Интеграция хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 963.50 Кб (Скачать)

По своему потенциалу для развития экономики Беларуси консервативно-пессимистическая и  консервативно-реформаторская формы  интеграции практически идентичны и близки друг к другу (за исключением единой валюты в рамках ЕврАзЭС). Однако влияние роста цен на энергоносители и ограниченность доступа к финансовым ресурсам резко отрицательно скажется на конкурентоспособности белорусских предприятий в рамках ЕврАзЭС. В условиях единой валюты в рамках данного экономического образования и фактического перехода в торговле на рублевую основу (покупка энергоносителей будет осуществляться на базе российского рубля) фактически курсовая политика Беларуси станет неэффективной как фактор обеспечения конкурентных преимуществ для белорусских товаров. При этом возрастут инфляционные ожидания. От уровня конкурентоспособности белорусской продукции будет зависеть приток российских рублей, а эмиссионные возможности белорусского рубля будут исключены. В условиях значительного торгового дисбаланса с Россией рост реального курса белорусского рубля по отношению к российскому рублю приведет к снижению конкурентоспособности белорусских экспортеров.

Для развития белорусской  экономики в рамках ЕврАзЭС основной приоритет монетарной политики и политики обменного курса должен быть сконцентрирован на внешней стабильности (обменный курс) в ущерб внутренней стабильности (цены), т. е. в ущерб антиинфляционной политике.

Политика интеграционного  измерения Беларуси должна быть направлена на эффективное использование внешних факторов для развития экономики и вхождения в европейскую финансово-кредитную систему.

Выполненная оценка эффективности развития экономики в зависимости от формы интеграции показывает, что в той или иной степени интеграция Беларуси в различные объединения имеет в целом позитивное измерение.

Наибольший эффект Беларусь может извлечь в рамках европейского измерения. Интеграция в ЕС позволит Беларуси обеспечить рост конкурентоспособности экономики на евроазиатском интеграционном пространстве и играть более активную роль в системе «Восток - Запад». При этом Беларуси необходимо использовать и другие формы интеграции в целях обеспечения стабильного экономического роста.

Интеграция Беларуси в ЕС в целом позитивно отразится на стабильном долгосрочном развитии экономики. Условия членства в ЕС (на первом этапе в виде ассоциированного члена) обеспечат возможность Беларуси в течение первых десяти лет увеличить свой экспорт до 40% (в рамках реформаторской модели). При этом улучшатся условия торговли и стабилизируются рынки сбыта, расширится их география и будет обеспечено стимулирование роста качества продукции. Открытый доступ на мировой рынок получат основные — наиболее конкурентоспособные — товары белорусского экспорта (текстиль, одежда, керамические и пластмассовые изделия, продукция химической и нефтехимической промышленности, фармацевтика и т. д.).

Ассоциированное членство Беларуси в ЕС расширит торговлю услугами, активизирует привлечение в страну иностранных инвестиций, улучшит доступ к передовым технологиям. Эти процессы положительно отразятся на общей структуре промышленности, ее техническом уровне и будут стимулировать реформы в реальном секторе экономики и обновление законодательной базы. В среднесрочной перспективе членство в ЕС позволит Беларуси достичь более высокого уровня национальной экономической безопасности.

Вступление в ЕС должно базироваться на новой экономической  и внешнеторговой политике Беларуси, ее новой роли в рамках формирования зоны свободной торговли между Россией и ЕС. Конкурентоспособность белорусской экономики необходимо обеспечить в рамках открытости экономики, реформ внешней торговли, банковской и страховой систем, финансово-кредитной стабилизации и полномасштабной интеграции Беларуси в европейские финансовую и экономическую системы, т. е. выполнить «Маастрихтские» и «Копенгагенские» критерии (реформаторская модель).

