Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа
В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46
Комиссия Таможенного
союза начала функционировать
с 1 января 2009 г. С начала 2010 года
ей переданы полномочия в
В компетенцию КТС переходят вопросы таможенного администрирования; технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведения таможенной статистики.
Для предварительного
рассмотрения и подготовки
Вступил в силу
Договор о Таможенном кодексе
таможенного союза, введен в
действие механизм зачисления
и распределения ввозных
Осуществление единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами гарантирует защиту интересов производителей государств – членов на рынках друг друга, что также имеет первостепенное значение для обеспечения роста взаимной торговли.
Стороны унифицируют технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила, что значительно снижает риски возникновения торговых войн.
Участие в Таможенном
союзе становится
Таможенный союз является переходным этапом к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП).
9 декабря 2010 г. завершено подписание пакета из 17 соглашений, формирующих договорно – правовую базу ЕЭП. Планируется, что с 1 января 2012 г. указанные договора вступят в силу. Необходимые для этого внутригосударственные процедуры уже проведены в Республике Беларусь в конце 2009 года.
В новом интеграционном образовании предусматривается проведение тремя странами согласованной макроэкономической политики, основанной на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий. Стороны договорились о единых подходах к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок.
В рамках ЕЭП
будет обеспечена свобода
В 2009 г. начала работу Комиссия таможенного союза. Состоялось 12 заседаний Комиссии, принято свыше 130 решений по наиболее актуальным вопросам формирования таможенного союза.
С 1 января 2010 года Комиссии переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
Состоялось четыре заседания Высшего органа таможенного союза (ВОТС) – два на уровне глав государств (одно из них в Минске) и два на уровне глав правительств [20].
В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами государств Беларуси, Казахстана и России приняты ключевые решения необходимые для обеспечения начала функционирования таможенного союза:
принят Договор о Таможенном кодексе таможенного союза и утвержден План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза;
утверждены Единый таможенный тариф и Товарная номенклатура таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами – участниками таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран;
Комиссии таможенного союза переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;
определено, что решения КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах – участниках таможенного союза;
утверждено Положение об Экспертном совете в рамках таможенного союза.
Главы государств утвердили изменения в План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года, согласно которым к 1 июля 2010 года стороны [20]:
создадут единую таможенную территорию;
введут в действие Статут Суда ЕврАзЭС;
определят механизм зачисления и распределения сумм таможенных пошлин;
отменят ограничительные меры во взаимной торговле.
В результате с 1 января 2010 г. заработал таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Достигнута договоренность
о скоординированном
Республика Беларусь рассматривает таможенный союз в качестве определяющей основы всего ЕврАзЭС, и в то же время – как переходный этап к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП). Решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающий разработку и принятие 20-и проектов документов, формирующих правовую базу ЕЭП в области [20]:
регулирования государственных закупок;
торговли услугами;
инвестиционной деятельности;
развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа;
технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
доступа к услугам естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта;
противодействия нелегальной трудовой миграции из третьих государств.
В рамках ЕЭП предусматривается проведение тремя странами согласованной экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы.
Работу по созданию Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России планируется завершить к 1 января 2012 года [20].
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)
Евразийское экономическое сообщество является активно развивающейся международной организацией. Его потенциал создает реальные возможности для укрепления взаимовыгодных торгово-экономических связей, повышения эффективности национальных экономик и их устойчивого развития.
Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года главами Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии.
С мая 2002 года наблюдателями в Сообществе стали Молдова и Украина, с 2003 года — Армения.
В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.
Основной целью Сообщества является содействие завершению формирования Таможенного союза и созданию Единого экономического пространства, а также реализация других целей и задач, закрепленных в ранее подписанных государствами – членами международных договорах в экономической и гуманитарной областях.
Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.
В рамках Евразийского экономического сообщества уделяется внимание различным межгосударственным программам:
- инновационные биотехнологии;
- рекультивация территорий
государств-членов ЕврАзЭС,
- здоровье народов ЕврАзЭС;
- создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий;
- создание системы
информационного и
- создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов Евразийского экономического сообщества;
- укрепление и обустройство внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества.
На заседании
Республика Беларусь, являясь одним из основателей Евразийского экономического сообщества, принимает активное участие в его деятельности. В 2009 году Республика Беларусь председательствовала в ЕврАзЭС. Приоритетными направлениями белорусского председательства были определены:
- завершение формирования Таможенного союза;
- интенсификация сотрудничества в области энергетики, транспорта, реализация межгосударственных целевых программ;
- повышение роли ЕврАзЭС в мире;
- совершенствование
организационных аспектов
В 2010 году принята новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС.
Главами государств утверждены Мероприятия на 2011 – 2013 и последующие годы по реализации Приоритетных направлений развития ЕврАзЭС. В Мероприятия включены вопросы по созданию Таможенного союза и Единого экономического пространства; проведению согласованной экономической политики; формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции; активизации взаимодействия в реальном секторе экономики; формированию и совместному развитию энергетического рынка; формированию Транспортного союза ЕврАзЭС; взаимодействию в агропромышленном секторе; сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; проведению согласованной экологической политики; совершенствованию системы управления Сообществом.
Наиболее важным итогом совместной работы в рамках Евразийского экономического сообщества за последние годы стало создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также завершение формирования договорно–правовой базы Единого экономического пространства трех стран. [20].
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска
Опыт 27 стран показал, что реализация взаимно дополняющих друг друга внутренних реформ в сочетании с либерализацией торговли позволила им более эффективно использовать международную интеграцию для повышения темпов экономического роста. Практически всем странам ЦВЕ и BE необходимо идти далее в реформировании торговой политики. Потребуются дальнейшие шаги в области внутренних реформ (развитие конкуренции между предприятиями, укрепление базовых рыночных институтов, совершенствование инфраструктуры, содействующей развитию торговли, устранение регулирования в секторах услуг и привлечение передовых прямых иностранных инвестиций).
В данном контексте интеграционные
приоритеты Беларуси должны определяться
экономическими категориями. В основе
ее интеграционной политики должны находиться
вопросы обеспечения
Беларусь обеспечила развитие экономики. Экономический рост базируется на определенном наборе конкурентных преимуществ Беларуси и благоприятных внешних условиях.
Ситуация в Беларуси
и современные тенденции в
мировой экономике