Инновационный менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Важнейшая характеристика новой экономики - интенсификация инновационных процессов, превращение их в фактор экономического роста. Его параметры в значительной мере определяются кардинально новыми технологиями, продукцией и бизнес моделями.
Сегодня только те предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ…………..4
2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ……………...8
2.1.Выработка миссии организации…………………………………………….12
2.2.Формулировка и конкретизация целей организации……………………...15
2.3.Стратегический анализ……………………………………………………….19
2.4.Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных...25
2.5. Реализация инновационной стратегии, и ее корректировка……………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Файлы: 1 файл

Курсовая Инновационный менеджмент.docx

— 57.74 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2

1. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ…………..4

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ  СТРАТЕГИИ……………...8

2.1.Выработка миссии организации…………………………………………….12

2.2.Формулировка и конкретизация целей организации……………………...15

2.3.Стратегический анализ……………………………………………………….19

2.4.Виды инновационных стратегий. Выбор стратегии из альтернативных...25

2.5. Реализация инновационной  стратегии, и ее корректировка……………...30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 Рубеж XX-XXI в.в. ознаменован  значительным возрастанием темпа  и масштаба изменений, происходящих  в экономической, социальной, экологической сферах. Одновременно развиваются два взаимосвязанных глобальных процесса. Первый связан с усилением зависимости экономического развития от экологических ограничений: истощения ресурсов и достижения пределов в ассимилирующих возможностях природной среды. Суть второго выражает стремительное расширение сектора новой экономики (информационной экономики, экономики знаний), образующей базис постиндустриальной эпохи. Становление новой экономики знаменует собой третью по счёту экономическую революцию в истории человечества вслед за аграрной и промышленной.

 В новой экономике  особую значимость приобретают  информация, коммуникации; стратегическое  видение и организационная культура  обуславливают конкурентное преимущество; возникают и активно действуют  организации, занимающиеся исследованиями  или научной деятельностью.

 Глобализация и ужесточение  конкуренции способствовали изменению  традиционных стратегических парадигм. Поскольку не только конкурентоспособность,  но и само выживание компании  в изменчивом мире зависит  от ее способности к постоянному  обновлению, особое значение приобретает  инновационная стратегия. Становясь  критически важным элементом  общей организационной стратегии,  она призвана связать приоритеты  перспективного развития компании  с уровнем ее потенциальной  инновационности, сделать новое качество производства и управления главным инструментом достижения цели компании.

 Слово “стратегия”  произошло от греческого strategos, “искусство генерала”. Она представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.

 Стратегическое управление  является основой управления  инновационной организацией и  призвано ответить на следующие  важные вопросы:

  • в каком положении предприятие находится в данное время;
  • в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
  • каким способом можно достичь желаемого положения;
  • что для этого необходимо предпринять?

 Стратегический план  должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими  данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса  предприятие должно постоянно  заниматься сбором и анализом  огромного количества информации  об отрасли, конкуренции и других  факторах. Он придает предприятию  определенность, индивидуальность. Этот  план открывает перспективу для  предприятия, которое направляет  его сотрудников, привлекает новых  работников и помогает продавать  изделия или услуги.

 Наконец, стратегические  планы должны быть разработаны  так, чтобы не только оставаться  целостными в течение длительных  периодов времени, но и быть  достаточно гибкими, чтобы при  необходимости можно было осуществить  их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует  рассматривать как программу,  которая направляет деятельность  фирмы в течение продолжительного  периода времени, давая себе  отчет о том, что конфликтная  и постоянно меняющаяся деловая  и социальная обстановка делает  постоянные корректировки неизбежными.

 Важнейшая характеристика  новой экономики - интенсификация  инновационных процессов, превращение  их в фактор экономического  роста. Его параметры в значительной  мере определяются кардинально  новыми технологиями, продукцией  и бизнес моделями.

 Сегодня только те  предприятия, которые ориентированны на постоянное технологическое, организационное и кадровое усовершенствование, могут рассчитывать на успех в долгосрочной конкуренции.

 

1. ПОНЯТИЕ И  ЗНАЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

 В настоящее время  понятие «стратегия» используется  в различных сферах, включая экономическую, маркетинговую, финансовою, инновационную и т.д.

 Под стратегией понимают:

    • последовательность действий и состояний, которые используются для достижения цели предприятием;
    • перспективный план развития организации, исходя из особенностей влияния внешней среды и внутреннего потенциала;
    • долговременные, наиболее принципиальные планы руководства организации в отношении инноваций, производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, инвестиций, цен, социальной сферы;
    • взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам.

 Для инновационных  организаций стратегия — это:

 • программа действий, определяющая приоритеты проблем  и ресурсы для достижения генеральной  инновационной цели организации;

 • концепция бизнеса,  дополненная реальными действиями, которые приводят эту концепцию  к достижению конкурентного преимущества (для этого необходимо понимание  рынка, оценка положения организации  на рынке, осознание своих конкурентных  преимуществ);

 • целевые ориентиры  долгосрочного плана действий, направленных  на достижение качественно новых  целей, связанных с коренным  изменением существующего состояния  управляемого объекта, а, следовательно,  систем управления, ее структуры,  сложившихся отношений, норм поведения  и содержания деятельности работников.

