Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом

Оглавление

Теоретические аспекты государственного долга
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2 Классификация государственного долга……………………………………
1.3 Проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3 Способы сокращения государственного долга……………………………….27
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 116.05 Кб (Скачать)

     Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства - на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

      Как показывает история Республики Беларусь, заемные средства не всегда использовались рационально. Поэтому, чтобы финансовая политика государства в области управления внешним долгом была эффективной, необходима обязательная разработка общей стратегии государственных внешних и внутренних заимствований, эффективное использование привлекаемых ресурсов, своевременное исполнение обязательств. Следовало бы также использовать опыт зарубежных стран в осуществлении специальных приватизационных программ (таких, как Испания, Пакистан и др.), целью которых является пополнение финансовых ресурсов государства, используемых на погашение или обслуживание долга. Принципами управления валовым внешним долгом Беларуси являются гласность, комплексный подход, разграничение сфер ответственности и полномочий госорганов в решении задач управления внешним долгом, а также оперативность, своевременность и превентивность мер по нейтрализации источников возникновения рисков.

 

Регулирование валового внешнего долга осуществляется Национальным банком при помощи инструментов валютного, монетарного регулирования  и механизмов регулирования деятельности банков. Косвенное регулирование  уровня внешнего долга банков осуществляется через инструменты валютного  контроля и регулирования ликвидности  банков, процентную политику, установление нормативов безопасного функционирования и управление рисками.

 

II.

     Современный этап новейшей истории Республики - период трансформации экономического курса с целью вывести из кризиса финансовую систему страны и придать новый импульс экономическому развитию. На сегодняшний день нет страны в мире, в которой бы имелась совершенная финансовая система: у каждого государства имеются свои проблемы. Беларусь не является исключением: среди прочих проблем управления государственными финансами, возникающих в связи с переходом к рыночным взаимоотношениям, Правительство страны решает проблемы обслуживания государственного долга.

     Государственный долг страны определяется как совокупность долговых обязательств Республики Беларусь, возникших в результате внешних и внутренних государственных заимствований, включая обязательства по государственным гарантиям, представленным Республикой Беларусь и предъявленным к оплате.

      Государственный долг Республики Беларусь полностью и безусловно обеспечивается средствами республиканского бюджета и иными находящимися в собственности республики имущественными ценностями.

     Государственный долг страны существует в следующих формах долговых обязательств:

- кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Республики  Беларусь как заемщика с кредитными  организациями, иностранными государствами,  международными финансовыми организациями  и иными резидентами и нерезидентами  Республики Беларусь;

- государственные займы, осуществленные  путем выпуска ценных бумаг  от имени Республики Беларусь;

- договора о предоставлении  Республикой Беларусь государственных  гарантий;

     Основными целями привлечения и использования государственных займов являются:

- покрытие дефицита республиканского  бюджета;

- пополнение валютных ресурсов  Республики Беларусь;

- реализация инвестиционных проектов  и государственных программ в  соответствии с приобретенными  направлениями развития экономики  республики;

- решение острых социальных  и экологических проблем, ликвидации  последствий стихийных бедствий;

- импорт сырья, энергоресурсов  и других необходимых продуктов  и товаров в случаях критического  положения в обеспечении ими  республики;

- поддержка экономических реформ.

     В настоящее время основными кредиторами Республики Беларусь являются Россия, Германия, Международный банк реконструкции и развития, США, Кувейт.

В настоящее время проблема государственного долга для Республики Беларусь стоит  достаточно остро.

    Управление внутренним  государственным долгом предусматривает  определенные мероприятия по  выпуску, размещению, обращению и  обслуживанию государственных долговых  обязательств, изменению условий  ранее выпущенных займов. Для  внешнего государственного долга  это мероприятия по получению  и возврату внешних кредитов. Управление государственным долгом  осуществляет Совет Министров  Республики Беларусь или по  его поручению Министерство финансов. Темпы увеличения государственного  долга необходимо ограничить, прежде  всего, путем сокращения бюджетных  расходов на управление, оборону,  поддержку слабых предприятий  и роста налоговых поступлений.

        В соответствии  со статьей 1 Закона «О внешнем  государственном долге Республики  Беларусь» внешним государственным  долгом является общая сумма  основного долга Республики Беларусь  и ее резидентов по внешним  государственным займам на определенный  момент времени. 

       Согласно официальным  данным состояние в сфере внешнего долга Республики Беларусь выглядит следующим образом.

Управление внешним государственным  долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь от 16 июля 2008 г. № 412-3, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 года № 252 «Об утверждении  Положения о внешних государственных  займах (кредитах)» и законом о  республиканском бюджете на очередной  финансовый год.

     В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешний государственный долг Республики Беларусь по состоянию на 1 января 2011 года составил 9687,2 млн. долларов США  при установленном лимите на 2010 год 11,0 млрд. долларов США ( таблица № 1 ).

      Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу свидетельствуют о том, что Республика Беларусь относится к группе стран с низким уровнем задолженности ( таблица № 2 ).

      Отношение внешнего государственного долга к ВВП — 16,5 % (пороговое значение по национальному стандарту — 20 %, по международному — 50 :); отношение платежей по погашению и обслуживанию внешнего государственного долга к экспорту товаров и услуг — 1,3 % (пороговое значение по национальному стандарту — 10 %, по международному — 25 :); отношение внешнего долга к экспорту товаров и услуг — 31,8 % (при лимите — 220 :).  

