Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом
Теоретические аспекты государственного долга
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2 Классификация государственного долга……………………………………
1.3 Проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3 Способы сокращения государственного долга……………………………….27
Заключение
Список использованных источников
- не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;
- по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;
- механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;
- не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;
- информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;
- управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.
Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.
Первое - усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.
Второе - сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.
Третье - уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.
Четвертое - дестабилизация денежно-кредитной ситуации.
Пятое - ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.
Шестое - повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.
В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства -- задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом).
2.2 Способы сокращения
Управление государственным долгом - это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:
1.
Определение потребности в
2.
Привлечение финансовых
3.
Погашение и обслуживание
Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.
При управлении государственным долгом могут использоваться следующие методы:
Рефинансирование - это погашение старой задолженности путём принятия новых обязательств.
Реструктуризация
- пересмотр первоначального
Конверсия
- это изменение условий
Консолидация - это изменение сроков погашения займов, как правило, в сторону увеличения путём перевода краткосрочных обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.
Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Для того чтобы последствия роста внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.
Это могут быть:
1) инфляция,
2) введение специальных налогов,
3) секвестирование бюджета.
Правительство предпринимает определенные меры, чтобы уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно может использовать для погашения части долга золотовалютные резервы страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить выплату внешнего долга.
Делая выводы, нужно сказать, что государственный долг может являться как бременем для экономики так и принести ей весомые выгоды
Заключение
Образование госдолга, прежде всего,
обусловлено противоречиями
Вместе с решение проблемы
потребности в дополнительных
источниках финансирования
Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
Для предотвращения негативных
явлений, вызванных влиянием
Заключение
Интенсификация международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.
Его
образование, прежде всего, обусловлено
противоречиями между потребностями
государства и его
Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое в настоящей работе явление.
Вместе с решение проблемы потребности в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового кризиса.
Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.
В
целом проблемы государственного заимствования
лежат в сфере
Таким
образом, государственный долг, как
и любое значимое в жизни государства
явление, понятие неоднозначное. Тем
не менее, оно может принести экономике
весомые выгоды и стать в определенной
степени катализатором
В
плане мероприятий по реализации
концепции предусмотрено
Для анализа системы управления валовым внешним долгом и определения дальнейших направлений ее совершенствования в 2011 году планируется привлечение международных финансовых организаций.
Заключение
Государственный
долг - сумма задолженностей (включая
проценты по ней) по обязательствам государства
перед физическими и
Причиной появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего и внешнего займов.