Инновационный менеджмент и эффективность деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Развитие организаций происходит, как правило, путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, обычно, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.

Файлы: 1 файл

Валин курсач по экономике инноваций.doc

— 962.00 Кб (Скачать)

      - определение основных направлений  государственной поддержки инноваций;

      - осуществление практических действий  по реализации поставленных целей,  направленных на повышение инновационной активности.24

      В России в области государственной  поддержки инновационной деятельности положение сложилось не лучшим образом  по следующим причинам:

      - провал политики конверсии военного  производства привел к значительному  сокращению военной инновационной деятельности при отсутствии значительного наращивания на оборонных предприятиях инновационной деятельности по продуктам гражданского назначения;

      - невозможность найти применения  своим изобретениям и “ноу-хау”, низкий уровень жизни привел  к массовому явлению “утечки мозгов” за границу.

      - невыделение государством средств  на патентование изобретений,  приводит к снижению поданых  заявок на патенты. В то же  время в СССР доходы от продажи  лицензий составляли порядка  500 млн долл., при затратах государства на патентование в размере 4 –5 млн долл.;

      - отсутствие продуманной налоговой  политики, стимулирующей инновационную  деятельность предприятий, является  причиной низкой инновационной  активности предприятий;

      - постепенное снижение активности  фундаментальной и прикладной науки.

      Тем не менее, государство в тяжелых  условиях затянувшегося экономического спада предпринимает меры для  поддержки научно- технической и  инновационной деятельности. 25

      В состав государственных органов, занимающихся наукой, входят:

      - Министерство образования и науки Российской Федерации;

      - Федеральная служба по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам (Роспатент);

      - Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки  (Рособрнадзор).26

      Управление  научно-технической деятельностью государство осуществляет через государственные и федеральные научно-технические программы. Например, на ближайшие годы запланированы следующие федеральные программы:

      - Федеральная целевая программа  "Развитие инфраструктуры наноиндустрии  в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" (Принята постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498);

      - Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы (Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54);

      - Федеральная целевая программа  "Развитие атомного энергопромышленного  комплекса России на 2007 - 2010 годы  и на перспективу до 2015 года" (Утверждена постановлением Правительства  Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 605);

      - Федеральная целевая программа  "Исследования и разработки  по приоритетным направлениям  развития научно-технологического  комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена Правительством Российской  Федерации от 17 октября 2006 г. N 613);

      - Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)" (Утверждена постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. N 65 Изменена постановлением Правительства РФ от 15 августа 2006 г. N 502);

      - Концепция Федеральной целевой  программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 года N 977-р).27

      Общая законодательная база правового  регулирования инновационной деятельности включает:

      - Конституцию Российской Федерации;

      - Гражданский кодекс РФ;

      - Уголовный кодекс РФ (в части  уголовной ответственности за  нарушение прав интеллектуальной  собственности);

      - Федеральный закон от 23 августа  1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

      - Федеральный закон от 4 июля 1996 г.  № 85-ФЗ «Об участии в международном  информационном обмене»;

      - Федеральный закон от 27 декабря  2002 г. № 184-ФЗ «О техническом  регулировании»;

      - Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.);

      - Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках  обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров» (в  ред. от 24 декабря 2002 г.);

      - Закон РФ от 23 сентября 2002 г. №  3523-1 <О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;

      - Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №  3526-1 <-О правовой охране топологий  интегральных микросхем» (в ред.  от 9 июля 2002 г.);

      - Закон РФ от 6 августа 1993 г. №  5605-1 <-О селекционных достижениях».28

      Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:

      а) документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);

      б) постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;

      в) программные документы, а также  документы, определяющие облик и  порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;

      г) инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.29

      Проблема  выделения приоритетных направлений  науки и технологий в России приобрела  особую актуальность в связи с  сокращением бюджетного финансирования этой сферы. С тех пор данной проблеме уделяется постоянное внимание на самых  различных уровнях управления

      В настоящее время можно говорить о первых итогах проделанной работы, определяющей направления научно-технологического развития России на ближайшее десятилетие. В марте 2002 г. в Кремле состоялось совместное заседание Совета Безопасности, президиума Госсовета и Совета по науке и технике при Президенте РФ, на котором обсуждались "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". Целью государственной политики в этом документе, подписанном Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, назван "переход к инновационному пути развития на основе выбранных приоритетов".

