Интеграция хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 963.50 Кб (Скачать)

В последние годы белорусско-российское сотрудничество приобрело более прагматичный характер. Топливно-энергетический сектор – не исключение. Тем не менее, Беларусь добросовестно выполняет свои обязательства по транспортировке энергоресурсов в европейские страны, внося важный вклад в обеспечение региональной энергетической безопасности.

В то же время точек  соприкосновения в нашем диалоге  несоизмеримо больше, чем спорных  вопросов. Беларусь и Россия выступают  за углубление сотрудничества в коллективном формате.

Наряду со взаимодействием  в рамках белорусско-российской «двойки», укрепляются контакты и по другим интеграционным проектам на постсоветском пространстве.

В качестве одного из наиболее «продвинутых» интеграционных объединений  на постсоветском пространстве стороны  рассматривают Евразийское экономическое сообщество и формируемый в его рамках Таможенный союз. Плотный график мероприятий в 2010 году и интенсивный диалог по линии заинтересованных структур позволяют рассчитывать на скорейшее достижение одной из главных целей – создание Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана (ЕЭП).

Ускорение динамики процесса формирования ЕЭП является чрезвычайно  важным для Беларуси и России. Это  позволит создать жизненно необходимые  нашим странам условия для  свободного перемещения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, равные условия и гарантии для хозяйствующих субъектов.

Совместно с коллегами  ведется работа по преобразованию СНГ  в региональную организацию с  высоким уровнем экономической  и политической интеграции.

Стороны эффективно координируют свои действия на международной арене. Удачной формой сотрудничества является Программа согласованных действий в области внешней политики, которая принимается каждые два года.

Значимые результаты достигнуты в сфере обороны и  безопасности, антитеррористической деятельности, борьбы с преступностью. Подписан ряд двусторонних документов в области военного и военно-технического сотрудничества.

Создана и функционирует  региональная группировка войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации, осуществляется взаимодействие между системами ПВО двух стран. Проводятся совместные учения. Отрабатывается комплекс вопросов по оперативной и боевой подготовке войск.

Совершенствуется правоохранительная деятельность. В Беларуси и России формируется единая нормативная база в области борьбы с преступностью. На территориях наших государств проводятся согласованные мероприятия по предупреждению, выявлению и пресечению противоправных действий со стороны организованных преступных группировок, актов терроризма, торговли людьми. Совместными усилиями на западной границе Союзного государства создан надежный барьер наркотрафику и нелегальной миграции.

В перечне важных задач  сохраняются вопросы обеспечения  равных прав граждан двух стран, создания единой системы социальных гарантий, сближения и постепенной унификации внутреннего законодательства в социально-трудовой сфере.

Сегодня граждане Беларуси и России имеют практически одинаковые возможности для трудоустройства, выбора места жительства, получения  образования, медицинской помощи и социального обеспечения.

При пересечении белорусско-российской границы белорусам и россиянам  не требуется прохождения пограничного контроля, таможенного досмотра, получения  и заполнения миграционной карты.

Активно развивается  двустороннее сотрудничество в области культуры. Одним из наиболее крупных и известных совместных проектов является фестиваль «Славянский базар», ежегодно организуемый и проводимый в г.Витебске. Регулярно на взаимной основе проводятся международные фестивали искусств, художественные выставки, театральные и кинофестивали. 2009 год был объявлен Годом культуры России в Беларуси, 2010 год – Годом культуры Беларуси в России.

Заметным является межвузовское взаимодействие. Специалисты научных  и учебных заведений, учреждений культуры участвуют в семинарах, научно-практических конференциях, проводимых как в Беларуси, так и в России.

Совместные программы, охватывающие научную и научно-техническую  сферы, промышленность, строительство, инновации и новые технологии, космос, ИТ-технологии продолжают оставаться эффективным механизмом углубления интеграции, стимулируя расширение кооперационных связей между белорусскими и российскими субъектами хозяйствования.

Практическая реализация подобных проектов способствует выпуску  конкурентоспособной продукции, загрузке производственных мощностей, созданию дополнительных рабочих мест, повышению экспортных возможностей предприятий двух стран.

Белорусско-российский диалог – это тесное взаимодействие двух стран во всех без исключения сферах сотрудничества на благо братских народов Беларуси и России [20].

 

 

2.2 Содружество  Независимых Государств (СНГ)

 

 

Содружество Независимых  Государств (СНГ) – это региональная межгосударственная организация, главной  целью которой является сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях между рядом стран, некогда входившими в состав СССР.

8 декабря 1991 года в  Минске главы БССР, РСФСР и  УССР подписали Соглашение «О  создании Содружества Независимых  Государств». 21 декабря 1991 года был подписан Протокол к Соглашению «О создании Содружества Независимых Государств». В документе было зафиксировано, что 11 государств, включая Республику Беларусь, на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Также было подписано Соглашение «О координационных институтах Содружества Независимых Государств». Согласно этому документу, для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, было решено создать высший орган Содружества – «Совет глав государств», а также «Совет глав правительств».

Первые годы существования  СНГ в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств Содружества   30 декабря 1991 года в  Минске было подписано временное Соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств. Каждая страна–участница имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, главами государств СНГ было подписано Соглашение о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, по которому государства подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

В актив Содружества можно отнести  разработку и формирование солидной нормативно-правовой базы межгосударственного взаимодействия в новых условиях, создание разветвленной инфраструктуры отраслевого сотрудничества, координацию действий на ключевых направлениях интеграции.

 Многочисленные разносторонние  контакты между представителями  государств Содружества, растущие  объемы торгово-экономических связей, убедительно свидетельствуют о том, что СНГ функционирует, развивается, совершенствуется.