      В целом внешний государственный долг Республики Беларусь на 1 апреля 2010 г. составил 8 451,2 млн. долл. США при установленном лимите на 2010 г. 9,5 млрд. долл. США. При этом кредиты, привлеченные Республикой Беларусь, составляют 8 333,8 млн. долл. США, кредиты, привлеченные резидентами под гарантии правительства, — 117,4 млн. долл. США.

     В Министерстве финансов Республики Беларусь напомнили, что управление внешним государственным долгом Республики Беларусь осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 18 апреля 2006 г. № 252 «Об утверждении Положения о внешних государственных займах (кредитах)» и законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

      В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса Республики Беларусь, внешним государственным долгом является общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Таблица 1

Внешний государственный долг Республики Беларусь (млн. долл. США)

 

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

Кредиты, привлеченные Республикой Беларусь (Правительством Республики Беларусь).

7 778,8

9 486,2

Кредиты, привлеченные резидентами под  гарантии Правительства Республики Беларусь.

112,6

201,0

Всего

7 891,4

9 687,2


Таблица 2

Показатели кредитоспособности по внешнему государственному долгу Республики Беларусь

Показатели кредитоспособности:

01.01.2010 г.

01.01.2011 г.

отношение внешнего гос. долга к экспорту товаров и услуг, %

31,8

32,5

отношение внешнего гос. долга к валовому внутреннему продукту, %

16,5

17,8

отношение платежей по внешнему гос. долгу к экспорту товаров и услуг, %

1,3

2,6


     Также в курсовой работе рассмотрим обзор государственного долга Беларуси в первом квартале 2011 г. 13.06.2011 – По данным Министерства финансов, внешний государственный долг Беларуси в первом квартале 2011 г. возрос на 979,2 млн. долл. (на 10,1%) до рекордных 10,666 млрд. долл. на 1 апреля (см. рисунок 1). Уровень внешнего госдолга Беларуси относительно ВВП страны снизился до 18,7% на 1 апреля против 18,9% месяцем ранее.

     По международным стандартам, безопасным считается уровень внешнего госдолга не более 60% к ВВП. Для справки: в апреле 2010 г. – марте 2011 г. долларовый эквивалент ВВП Беларуси, по нашей оценке, составил 57,111 млрд. долл

Рисунок 1. Динамика внешнего госдолга Беларуси в июне 2008 г. – марте 2011 г., на конец  периода, млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)

     Вместе с тем, фактическая девальвация официального курса белорусского рубля привела к заметному ухудшению показателей внешнего долга и кредитоспособности резидентов Беларуси, что ограничивает возможности для привлечения новых внешних заимствований на рыночной основе.

     В текущей ситуации актуальным выглядит снижение дефицита консолидированного бюджета за счет сокращения госрасходов (на национальную экономику, на общегосударственную деятельность, на оборону и др.). Поскольку ограничение дефицита органов государственного управления позволит поддерживать внешние долговые обязательства правительства на приемлемом уровне, а также пройти пиковые значения по платежам по внешнему госдолгу Беларуси в предстоящие годы в нормальном режиме.

     Текущий график погашения внешнего государственного долга Беларуси выглядит следующим образом: 2011 г. – 862 млн. долл., 2012 г. – 1300 млн. долл., 2013 г. – 2703,2 млн. долл., 2014 г. – 2507,6 млн. долл., 2015 г. – 2078,5 млн. долл., 2016 г. – 701,8 млн. долл., 2017 г. – 684,8 млн. долл. и 2018 г. – 1449 млн. долл.

     Также по данным Министерства финансов, внутренний госдолг центрального правительства в первом квартале 2011 г. возрос на 7,3% до 9,947 трлн. руб. на 1 апреля, что составляет 5,8% к объему ВВП. Напомним, что исторический рекорд показателя был достигнут 1 декабря 2009 г. – 10,114 трлн. руб.

     Внешний государственный долг Беларуси в январе-сентябре 2011 г. возрос на 2,197 млрд. долл. (на 22,7%) до 11,884 млрд. долл. на 1 октября (см. рисунок 2). Отдельно в сентябре внешний госдолг сократился на 128,9 млн. долл., или на 1,1%.

     Рисунок 2. Динамика внешнего госдолга Беларуси в июне 2008 г. – сентябре 2011 г.,на конец периода, млн. долл. (фактические данные и полиномиальный тренд)

     Средства государственного целевого бюджетного фонда национального развития, предусмотренные на стабилизационные расходы, в сумме 6,4 трлн. руб. используются Министерством финансов на приобретение иностранной валюты с направлением ее на увеличение остатков средств республиканского бюджета для погашения и обслуживания внешнего государственного долга в 2013-2014 гг.

     Кроме того, предполагается, что в 2012 г. задолженность по кредитам, предоставленным Национальным банком на финансирование дефицита республиканского бюджета и отнесенным на внутренний государственный долг Беларуси в 1991-2003 гг., реструктуризируется посредством эмиссии государственных ценных бумаг.

2.2 Недостатки системы управления государственным долгом

     Рост внешней задолженности Республики Беларусь усугубляется сложностями в управлении долгом. К основным недостаткам сложившейся системы управления долгом можно отнести:

- отсутствие законодательной базы Республики Беларусь, определяющей сферу совокупного внешнего долга. Не обозначены пределы полномочий соответствующих органов Правительства в этой области. Бюджетное законодательство регулирует только вопросы заимствований и реструктуризации государственного долга, а целый ряд вопросов, связанных с другими формами внешнего долга, не имеет необходимой правовой и процессуальной регламентации;

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь