Инновационный менеджмент и эффективность деятельности организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 19:54, курсовая работа

Краткое описание

Развитие организаций происходит, как правило, путем освоения разнообразных инноваций. Эти инновации могут затрагивать все сферы деятельности организации. Следует отметить, что любые достаточно серьезные инновации в одной сфере деятельности организации, обычно, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки организационных структур менеджмента.

Файлы: 1 файл

Валин курсач по экономике инноваций.doc

— 962.00 Кб (Скачать)

      1.2 Необходимость государственного регулирования инновационных процессов

      Необходимость государственного регулирования инновационных процессов вызвана, в первую очередь, их возрастающим значением для экономики и общества в целом.

      «Главная  функция государства в условиях рыночных отношений - защита свободы  личности, собственности и предпринимательства. Государство должно работать с рынком в одной упряжке.16»

      «Необходимость  государственного регулирования инновационных  процессов объясняется как общенациональным значением, так и экономическим  содержанием инноваций. В настоящее  время инновации становятся основным средством увеличения прибыли хозяйствующими субъектами. Однако при отсутствии государственного регулирования многие нововведения не могли бы быстро внедряться в практику.17»

      Первым  аспектом общегосударственного значения инноваций является их решающее влияние на макроэкономические показатели. Экономический рост базируется на сочетании экстенсивных и интенсивных факторов. Решающее значение для экономической динамики приобретают интенсивные факторы. Вклад научно-технического прогресса в прирост валового внутреннего продукта наиболее развитых стран составляет, по различным оценкам, от 75 до 100%.

      Второй  аспект - воздействие на структуру  общественного производства. Инновации  выступают непосредственной причиной возникновения одних производств  и отраслей, постепенного отмирания и исчезновения других.

      Третий  аспект - существенное влияние на институциональные  экономические механизмы. Инновации  также изменяют экономическую организацию  общества. Появляются новые элементы в спектре хозяйственных структур (например, венчурные фирмы), трансформируется содержание взаимодействия между ними. Происходят сдвиги в структуре и реализации различных форм собственности и т. п.

      Четвертый аспект - все большая тождественность  способности нации к прогрессу  и ее способности продуцировать и внедрять нововведения. Совершенствуется структура потребления как материальных, так и нематериальных благ. Развивается политическая культура. Динамично изменяются правовые, эстетические и этические нормы.

      Пятый аспект - влияние инноваций на социальную стабильность. Генерируемый инновациями экономический рост позволяет повысить, уровень жизни населения, способствует решению проблем занятости, повышает уровень образования и здравоохранения, смягчает социальные противоречия и конфликты.

      Шестой аспект - влияние инноваций на окружающую среду, решение экологических проблем.

      Седьмой аспект - активизация международного научно-технического сотрудничества, интернационализация хозяйственной  жизни, объединение ресурсов различных  стран, трансфер технологий.

      Восьмой аспект - зависимость глобальной конкурентоспособности  национальной экономики от уровня развития инновационных процессов.

      Девятый аспект - взаимосвязь уровней научного потенциала и национальной безопасности.

      Наконец еще одним аспектом в данном перечне является возможность использования научно-технических достижений в антиобщественных целях.

      «Необходимость  государственного регулирования инновационных  процессов объясняется не только их общенациональным значением, но и  экономическим содержанием.18»

      С одной стороны, в настоящее время  инновации становятся основным средством  увеличения прибыли хозяйствующих  субъектов за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса, снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами. С другой стороны, в условиях классических рыночных механизмов получение научно-технических результатов было бы существенно затруднено, многие нововведения не могли бы быть внедрены в хозяйственную практику.

      «Методы воздействия государства в области  инноваций можно подразделить на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и выбранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.19»

      1.3 Прямые методы государственного регулирования инновационных процессов

      Прямые  методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям.

      «Программно-целевая  форма государственного регулирования  инноваций предполагает контрактное  финансирование последних посредством  государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе в малых наукоемких фирмах. Создается система государственных контрактов на приобретение тех или иных новшеств (товаров, технологических процессов, услуг), и фирмам предоставляются кредитные льготы для осуществления нововведений.20»

      Контрактное финансирование представляет собой один из элементов распространенной в настоящее время системы контрактных отношений - договоров между заказчиками и подрядчиками.

