой белорусско-российской интеграции является подписанный 8 декабря 1999 г. главами Беларуси и России Договор  о создании Союзного государства.

В соответствии с Договором  Беларусь и Россия поставили перед собой ряд важных ориентиров: обеспечение мирного и демократического развития народов двух государств; создание единого экономического и таможенного пространства; обеспечение устойчивого социально-экономического развития; проведение согласованной внешней политики и политики в области обороны; формирование единой правовой системы; проведение согласованной социальной политики; обеспечение безопасности и борьба с преступностью.

Достижение указанных  целей осуществляется поэтапно, с  учетом приоритета решения экономических и социальных вопросов. Наше партнерство выстраивается на принципах безусловного сохранения государственного суверенитета и территориальной целостности, ответственного выполнения сторонами своих международных обязательств.

Россия традиционно является основным торговым партнером Беларуси и крупнейшим экспортным рынком для белорусских товаров.

За последнее десятилетие  товарооборот между двумя странами вырос более чем в пять раз. В 2008 году он превысил рекордный в  истории белорусско-российских отношений объем – 34 млрд. долларов США. В 2009 году Беларусь заняла первое место во внешней торговле России со странами СНГ и пятое – среди основных торговых партнеров России.

В январе-сентябре 2010 г. на долю России пришлось 47,3 процента всего  объема белорусской внешней торговли и 40 процентов белорусского экспорта. При этом если товарооборот увеличился только на 17,9 процентов, составив 19,4 млрд. долларов США, то экспорт вырос на 48,6 процентов до 7 млрд. долларов США.

Информация о работе Интеграция хозяйственной деятельности