      Здесь же определены важнейшие направления  государственной политики в области  развития науки и технологий, цель, задачи и пути их реализации, а также система экономических и иных мер, стимулирующих научную и научно-техническую деятельность. Их реализация направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов Российской Федерации, к которым относятся повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны. Основы политики в рассматриваемой сфере формируются и реализуются с учетом обеспечения федеральных интересов и интересов субъектов Российской Федерации. Развитие науки и технологий должно служить решению задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации. Базой развития науки и технологий в Российской Федерации являются:

      1) научно-технический комплекс, представляющий  собой совокупность организаций  различной организационно-правовой  формы и формы собственности,  осуществляющих научную, научно-техническую  деятельность и подготовку научных  работников, в том числе кадров высшей квалификации;

      2) Фундаментальная наука, имеющая  признанные научные школы, достижения  мирового уровня, а также развитая  система высшего образования;

      3) Важнейшие прикладные исследования  и разработки, производственный  потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;

      4) высококвалифицированные кадры  научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая  и опытно-экспериментальная база;

      5) опыт концентрации усилий на решении сложных научно-технических и технологических проблем национального масштаба;

      6) богатые природные сырьевые ресурсы,  развитая транспортная и коммуникационная  инфраструктура.30

      Для перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов должны быть решены следующие задачи:

      1) создание организационных и экономических  механизмов для повышения востребованности  инноваций отечественным производством,  обеспечения опережающего развития  фундаментальной науки, важнейших  прикладных исследований и разработок;

      2) совершенствование нормативно-правовой  базы научной, научно-технической  и инновационной деятельности;

      3) адаптация научно-технического комплекса  к условиям рыночной экономики,  обеспечение взаимодействия государственного  и частного капитала в целях развития науки, технологий и техники;

      4) рациональное сочетание государственного  регулирования и рыночных механизмов, мер прямого и косвенного стимулирования  научной, научно-технической и  инновационной деятельности при  реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники;

      5) совершенствование системы подготовки  научных и инженерных кадров  высшей квалификации в области  науки и технологий;

      6) поддержка научных исследований  и экспериментальных разработок  в приоритетных направлениях развития науки, технологи и техники с учетом мировых тенденций в этой сфере;

      7) укрепление научно-исследовательского  сектора высшей школы;

      8) активизация деятельности по  обмену знаниями и технологиями  между оборонным и гражданским  секторами экономики, развитие технологий двойного применения и расширение их использования;

      9) ускоренная реализация научных  и научно-технических достижений, способствующих предотвращению  возникновения военных конфликтов, техногенных и экологических  катастроф и снижению ущерба от них;

      10) разработка и модернизация вооружения, военной и специальной техники,  содействие развитию оборонно-промышленного  комплекса;

      11) совершенствование технических  средств, форм и способов борьбы  с терроризмом, в том числе  международным.31

      В России сложилась четырехуровневая система управления инновационным  процессом:

      1) высший государственный, федеральный;

      2) средний государственный, отраслевой;

      3) государственный региональный;

      4) нижний государственный, институциональный.

      По  своему содержанию управление инновационным процессом, независимо от уровня управления, включает:

      а) организационную структуру управления - конкретные органы управления, распределение  власти и ответственности между  ними, соотношение прав и обязанностей;

      б) систему сбора, обработки и анализа необходимой информации;

      в) механизм принятия решений и контроль за их выполнением;

      г) систему подбора и расстановки  кадров.

      Организационная структура управления (регулирования) инновационным процессом на высшем государственном, федеральном уровне представлена в Приложении Д. По общим и наиболее важным вопросам государственной инновационной политики издаются указы Президента РФ. Решение принципиальных государственных проблем в области инновационной сферы, ее законодательное регулирование осуществляет Федеральное Собрание.

Информация о работе Инновационный менеджмент и эффективность деятельности организации