 Стратегию можно рассматривать как модель (заранее продуманный или выстраиваемый по ходу развития событий образ действий или манера поведения), как план (сознательно и намеренно разработанную последовательность действий), как ловкий прием (использование различных хитростей и уловок, чтобы ввести в заблуждение конкурентов), как позицию (положение компании относительно внешней среды), как перспективу (укоренившийся в организации способ восприятия мира).

 Стратегии вообще и  инновационные в частности направлены  на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды.

 Инновационными стратегиями  могут быть: инновационная деятельность  организации, направленная на  получение новых продуктов, технологий  и услуг; применение новых методов  в НИОКР, производстве, маркетинге  и управлении; переход к новым  организационным структурам; применение  новых видов ресурсов и новых  подходов к использованию традиционных  ресурсов.

 Проблему формирования  стратегий фундаментально исследовал  В.А. Агафонов. По его мнению, стратегия  «представляет по своей сути  совокупность действий, осуществляемых  над элементами планируемой системы  с целью изменения их функциональных  характеристик или над элементами  ее внешнего окружения с целью  изменения внешних условий функционирования».  Автор вводит понятие стратегических  параметров функционирования социально-экономической  системы. К ним он относит  параметры системы, являющиеся  предметами планирования и управления  и изменение которых имеет  важные последствия для системы  и целом (стратегическое изменение). В.А. Агафонов рассматривает стратегию  как совокупность элементов двух  типов — управляемых параметров  и управляющих воздействий, а  также выделяет два уровня  стратегии — «что изменить»  и «как изменить». Подходы,  предложенные им, дают возможность  проектировать механизм стратегического  управления практически любой  социально- экономической системы.

Инновационный потенциал  предприятия принято трактовать как совокупность материальных, финансовых, трудовых, инфраструктурных, интеллектуальных информационно-коммуникационных ресурсов [2]. Можно выделить две группы факторов, определяющих инновационную активность, и как следствие - конкурентное преимущество предприятия. Назначение одних (внутренних) - налаживание и управление инновационной деятельностью на предприятии; другие (внешние) призваны способствовать расширению ее границ.

 К внешним относятся факторы, обуславливающие взаимодействие предприятия с экономической и социальной средами:

- использование внешних  источников для поддержки всех  фаз инновационного процесса: от  открытия и разработки до коммерциализации;

- коммуникации с заказчиками,  деловыми партнерами, инвесторами,  конкурентами, исследовательскими  организациями и ВУЗами;

- лоббирование интересов  в государственных институциональных  структурах.

 Внутренние факторы  - это существенные особенности  предприятия, отличающие его от  конкурентов и определяющие его  инновационную состоятельность:

- мотивированное руководство;

- интеграция технологических  и организационно-управленческих  инноваций;

- высокая производительность;

- эффективные отношения  с персоналом, широкое вовлечение  его в инновационный процесс;

- непрерывное организационное  обучение;

- эффективная система  маркетинга, осуществляющая коммуникации  с конечными потребителями;

- управление качеством,  инфраструктурой, организационным  развитием.

 Разработка стратегии  должна ответить на следующие  вопросы: как достичь целей,  как устранить конкурентов, как  обеспечить преимущества в конкурентной  борьбе, как усилить долгосрочные  позиции фирмы, как сделать  управленческое стратегическое  видение реальностью.

 Инновационные стратегии  создают особо сложные условия  для проектного, фирменного и  корпоративного управления. К таким  условиям относятся:

- повышение уровня неопределенности  результатов (по срокам, затратам, качеству и эффективности);

- повышение инвестиционных  рисков проектов;

- усиление потока изменений  в организации в связи с  инновационной реструктуризацией  (перестройка предприятия, за  счет изменения каких-либо его  элементов);

- усиление противоречий  интересов и подходов к управлению  у руководства организации.

 Инновационная стратегия,  интегрируя весь исследовательский  и инвестиционный этапы жизненного  цикла новшества, в полной мере  связана со всеми видами неопределенностей,  специфическими инновационно-инвестиционными и регулярными рисками, а так же противоречиями инновационного процесса.

 Наиболее существенными  специфическими рисками, с которыми  сталкивается предприятие при  самостоятельной разработке и  внедрении инноваций, являются: инновационный,  технологический, коммерческий и  финансовый риски.

 Таким образом, при  инновационной стратегии длительность  получения и вероятностный характер  результатов требуют реализации  финансовых программ с высокой  степенью рисков.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ  ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

 

 При формулировке стратегии заранее определяют: какие направления деятельности надо развивать, а какие ликвидировать, какой продукт надо производить, и в каком объеме, какие желаемые конечные результаты надо получить с учетом имеющихся ресурсов, в том числе человеческих, какие ограничения необходимо учитывать при принятии подразделениями управленческих решений, чтобы обеспечить их соответствие общей стратегии и целям.

 Для того чтобы выработать  стратегию достижения поставленных  целей необходимо уметь ответить  на ряд вопросов, начинающиеся  со слова “как”: как сделать  реальными стратегическое видение  и миссию организации, как опередить  своих конкурентов и обеспечить  устойчивую конкурентоспособность,  как повысить производительность  во всех звеньях. Стратегия  ориентирована и на действия  и отвечает на вопросы: что  делать, когда делать и кто  будет делать. Стратегия необходима  организации в целом и каждому  ее подразделению: производственному,  отделу научных исследований  и разработок, маркетинга, финансовому  отделу и так далее.

Информация о работе Инновационный менеджмент