Информационно-консультационная служба АПК и ее связь с организациями сельских товаропроизводителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 12:57, статья

Краткое описание

Экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.

Файлы: 1 файл

ИКС Герат.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

Информационно-консультационная служба АПК и ее связь

с организациями  сельских товаропроизводителей

Герат Е.А

Оренбургский  ГАУ

г.Оренбург, Россия

студентка 3  курса (с.з.о)

специальности «Экономика и управление на предприятии»

Руководитель: Потапова Е.В.

 

Экономической основой для сельскохозяйственного производства является использование производственных ресурсов, таких как земли, труда и капитала. Поэтому для эффективного производства продукции информационно-консультационное обслуживание АПК имеет важное значение в России. В условиях переходного периода перед сельскохозяйственными товаропроизводителями стояли задачи, довольно отличные от тех, которые были при плановой экономике. В настоящее время товаропроизводители должны самостоятельно научиться принимать огромное количество сложных решений, что является главной функцией информационно-консультационной службы.

Выход из сложившейся ситуации может быть осуществлен через переход от административного метода развития сельского хозяйства, при котором государственные должностные лица решают, какие изменения хороши для отрасли, к методу непосредственного участия, при котором сельские товаропроизводители сами решают, какая поддержка им необходима от правительства в процессе развития. Однако для такого перехода необходимы соответствующие условия организационного и институционального характера. В частности, определенные надежды в этом плане возлагаются на развивающуюся в настоящее время информационно-консультационную службу (ИКС) для сельских товаропроизводителей.[6]

Цель КС - повышение рентабельности и конкурентоспособности хозяйств и предприятий, производящих и перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию, обеспечение продовольственной и экологической безопасности, развитие культурной и социальной сфер села с минимальными общественно-необходимыми затратами.[5]

Средства достижения цели - активное содействие производителям и переработчикам сельхозпродукции в принятии и осуществлении ими обоснованных решений, повышение уровня их профессионального и культурного уровня на базе современных информационных технологий, ускорение научно-технического прогресса и структурной перестройки в АПК с учетом комплексного развития и обеспечения социального и экологического благополучия регионов.

Методы достижения цели:

  • консультирование по эффективному      управлению хозяйством, маркетинговому, финансовому и инвестиционному      анализу, оптимизации использования всех видов ресурсов с учетом экологических      требований;
  • доведение до сельских      товаропроизводителей объективной и постоянно обновляемой информации по      различным аспектам производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной      продукции, включая новые технологии и методы ведения хозяйства;
  • содействие сельхозпроизводителям в осуществлении инновационной деятельности, поиска инвесторов и партнеров по созданию новых, развитию и реконструкции действующих производств;
  • активное содействие формированию и      развитию продовольственных рынков;
  • стимулирование мотиваций      сельхозпроизводителей к проведению анализов динамики и прогнозированию      развитию хозяйства, принятию и реализации эффективных решений оценке их      эффективности;
  • выявление, обобщение и      распространение среди товаропроизводителей передового опыта хозяйственных      и организационных решений;
  • изучение и прогнозирование проблем      АПК, отдельных типов хозяйств, видов производств и продовольственных      рынков, с целью своевременного информирования о них органов управления      всех уровней, общественности, аграрной науки и самих товаропроизводителей,      а также производителей материально-технических средств для села, инициируя      успешное решение выявленных проблем и актуализацию тематики      фундаментальных и прикладных научных исследований, опытных и      конструкторских разработок;
  • формирование и развитие устойчивых      обратных связей сельских товаропроизводителей с аграрной наукой и      предприятиями ресурсного обеспечения и агросервиса, коммерческими и      финансовыми структурами;
  • выявление и интеграция знаний и      информации из различных, (в том числе, международных), источников, поиск      новых источников знаний и оперативная ориентация аграрной науки на      проведение прикладных исследований с целью выработки практических      рекомендаций по проблемам сельских товаропроизводителей.

 

Таким образом важной и основополагающей сущностью информационно-консультационной деятельности является оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям информационно-консультационных услуг. Организационная сущность информационно-консультационной деятельности заключается в постоянном ее совершенствовании. Экономическая сущность связана, прежде всего, с необходимостью получения непосредственно в производстве определенного эффекта от данной деятельности и обеспечения планомерного улучшения производственных и экономических показателей работы аграрных и агропромышленных формирований.

В мировой сельскохозяйственной практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций. Наибольшее развитие это направление  (extension - продвижение) получило в странах с развитыми экономическими отношениями: США, Канада, страны Западной Европы. Опыт этих стран может служить ориентиром для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации. [8]

Возрождение информационно-консультационной службы (ИКС) АПК в нашей стране началось в 90-х годах прошлого столетия. С 1994 года в России реализуется проект ARIS (Agriculture Reform Implementation Support поддержка сельскохозяйственных реформ). Спад производства в сельскохозяйственной отрасли, отток квалифицированных и опытных специалистов из села обнажил огромную потребность в информации и знаниях по организации и ведению эффективного производства в условиях рынка. В связи с этим роль информационно-консультационного обеспечения в агропромышленном производстве резко возросла и стала объективно необходимой. Во многих регионах страны идет работа по созданию и развитию ИКС. [6]

В большинстве  регионов России созданы и активно  развиваются ИКС АПК, которые уже значительно повлияли на повышение эффективности деятельности сельскохозяйственных предприятий. Одним из эффективных информационно-консультационных центров является «Центр практического обучения специалистов сельского хозяйства Республики Мордовия (ЦПО)», который начал свою деятельность 7 мая 2004 года. Основной целью организации является создание условий для повышения эффективности отраслей сельского хозяйства в Республике Мордовия.

