Интеграция хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:44, курсовая работа

Краткое описание

В работе выявляются закономерности интеграционных процессов, происходящих в современном мире, особенности взаимоотношений стран внутри интеграционных систем. Рассмотрены существующие в мире объединения стран, дан анализ проблем, связанных с различным уровнем развития национальных экономик и реализацией их интересов. Выявлена роль интеграционных процессов в глобальном развитии мировой экономики, дан их анализ развития в отдельных объединениях стран, показаны основные преимущества, недостатки и проблемы в их протекании, сформулированы рекомендации по обеспечению более эффективной интеграционной деятельности и вхождения Республики Беларусь в интеграционные системы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1 СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………………8
1.1 Понятие, роль и виды интеграции…………………………………….8
1.2 Цели и механизм международной интеграции…………………….13
1.3 Этапы и формы интеграционного процесса………………………...17
2 УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ…………………………………………………………………….20
2.1 Союзное государство…………………………………………………20
2.2 Содружество Независимых Государств (СНГ)……………………..22
2.3 Таможенный союз и Единое экономическое пространство………..25
2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)………………28
3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ……………31
3.1 Интеграционные приоритеты Беларуси и факторы риска…………31
3.2 Интеграционные процессы и модель развития Беларуси………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ.doc

— 963.50 Кб (Скачать)

 Комиссия Таможенного  союза начала функционировать  с 1 января 2009 г. С начала 2010 года  ей переданы полномочия в сфере  таможенно-тарифного и нетарифного  регулирования.

В компетенцию КТС  переходят вопросы таможенного администрирования; технического регулирования и применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведения таможенной статистики.

 Для предварительного  рассмотрения и подготовки проектов  решений КТС по вопросам внешнеторгового  регулирования с марта 2010 года работает Комитет по вопросам регулирования внешней торговли.

 Вступил в силу  Договор о Таможенном кодексе  таможенного союза, введен в  действие механизм зачисления  и распределения ввозных таможенных  пошлин.

Осуществление единого таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в торговле с третьими странами гарантирует защиту интересов производителей государств – членов на рынках друг друга, что также имеет первостепенное значение для обеспечения роста взаимной торговли.

 Стороны унифицируют технические, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные нормы и правила, что значительно снижает риски возникновения торговых войн.

 Участие в Таможенном  союзе становится привлекательным  для других государств – членов  ЕврАзЭС: заинтересованность в присоединении к данному интеграционному объединению выразили Кыргызстан и Таджикистан.

Таможенный союз является переходным этапом к более углубленной  форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП).

9 декабря 2010 г. завершено  подписание пакета из 17 соглашений, формирующих договорно – правовую базу ЕЭП. Планируется, что с 1 января 2012 г. указанные договора вступят в силу. Необходимые для этого внутригосударственные процедуры уже проведены в Республике Беларусь в конце 2009 года.

 В новом интеграционном образовании предусматривается проведение тремя странами согласованной макроэкономической политики, основанной на единых принципах и правилах конкуренции и регулирования деятельности естественных монополий. Стороны договорились о единых подходах к поддержке промышленности и сельского хозяйства, а также к осуществлению госзакупок.

 В рамках ЕЭП  будет обеспечена свобода передвижения  товаров, услуг, капитала и   рабочей силы.

В 2009 г. начала работу Комиссия таможенного союза. Состоялось 12 заседаний Комиссии, принято свыше 130 решений по наиболее актуальным вопросам формирования таможенного союза.

С 1 января 2010 года Комиссии переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного  и нетарифного регулирования.

Состоялось четыре заседания  Высшего органа таможенного союза (ВОТС) – два на уровне глав государств (одно из них в Минске) и два на уровне глав правительств [20].

