Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа
В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46
Отсутствие эффективных реформ в сфере экономики усугубит нарастание противоречий и негативно отразится в среднесрочной перспективе на конкурентоспособности экономики в целом. Источники роста предыдущих лет (ценовые преимущества, восстановление российской экономики после кризиса 1998 года, увеличение спроса на внутреннем рынке, экспорт продукции нефтеперерабатывающей отрасли в Европу) не смогут играть ту же значимую роль в будущем. Количество новых факторов, способных поддерживать высокие темпы экономического роста, ограничено. Поэтому существует высокая вероятность замедления темпов роста. Так, тенденции в производительности и конкурентоспособности промышленного сектора определяются растущими издержками, низкой рентабельностью и ограниченностью инвестиций в обрабатывающей промышленности. Существует и дальнейшая серьезная зависимость от российского рынка. Реструктуризация предприятий идет низкими темпами. Сельское хозяйство имеет высокий уровень субсидирования. Ограничены возможности по финансированию инвестиций.
Рост имеет под собой ограниченную основу с точки зрения улучшения базовых характеристик экономической системы (форма собственности, создание новых предприятий, новые рынки, приобретение новых навыков).
Основные макроэкономические риски определяются низким уровнем валютных резервов, высоким уровнем централизации ресурсов в руках государства, недостаточной развитостью финансового и банковского секторов. Отдельные элементы экономической политики негативно сказываются на повышении конкурентоспособности экономики. Затратная экономика характеризуется высокими налогами и высокими процентными ставками по кредитам, контролем цен, административным вмешательством в экономику и др. Широкое распространение нетарифных барьеров также сдерживает развитие торговли. Возможны высокие издержки экономики при повышении цен на российские энергоносители в будущем. По оценке МНС, на долю теневого рынка в Беларуси приходится около 15% ВВП [5, с. 465].
В комплексе с низким уровнем ПИИ эти условия не только ограничивают возможности для повышения производительности и расширения экспорта, но и являются препятствием для полноценной интеграции белорусской экономики в региональную экономику.
Все эти факторы могут быть дифференцированы с точки зрения эффективности приоритетов интеграции Беларуси. Наиболее оптимальным для Беларуси является полномасштабная интеграция в ЕС в условиях, когда Россия имеет высокие темпы интеграции с ЕС (рис. 3.1).
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия.
Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.
Рисунок 3.1 – Основные преимущества Беларуси в рамках интеграционных приоритетов [5, с. 467]
Ключевые внешнеэкономические задачи на российском направлении – наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций.
Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, четкого и ответственного выполнения ими своих международных обязательств.
Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе внешней политики является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.
Беларусь – надежный
партнер Евросоюза не только с
точки зрения поддержания социально-
Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового сотрудничества со странами СНГ на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, Организации Договора о коллективной безопасности.
Мы поддерживаем
процессы развития
В рамках Евразийского экономического сообщества Беларусь заинтересована в наращивании взаимовыгодного партнерства с государствами-членами ЕврАзЭС с акцентом на сферы энергетики, транспорта, транзита; полноценной реализации договоренностей по созданию Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана, предусматривающей отсутствие любых препятствий в движении товаров между странами ТС; переводе Таможенного союза «тройки» в формат Единого экономического пространства (ЕЭП).
Республика Беларусь
намерена содействовать
Беларусь намерена укреплять
и расширять дальнюю «
Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами указанных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.
Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Боливия, Индонезия, Катар, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).
Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси
Выбор приоритетов в рамках интеграционной политики напрямую определит экономическую модель развития Беларуси. Поэтому от уровня и вектора интеграционных процессов зависит эффективность и конкурентоспособность белорусской экономики.
Любая форма интеграции Беларуси (ЕС, ЕЭП, ЕврАзЭС, Союз Беларуси и России) потребует коренного изменения экономического механизма и форм хозяйствования, исключения (минимизации) государственного вмешательства в экономику, финансово-кредитную и инвестиционную политику предприятий, а также обеспечения субъектам хозяйствования равных условий торговли и конкуренции.
Также обязательства по созданию условий свободной конкуренции будут наложены в рамках выполнения требований ВТО.