Стержневым направлением работы в  рамках Содружества стало претворение  в жизнь принятой в 2007 году Концепции  дальнейшего развития СНГ в соответствии с Планом основных мероприятий по ее реализации. Эти документы дали новый импульс дальнейшему развитию Содружества, повысили результативность его деятельности.  

Приоритетное значение придается  активизации экономического сотрудничества. В 2008 г. в рамках СНГ принята Стратегия экономического развития СНГ на период до 2020 года.

Главами правительств утверждены Приоритетные направления сотрудничества государств – участников СНГ в сфере транспорта на период до 2020 года и Комплекс мер  по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ.

 Подписана Конвенция о пограничном  сотрудничестве, а также Соглашение  о Совете по межрегиональному  и приграничному сотрудничеству.

 В рамках СНГ развивается  сотрудничество по вопросам обеспечения безопасности и правопорядка. Приняты Концепция сотрудничества в сфере информационной безопасности и Комплексный план по ее реализации на 2008-2010 гг. Утверждена Программа сотрудничества в противодействии незаконной миграции на 2009-2011 гг., подписано Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным изготовлением и оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.

 Приоритетной областью взаимодействия  в рамках СНГ остается сотрудничество  в гуманитарной сфере. Созданы и активно работают Совет по гуманитарному сотрудничеству, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ, которые обеспечивают содержательное наполнение и финансирование целого ряда общезначимых мероприятий. По инициативе Республики Беларусь 2009 год был объявлен в Содружестве «Годом молодежи».

 Продолжается работа по укреплению  и совершенствованию механизмов  СНГ. Приняты и реализованы  Положение о председательстве  в СНГ и Положение о национальных  координаторах государств – участников СНГ.

 Содружество – это организация,  которая позволяет учитывать  различную степень готовности  государств к интеграции, предоставляет  возможность каждому из них  принимать участие в интеграционных  процессах в той мере и на  тех направлениях, которые отвечают их интересам.

Благодаря Содружеству сформированы основы новых межгосударственных отношений  на постсоветском пространстве.

 Основной целью СНГ сегодня  остается экономическое сотрудничество. Полноценное торгово – экономическое  взаимодействие государств – участников СНГ является необходимым условием устойчивого развития государств Содружества.

 СНГ имеет четкую и сбалансированную  программу первоочередных и перспективных  действий. В качестве приоритетных  направлений деятельности подтверждены: экономическая интеграция; сотрудничество в области безопасности, борьбы с преступностью, противодействия новым вызовам и угрозам; углубленное партнерство в гуманитарной сфере.

Одновременно отмечена необходимость  углубления политического взаимодействия, межпарламентского сотрудничества, выработки скорректированной миграционной политики, совместного решения экологических проблем, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 Достигнуто общее понимание  того, что неизмеримо легче преодолевать возникающие проблемы совместными усилиями. И главы государств, и главы правительств государств – участников СНГ подробно обсуждали ситуацию в Содружестве в свете мирового финансового кризиса и признали необходимость срочных согласованных действий. Учреждено постоянно действующее совещание на уровне министров финансов государств Содружества по согласованию мер преодоления последствий глобального финансового кризиса.

 В 2010 году подписан Протокол  об этапах формирования общего  электроэнергетического рынка СНГ, который будет способствовать расширению торговли электрической энергией, увеличению количества участников торговли, повышению надежности электроснабжения.

Развитию национальных сетей информационно-маркетинговых  центров (ИМЦ) и объединению их в межгосударственную сеть для продвижения товаров и услуг государств – участников СНГ на их национальные рынки призвано способствовать подписанное Соглашение о сотрудничестве в создании, использовании и развитии межгосударственной сети ИМЦ.

 С учетом объявления в СНГ 2010 года – Годом науки и инноваций значительное внимание было уделено вопросам развития взаимодействия в инновационной сфере. Так, был рассмотрен ход разработки проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 года.

 Программа является  базовым документом в этой  сфере и направлена на создание  условий для повышения глобальной  конкурентоспособности экономики  государств – участников СНГ,  ее трансформации в экономику знаний и реализации приоритетов экономического развития в инновационной сфере на основе эффективного взаимодействия национальных инновационных систем в интегрируемом инновационном пространстве.

Республика Беларусь не только активно участвовала в  разработке и рассмотрении вышеназванных вопросов, но и сама внесла на рассмотрение ряд инициатив.

Так, рассмотрены инициированные Беларусью вопросы 

«О Стратегии международного молодежного сотрудничества государств – участников Содружества Независимых  Государств на период до 2020 года», принято «Обращение Совета глав государств Содружества Независимых Государств в связи с 25-й годовщиной аварии на Чернобыльской АЭС».

В 2011 году СНГ будет  отмечать свой 20-летний юбилей. За годы своего существования Содружество  доказало свою дееспособность и продолжает сохранять роль уникальной «площадки» для политического диалога на постсоветском пространстве, в том числе на высшем уровне.

 СНГ не потеряло  свой потенциал, открывает новые  стратегические возможности для  сотрудничества и взаимовыгодной интеграции.

В обозримом будущем  иные альтернативы заменить формат Содружества  в полном объеме не смогут [20].

 

 

2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство

 

Наиболее важным итогом совместной работы в рамках Евразийского экономического сообщества за последние годы стало создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Завершена работа по формированию договорно – правовой базы Единого экономического пространства трех стран.

Первоначальное решение о создании Таможенного союза было принято президентами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации более пятнадцати лет назад в 1995 году.

Такое объединение трех государств предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой применяются единые меры регулирования внешней торговли с третьими странами; устанавливается порядок зачисления и распределения таможенных пошлин, налогов и сборов; создаются органы таможенного союза, осуществляющие свою деятельность в пределах полномочий, наделенных Сторонами и т.д.

Информация о работе Интеграция хозяйственной деятельности