На сегодняшний  день осуществляет свою деятельность  по следующим основным направлениям.

1. Применение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и переработки урожая, выбор соответствующих сортов.

2. Использование  высокопроизводительной сельскохозяйственной  техники.

3. Улучшение  качества выполнения технологических операций при возделывании сельскохозяйственных культур и переработке урожая.

4. Увеличение  продуктивности коров за счет  оптимизации технологических параметров  производства.

5. Улучшение  качества молока.

6. Наращивание  поголовья коров в республике на основе детального анализа показателей воспроизводства и выращивания ремонтного молодняка.

Согласно современным  исследованиям в области образования  для эффективного обучения взрослых людей наиболее приемлемым является практический метод. При таком способе обучения, в процессе которого сельхозтоваропроизводители слушают, наблюдают и самостоятельно работают, достигается максимальное запоминание преподаваемого материала (90%). Основным методическим подходом в работе  Центра является принцип "УЧИСЬ, ДЕЛАЯ".

Стажировка  в Центре практического обучения имеет еще целый ряд положительных  моментов. Получению необходимых  навыков способствует небольшая  численность групп – всего  по 6-8 человек, при этом организуется индивидуальный подход к каждому  слушателю курса.

Старшие инструкторы Центра прошли подготовку в голландском Международном центре практического обучения РТС+.

Целевые группы обучаются по различным программам, в соответствии с целями и задачами курса. Тематика практического обучения отражается в учебных планах, которые согласуются с отраслевыми отделами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия и утверждаются Министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.[7]

Так как субъектам  хозяйствования крайне необходима своевременная и регулярная информация о ситуации на рынках сбыта продукции, о ценах, правовая и законодательная информация было бы реальным предположить возможность создания единой сети информационного обслуживания производителей сельскохозяйственной продукции Оренбургской области.[4]

 

Создание  информационно-консультационной службы в Оренбургской области  позволит:

  • создать в АПК региональную информационно-консультационную службу, функционирующую в едином информационно-правовом пространстве, ориентированную на повышение эффективности производства и являющуюся одним из основных инструментов реализации государственной агропродовольственной политики;
  • обеспечить консультирование сельхозтоваропроизводителей по широкому кругу вопросов и, в первую очередь, по организации и управлению производством;
  • активизировать работу по сбору, апробации и оказанию помощи сельхозтоваропроизводителям  в освоении инновационных разработок, позволяющих перевести производство на более высокий уровень развития;
  • организовать  непрерывный процесс формирования и актуализации баз данных, удовлетворяющих запросы клиентов  в реальном режиме времени по всему спектру интересующей их информации;
  • повысить ответственность за предоставляемые услуги на основе введения механизма страховой защиты и системы подтверждения качества инновационных разработок требованиям сельхозпроизводителей;
  • повысить уровень знаний и профессиональных навыков сельхозтоваропроизводителей и сельского населения;
  • обеспечить более эффективную реализацию социальных программ устойчивого развития сельских территорий;
  • осуществлять подготовку предложений, на основе мониторинга потребностей сельхозтоваропроизводителей, по проведению прикладных научных исследований, необходимых рыночному производству;
  • усилить влияние службы на продвижение и реализацию инвестиционных проектов в АПК.

 

В ИКС нуждается  также вся инфраструктура агропромышленного  комплекса. Естественно, что при  этом для каждого звена требуется  свой состав информации и необходимые  методы ее доведения. Исключительно важна эта служба для научных и образовательных организаций. Для них она – надежный канал доведения своих научно-технических разработок непосредственно до сельхозтоваропроизводителей.

Следует учесть, что служба должна привлекать к консультационной деятельности наиболее квалифицированных работников этих организаций. Благодаря этому научные и вузовские организации станут ближе к запросам производства, ради удовлетворения которых они собственно и созданы.

 

Список  литературы

  1. Алексанов Д. С. Развитие консультационной службы АПК России: вклад проекта АРИС. //Аграрная Россия, № 5, 2001.
  2. Аскеров П. Ф. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе информационно-консультационного обслуживания. // Техника и оборудование для села, № 3, 2004
  3. Веселовский М. Я., Зятьков И. Ю. Структура и функции информационно-консультационной службы АПК. //Достижения науки и техники АПК, № 1, 2002.
  4. Денисова Е. Н., Кувшинов А. И., Хижняк А. А. Информационное обеспечение сбытовой деятельности сельских товаропроизводителей. - Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2003.
  5. http://works.tarefer.ru/99/100715/index.html
  6. http://www.mcx.ru/documents/document/show/6957.191.htm
  7. http://www.cpossh.ru/about/history/
  8. http://www.ftcntr.ru/Articl/stvmk003.htm

 


Информация о работе Информационно-консультационная служба АПК и ее связь с организациями сельских товаропроизводителей