В рамках этих подходов помощь государства уже не может быть осуществлена в форме прямой поддержки экспортноориентированных производств, льготного налогообложения, создания развитой внешнеторговой инфраструктуры с участием государственной поддержки и т. д. Все меры поддержки и стимулирования товаропроизводителей должны будут соответствовать нормам ВТО и практике стран ОЭСР. При этом в арсенале государства будет находиться широкий спектр механизмов по созданию благоприятных макроэкономических, финансово-кредитных и инвестиционных условий (гибкая налоговая политика, информационная и выставочная поддержка, курсовая и антиинфляционная политика и т. д.).
Все эти факторы, которые будут в обязательном порядке распространены на Беларусь, станут фактически новым испытанием для белоруской экономики. Поэтому необходимо эффективно и рационально задействовать механизмы глобализации, и в частности региональной интеграции. Активное использование внешних факторов как новых источников роста экономики убедительно продемонстрировали большинство стран ЦВЕ.
В целях количественной оценки последствий, вызванных влиянием факторов региональной интеграции на динамику развития ВВП, проведен модельный анализ. Оценка влияния интеграционных процессов на белорусскую экономику базировалась на учете интересов белорусских субъектов хозяйствования, оценки экономического эффекта в целом и возможностей для развития отраслей народного хозяйства в рамках свободного рынка. Это не только меры эффективной защиты на внутреннем и международных рынках, но и меры по стимулированию экспорта, поддержка производителей конкурентоспособной продукции (в рамках требований ВТО и практики стран ОЭСР).
В соответствии с принципами ВТО, направленными на обеспечение равной конкуренции между субъектами международной торговли, стимулирование и поддержка экспортеров со стороны государства запрещается. В таких условиях помощь государства белорусским юридическим лицам, производящим конкурентоспособную продукцию, будет связана со значительными трудностями. Любая поддержка государства на уровне государственных программ по развитию отраслей народного хозяйства потребует обоснования и согласования с ВТО. Особенно остро будут стоять вопросы в отношении поддержки производства сельскохозяйственной продукции.
Негативные последствия присоединения к ВТО, среди которых неизбежное перепрофилирование ряда производств, находящихся под тарифной протекцией государства, значительно меньше предоставляемых в рамках ВТО обширных возможностей для сбыта своей продукции, усиления безопасности крупных торговых сделок, участия в легитимном разрешении торговых споров.
Важным аспектом является
необходимость переходного
Конкурентоспособность отраслей и предприятий зависит от множества факторов: тарифы и квоты; курс иностранной валюты; экспортная позиция; доступ других стран на рынки капиталов; средний уровень тарифов; уровень государственного влияния на реальный сектор экономики и административного регулирования; государственные субсидии; материальное обеспечение реального сектора экономики; государственная экономическая политика; налоговая система; структура государственных расходов; инфляция; уровень налога на добавленную стоимость; уровень развития финансовых рынков; доступ к кредиту; наличие ссудного капитала; финансовое регулирование и надзор; валовые внутренние инвестиции; изменения в валовых внутренних инвестициях; валовые внутренние сбережения; инвестиции в инфраструктуру; расходы частного сектора на НИОКР; интеллектуальная собственность; общее качество менеджмента; уровень развития маркетинга; нормы по минимальной оплате труда; трудовое регулирование; система социального обеспечения; заработная плата, скорректированная по производительности труда; ответственность за качество выпускаемой продукции; политическое доверие; антитрестовая политика и т. д.
В качестве результирующих показателей данных факторов при оценке конкурентоспособности и динамики ВВП в зависимости от условий интеграционных процессов могут служить: рентабельность и финансовое состояние предприятий, доступ к финансовым ресурсам субъектов хозяйствования, инфляция и реальный курс белорусского рубля, рост региональных (мировых) цен на энергоносители и сырье, инвестиционная привлекательность.
В качестве моделей экономики, которые получат свое развитие в зависимости от интеграционных приоритетов Беларуси, приняты следующие обозначения:
- интеграция с ЕС — реформаторская;
- интеграция в Союзное государство — консервативная;
- интеграция в ЕЭП — консервативно-реформаторская;
- интеграция в ЕврАзЭС — консервативно-
Прогноз по развитию ВВП выполнен с учетом обеспечения открытости экономики, структурных преобразований реального сектора, реформ внешней торговли, банковской и страховой систем, финансово-кредитной стабилизации и полномасштабной интеграции Беларуси в европейскую финансовую и экономическую системы [5, с. 468].