В ходе заседания ВОТС 27 ноября 2009 г. в г. Минске главами  государств Беларуси, Казахстана и  России приняты ключевые решения  необходимые для обеспечения начала функционирования таможенного союза:

принят Договор о  Таможенном кодексе таможенного  союза и утвержден План мероприятий  по введению в действие Таможенного  кодекса таможенного союза;

утверждены Единый таможенный тариф и Товарная номенклатура таможенного союза, а также иные документы, необходимые для осуществления государствами – участниками таможенного союза единой таможенно-тарифной и нетарифной политики в отношении товаров, происходящих из третьих стран;

Комиссии таможенного  союза переданы полномочия в сфере таможенно-тарифного и нетарифного регулирования;

определено, что решения  КТС, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению в государствах – участниках таможенного  союза;

утверждено Положение  об Экспертном совете в рамках таможенного союза.

Главы государств утвердили  изменения в План действий по формированию таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества от 6 октября 2007 года, согласно которым к 1 июля 2010 года стороны [20]:

создадут единую таможенную территорию;

введут в действие Статут Суда ЕврАзЭС;

определят механизм зачисления и распределения сумм таможенных пошлин;

отменят ограничительные  меры во взаимной торговле.

В результате с 1 января 2010 г. заработал таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

Достигнута договоренность о скоординированном единовременном вступлении государств – участников таможенного союза во Всемирную  торговую организацию (ВТО). Для этих целей создана переговорная группа, в которую вошли представители каждой из сторон. Утверждены Директивы единой переговорной делегации на проведение переговоров по присоединению к ВТО.

Республика Беларусь рассматривает таможенный союз в  качестве определяющей основы всего  ЕврАзЭС, и в то же время – как переходный этап к более углубленной форме интеграции – Единому экономическому пространству (ЕЭП). Решением Высшего органа таможенного союза на уровне глав государств от 19 декабря 2009 года утвержден План действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, предусматривающий разработку и принятие 20-и проектов документов, формирующих правовую базу ЕЭП в области [20]:

регулирования государственных  закупок;

торговли услугами;

инвестиционной деятельности;

развития общего рынка  нефти, нефтепродуктов и газа;

технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;

доступа к услугам  естественных монополий в сферах транспортировки газа по газотранспортным системам, телекоммуникаций, железнодорожного транспорта;

противодействия нелегальной  трудовой миграции из третьих государств.

В рамках ЕЭП предусматривается  проведение тремя странами согласованной  экономической политики, основанной на единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий и государственной поддержки сельского хозяйства, единых правилах в области конкуренции и предоставления промышленных субсидий. Стороны должны обеспечить на своих территориях свободу движения услуг, капитала и передвижения рабочей силы.

Работу по созданию Единого  экономического пространства Беларуси, Казахстана и России планируется  завершить к 1 января 2012 года [20].

 

 

2.4 Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

 

 

Евразийское экономическое сообщество является активно развивающейся международной организацией. Его потенциал создает реальные возможности для укрепления взаимовыгодных торгово-экономических связей, повышения эффективности национальных экономик и их устойчивого развития.

 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества был подписан 10 октября 2000 года главами Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Киргизии.

С мая 2002 года наблюдателями  в Сообществе стали Молдова и  Украина, с 2003 года — Армения.

В декабре 2003 года ЕврАзЭС был предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Основной целью Сообщества является содействие завершению формирования Таможенного союза и созданию Единого экономического пространства, а также реализация других целей  и задач, закрепленных в ранее подписанных государствами – членами международных договорах в экономической и гуманитарной областях.

Один из главных векторов деятельности организации – обеспечение  динамичного развития стран Сообщества путем согласования социально-экономических преобразований при эффективном использовании их экономических потенциалов в интересах повышения уровня жизни народов.

В рамках Евразийского экономического сообщества уделяется внимание различным  межгосударственным программам:

-  инновационные биотехнологии;

- рекультивация территорий  государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся  воздействию уранодобывающих производств; 

-  здоровье народов  ЕврАзЭС; 

- создание Евразийской товаропроводящей системы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

- Евразийская стратегическая программа развития электронных технологий;

- создание системы  информационного и методического  обеспечения реализации единого  порядка экспортного контроля  государств-членов ЕврАзЭС; 

- создание единой автоматизированной информационной системы контроля таможенного транзита государств-членов Евразийского экономического сообщества;

- укрепление и обустройство внешних границ государств-членов Евразийского экономического сообщества.