      В системе прямых методов воздействия  государства на инновационный процесс  важное место занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных предприятий в области нововведений и кооперацию университетов с промышленностью. Вторая из этих форм кооперации вызвана необходимостью, с одной стороны, доведения передовых научных идей до стадии их коммерческой реализации, с другой - создания условий для заинтересованности промышленности в финансировании исследований.

      В этом направлении государственной  инновационной политики проявляется  ее ориентация на научную новизну  промышленных инноваций, что нередко является вторичным при реализации интересов промышленных предприятий, решающих производственные и коммерческие задачи.

      1.4 Косвенные методы государственного регулирования инновационных процессов

      В государственном регулировании  инновационных процессов важную роль играют и косвенные методы.

      «Косвенные  методы, используемые в реализации государственной инновационной  политики, наделены, с одной стороны, на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятного (социального, экономического, психологического) климата для новаторской деятельности.21»

      Состав, структура и содержание косвенных  методов государственного регулирования  инновационных процессов достаточно разнообразны.

      К косвенным методам следует отнести  налоговые льготы и скидки, кредитные льготы. Налоговые льготы и скидки находят проявление:

      -в  освобождении от налогообложения  той части прибыли предприятий  и организаций, которая направляется  на проведение перспективных  инновационных разработок, создание  научно-технического задела;

      -исключении  валютных средств научных организаций  и вузов из числа налогооблагаемых  доходов, полученных от реализации  научно-технической (инновационной)  продукции и направленных на  приобретение специального оборудования  и уникальных приборов;

      -снижении ставок налога на добавленную стоимость, имущество и землю для научно-технических организаций;

      -уменьшении  в течение определенного периода  налогооблагаемой прибыли, получаемой  предприятиями (фирмами) от использования  изобретений и других новшеств.

      Эффективными при определенных условиях могут быть такие косвенные меры государственного регулирования инноваций, как кредитные льготы, т. е. предоставление кредитов (например, с низкой процентной ставкой) предприятиям, акционерным обществам и фирмам - потенциальным потребителям результатов инновационных разработок, нововведений.

      1.5 Финансирование инновационной деятельности

      «Развитие инновационной деятельности, как  на уровне отдельного предприятия, так  и на уровне интегрированных структур и государства в целом, предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования.22» Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

      четкая  целевая ориентация системы - её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;

      логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;

      множественность источников финансирования; широта и  комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;

      5) адаптивность и гибкость, предполагающие  постоянную настройку как всей  системы финансирования, так и  ее отдельных элементов на  динамично изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

      «В  условиях регулируемых рыночных отношений  система финансирования инновационной  деятельности имеет свою специфику  и выступает как составной  элемент финансовой политики государства.23» Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

      -создание  необходимых предпосылок для  быстрого и эффективного внедрения  технических новинок во всех  звеньях хозяйственного комплекса  страны, обеспечение ее структурно-технологической перестройки;

      -сохранение  и развитие стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях  развития;

      -создание  необходимых материальных условий  для сохранения кадрового потенциала  науки и техники, предотвращения  его утечки за рубеж.

      В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для  финансирования инновационной деятельности, выступают:

      -бюджетные  ассигнования, выделяемые на федеральном  и региональном уровнях;

      -средства  специальных внебюджетных фондов  финансирования НИОКР, которые образуют ИП, выделяемые предприятиями, региональными органами управления;

      -собственные  средства предприятий;

      -финансовые  ресурсы различных типов коммерческих  структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых  обществ, финансово-промышленных групп и т. п.);

      -кредитные  ресурсы специально уполномоченных  правительством инвестиционных  банков;

      -конверсионные  кредиты для научно-технических  и производственных предприятий  оборонного комплекса;

      -иностранные  инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;

      -средства  национальных и зарубежных научных  фондов;

      -частные  накопления физических лиц.

      Суть  стратегии активного вмешательства  заключается в признании государством научной, научно-технической и инновационной  деятельности как главной, определяющей экономический рост национального хозяйства. Государство берет на себя активную роль в организации и финансировании многих важных программ и проектов, осуществление которых вносит весомый вклад в развитие национальной экономики

      1.6 Государственное регулирование инновационной деятельности в России

      Государственная инновационная политика в России представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной  деятельности, повышение ее эффективности  и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа:

      - разработку научно обоснованных  концепций (системы взглядов) развития  инновационной деятельности - осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;

Информация о работе Инновационный менеджмент и эффективность деятельности организации