Вступление Беларуси в ЕС сопряжено с обеспечением конкурентоспособности белорусских предприятий. Основными их проблемами являются отсутствие оборотных средств и прямых инвестиций, высокий уровень инфляции и налогообложения и т. д. Белорусская банковская система в рамках ограниченности кредитных ресурсов не в состоянии обеспечить финансирование ориентированных на экспорт предприятий. Для повышения эффективности деятельности экспортеров и обеспечения конкурентоспособности белорусских товаров на внутреннем и внешнем рынках в рамках имеющейся изношенности средств производства уровень прямых инвестиций должен составлять не менее 3 млрд. долл. в год.

Ассоциированное членство Беларуси в ЕС минимизирует число  банкротств белорусских предприятий  и снизит уровень негативных процессов  в области финансово-экономического положения предприятий (конкурентоспособности), в т. ч. в рамках членства в ВТО и при проведении структурных преобразований в реальном секторе экономике. Также с помощью ЕС возможно будет обеспечить благоприятные условия по развитию конкурентоспособности предприятий, в первую очередь за счет реформирования внешней торговли, банковской системы, страхового рынка и обеспечения стабилизации финансово-кредитных процессов и курсообразования. В целом эти меры должны обеспечить конкурентоспособность белорусской экономики. Ассоциированное членство потребует выполнения жестких условий в области экономки и финансов. Например, Беларуси необходимо обеспечить рентабельность реального сектора экономики на уровне 25%.

В рамках переговорного  процесса по вступлению Беларуси в  ЕС необходимо

- содействие со стороны ЕС (особенно развитых стран) экономическим и финансовым трансформациям;

- мягкий режим обеспечения ассоциированного членства, сочетающий равные условия конкуренции со странами ЕС;

- сближение макроэкономических условий хозяйствования (в частности налоговый режим, финансово-кредитную и банковскую политику и т. д.) в краткосрочный период;

- открытие внутреннего финансового, банковского и страхового рынков и проведение реформ в области таможенных режимов в короткие сроки.

Ассоциированное членство в ЕС предполагает не только экономические права и определенные льготы (гранты), но и встречные обязательства.

Ведущие западные страны и международные финансовые организации  по многим параметрам рассматривают  Беларусь как страну с высокой  степенью государственного вмешательства  в экономику и высоким уровнем административного регулирования в денежно-кредитной и валютной областях, ценообразовании (ЕБРР, МВФ, Всемирный банк, международные агентства и экономические форумы). Также отмечают несовершенство законодательства и закрытость внутреннего рынка (особенно сферы услуг). По их мнению, в качестве главного средства регулирования внешнеэкономических связей и защиты национального рынка Беларусь использует различные нетарифные ограничения, административное положение и т. п. При этом средний уровень таможенного тарифа превышает средний уровень таможенного налогообложения развивающихся стран и значительно больше показателя развитых стран (порядка 5 %).

Европейский вектор Беларуси является стратегическим приоритетом  ее внешней политики, и внешнеэкономической в частности. Отношения в системе «Беларусь – ЕС» обязаны соответствовать высокому уровню стратегического партнерства.

Между Беларусью и  ЕС не существует проблем, которые не могли бы быть решены путем конструктивного  диалога и учета взаимных интересов. Это касается как политических, так и экономических вопросов.

В важных вопросах укрепления европейской и международной  безопасности (экономической, энергетической, финансовой и др.) Беларусь и ЕС обязаны иметь близкие позиции.

Главный вопрос сегодня лежит в плоскости расширения торгово-экономического сотрудничества, развития региональной интеграции, интеграции в рамках ЕС. Развитие европейского вектора развития Беларуси не исключает и глубокого сотрудничества в ЕврАзЭС и в рамках тройки «Россия – Казахстан – Беларусь». Это станет площадкой для подготовки к интеграционному проекту Беларуси с ЕС.