 На заседании Межгосударственного  Совета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств) 21 мая 2010 года утверждена межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС «Инновационные биотехнологии», инициированная Республикой Беларусь.

 Республика Беларусь, являясь одним из основателей  Евразийского экономического сообщества, принимает активное участие в его деятельности. В 2009 году Республика Беларусь председательствовала в ЕврАзЭС. Приоритетными направлениями белорусского председательства были определены:

-  завершение формирования  Таможенного союза;

- интенсификация сотрудничества в области энергетики, транспорта, реализация межгосударственных целевых программ;

- повышение роли ЕврАзЭС  в мире;

-  совершенствование  организационных аспектов деятельности  Сообщества.

 В 2010 году принята  новая редакция Статута Суда ЕврАзЭС.

Главами государств утверждены Мероприятия на 2011 – 2013 и последующие  годы по реализации Приоритетных направлений  развития ЕврАзЭС. В Мероприятия  включены вопросы по созданию Таможенного  союза и Единого экономического пространства; проведению согласованной экономической политики; формированию общего финансового рынка и развитию валютной интеграции; активизации взаимодействия в реальном секторе экономики; формированию и совместному развитию энергетического рынка; формированию Транспортного союза ЕврАзЭС; взаимодействию в агропромышленном секторе; сотрудничеству в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики; проведению согласованной экологической политики; совершенствованию системы управления Сообществом.

 Наиболее важным  итогом совместной работы в рамках Евразийского экономического сообщества за последние годы стало создание Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также завершение формирования договорно–правовой базы Единого экономического пространства трех стран. [20].

 

 

 

3 НАПРАВЛЕНИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ  ПРОЦЕССОВ

 

 

3.1 Интеграционные  приоритеты Беларуси и факторы  риска

 

 

Опыт 27 стран показал, что реализация взаимно дополняющих  друг друга внутренних реформ в сочетании  с либерализацией торговли позволила им более эффективно использовать международную интеграцию для повышения темпов экономического роста. Практически всем странам ЦВЕ и BE необходимо идти далее в реформировании торговой политики. Потребуются дальнейшие шаги в области внутренних реформ (развитие конкуренции между предприятиями, укрепление базовых рыночных институтов, совершенствование инфраструктуры, содействующей развитию торговли, устранение регулирования в секторах услуг и привлечение передовых прямых иностранных инвестиций).

В данном контексте интеграционные приоритеты Беларуси должны определяться экономическими категориями. В основе ее интеграционной политики должны находиться вопросы обеспечения конкурентоспособности  и стабильного экономического роста  экономики на динамично развивающемся евроазиатском пространстве. При этом интеграционные приоритеты необходимо рассматривать в контексте минимизации внешних и внутренних рисков.

Беларусь обеспечила развитие экономики. Экономический  рост базируется на определенном наборе конкурентных преимуществ Беларуси и благоприятных внешних условиях.

Ситуация в Беларуси и современные тенденции в  мировой экономике представляются достаточно благоприятными для перехода к стратегии ускоренного роста  экономики, в т.ч. за счет структурных  преобразований. Благодаря росту экономики, позитивному восприятию ситуации предприятиями и населением, благоприятной конъюнктуре на мировых рынках и низкому долгу у Беларуси имеются реальные возможности обеспечить высокий экономический рост. Однако эффект этих преимуществ ослабевает. Произошло снижение имевшихся ранее факторов роста. При этом дополнительные и новые факторы не появились. В данных условиях возможно замедление темпов роста экономики. Белорусская экономика при этом является крайне чувствительной к внешним кризисам. Поэтому эффективное использование интеграционного фактора для развития экономики Беларуси в среднесрочной и дальнесрочной перспективе является актуальным и значимым.

Информация о работе Интеграция хозяйственной деятельности