Однако последние экономико-политические тенденции на пространстве СНГ показывают, что приоритеты России в области  экономической интеграции лежат  не на белорусском направлении, а на казахском и европейском. Возможно формирование нового Союзного проекта «Россия и Казахстан» и создание зоны свободной торговли с ЕС. При этом проект Союзного государства России и Беларуси не будет заморожен, но его развитие потребует дополнительных инициатив со стороны обеих стран.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Развитие интеграционных процессов стало закономерным результатом роста международного движения товаров и факторов их производства, что потребовало создания более надежных производственно-сбытовых связей между странами и устранения многочисленных препятствий на пути международной торговли и передвижения факторов производства. Это оказалось возможным сделать только в рамках межгосударственных интеграционных объединений на основе многосторонних политических соглашений.

Выделяют следующие  формы интеграции:

Вертикальная интеграция — интеграция вдоль последовательных продуктов производственного цикла. Примерами вертикальной интеграции являются приобретение предприятий  поставщиков, торговых точек сбыта.

Горизонтальная интеграция - интеграция вдоль параллельных продуктов производственного цикла. Она позволяет извлекать дополнительную прибыль за счет минимизации упущенной выгоды и ее выгодно проводить при существенных колебаниях рыночной конъюнктуры. В этом случае мы всегда сможем легко переключиться на производство пользующейся спросом продукции.

Диагональная интеграция - интеграция с фирмой, находящейся на другом уровне вертикального производственного цикла и выпускающей параллельные виды продукции. Примером диагональной интеграции может быть приобретение автомобилестроительной фирмой завода по производству двигателей для мотоциклов и моторных лодок.

Комбинированная интеграция — одновременная интеграция вдоль вертикального производственного цикла и по параллельным видам продукции. Она позволяет как закрепить наиболее важных партнеров вдоль вертикального производственного цикла, так и проводить гибкую ассортиментную политику в соответствии с изменениями и колебаниями спроса. Таким образом, комбинированная интеграция достигает некоторого компромисса между требованиями: минимизации упущенной выгоды; минимизации издержек.

Жесткая интеграция - предполагает заключение юридически обязывающих соглашений и включает в себя: финансово-промышленные группы; холдинги; концерны; франчайзинг; приобретение контрольного пакета акций; создание совместных предприятий.

Мягкая интеграция - не предполагает заключения юридически обязывающих соглашений и включает: приобретение пакетов акций; участие в прибылях; обмен информацией.

Процесс интеграции осуществляется на пяти этапах:

На первом уровне страны еще только делают первые шаги к взаимному сближению и между ними заключаются преференциальные торговые соглашения, которые могут подписываться либо на двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран.

На втором уровне интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли, предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену таможенных тарифов во взаимной торговле при сохранении национальных таможенных тарифов в отношениях с третьими странами.

Третий уровень интеграции, связан с образованием таможенного союза — согласованной отменой группой национальных таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран.

Когда интеграционный процесс  достигает четвертого уровня -общего рынка  — интегрирующие страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капитала и рабочей силы.

Наконец, на пятом, самом высоком, уровне интеграция превращается в экономический союз, который предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, и унификацию законодательств в ключевых областях— валютной, бюджетной, денежной.

Принципиально возможно существование и шестого уровня интеграции — политического союза, который предусматривал бы передачу национальными правительствами большей части своих функций в отношениях с третьими странами негосударственным органам.

Экономическая интеграция — процесс развития устойчивых взаимосвязей соседних государств,[источник не указан 674 дня] ведущий к их постепенному экономическому слиянию, основанный на проведении этими странами согласованной межгосударственной экономики и политики.

Выделяют следующие  формы экономической интеграции:

Преференциальная зона,

Зона свободной торговли,

Таможенный союз,

Общий рынок,

Экономический союз,

Экономический и валютный союз.

Основными признаками интеграции являются:

- взаимопроникновение и переплетение национальных производственных процессов;

- структурные изменения в экономике стран-участниц;

- необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов.

Уровни интеграции:

- макроэкономический (интеграция на государственном уровне);

- микроэкономический (межфирменные объединения ТНК).

Преимущества:

- увеличение размеров рынка — проявление эффекта масштаба производства;

- возрастает конкуренция между странами;

Информация о работе Интеграция хозяйственной деятельности