Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом

Оглавление

Теоретические аспекты государственного долга
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2 Классификация государственного долга……………………………………
1.3 Проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3 Способы сокращения государственного долга……………………………….27
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 116.05 Кб (Скачать)

- не сформирована единая система учета долговых обязательств, предполагающая наличие единой учетной методологии, интегрированной базы данных и учетного центра. На практике это означает невозможность оперативного получения достоверных сведений о состоянии валового внешнего долга и в конечном итоге является одним из факторов, снижающих качество управленческих решений;

- по сути, не сформирована система анализа и учета долговых рисков, что повышает вероятность возникновения кризисной ситуации;

- механизмы управления долгом не позволяют в должной мере обеспечить предупреждение возможных финансовых кризисов;

- не отработана система долгосрочной взаимосвязи политики управления внешним долгом с денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политикой;

- информация о состоянии внешнего долга Республики Беларусь раскрывается не в полной мере;

- управление государственными гарантиями неэффективно, что выражается в отсутствии правил проведения конкурсного отбора, а также единых подходов к разработке методологии анализа кредитоспособности заемщика и оценки риска наступления гарантийного случая.

     Такое положение в сфере внешней задолженности оказывает негативное воздействие на развитие национальной экономики Беларуси по следующим направлениям.

     Первое - усиление зависимости Республики Беларусь от иностранных государств, предоставивших кредиты, при принятии решений в области экономической политики.

     Второе - сокращение объема средств, которые могут быть направлены на инвестирование, что серьезно ограничивает экономический рост или вовсе приводит к стагнации экономики.

     Третье - уменьшение размера средств, которые могут быть направлены на развитие социальной сферы, что может спровоцировать социальную напряженность.

     Четвертое - дестабилизация денежно-кредитной ситуации.

     Пятое - ослабление позиций нашей страны на мировых рынках товаров и капиталов.

      Шестое - повышение финансовой зависимости государства от конъюнктуры мирового рынка капитала и поведения на нем инвесторов.

     В этой связи следует отметить, что на современном этапе построение грамотной, научно обоснованной стратегии и тактики управления совокупной внешней задолженностью, ее увязка с другими направлениями экономической политики государства -- задача исключительной важности. В силу того, что деятельность отдельных институтов исполнительной власти в данной области (Министерства финансов, Национального банка Республики Беларусь) остается недостаточно скоординированной и результативной, не отвечает объективным тенденциям развития, когда наблюдается усиление взаимосвязи многих аспектов управления внешним и внутренним долгом, зарубежными финансовыми активами, объективно возникает потребность создания единой системы управления суверенным долгом страны. Необходимо сформировать оптимальную институциональную модель, предполагающую четкое разграничение деятельности в рамках данной системы управления, обеспечив реальное разделение сфер компетенции и ответственности всех структурных единиц системы за принимаемые решения. Целесообразно также рассмотреть возможность концентрации функций управления суверенным долгом в рамках единого государственного органа или соответствующей структуры, наделенной необходимыми полномочиями (например, путем создания агентства по управлению суверенным долгом).

2.2 Способы сокращения государственного  долга

     Управление государственным долгом - это комплекс мероприятий, направленных на его оптимизацию. Управление государственным долгом включает в себя 3 этапа:

1. Определение потребности в дополнительных  финансовых ресурсах (определение  предельных размеров государственных  заимствований и гарантий на  очередной бюджетный год, выбор  инструментов привлечения ресурсов  и повышения их использования)

2. Привлечение финансовых ресурсов (выпуск и размещение государственных  ценных бумаг, получение кредита  и предоставление государственных  гарантий)

3. Погашение и обслуживание долговых  обязательств (поиск источников  финансирования для погашения  и обслуживания государственного  долга, снижения общих издержек, своевременного выполнения долговых  обязательств)

     Государственные долговые обязательства могут погашаться за счёт бюджетных доходов, золотовалютных резервов страны, денежных средств, полученных от продажи государственной собственности, а также новых заимствований. Ситуация, при которой должник оказывается не в состоянии погашать свой внешний долг по согласованному с кредитором графику, называется долговым кризисом.

При управлении государственным долгом могут использоваться следующие  методы:

Рефинансирование - это погашение старой задолженности  путём принятия новых обязательств.

Реструктуризация - пересмотр первоначального графика  погашения и обслуживания государственного долга.

Конверсия - это изменение условий государственных  займов в интересах должника.

Консолидация - это изменение сроков погашения  займов, как правило, в сторону  увеличения путём перевода краткосрочных  обязательств в долгосрочные. Консолидация может совмещаться с конверсией.

Аннулирование государственного долга представляет собой отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Для того чтобы последствия роста  внутреннего долга для страны не стали слишком тяжелыми правительство  должно предпринимать определенные меры по управлению долгом.

Это могут быть:

1) инфляция,

2) введение специальных налогов,

3) секвестирование бюджета.

Правительство предпринимает определенные меры, чтобы  уменьшить внешний долг, если он превышает приемлемый уровень. Оно  может использовать для погашения  части долга золотовалютные резервы  страны, если таковые имеются. С согласия кредиторов правительство может  переоформить краткосрочную и долгосрочную задолженность или отсрочить  выплату внешнего долга.

Делая выводы, нужно сказать, что государственный  долг может являться как бременем для экономики так и принести ей весомые выгоды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

   Образование госдолга, прежде всего,  обусловлено противоречиями между  потребностями государства и  его возможностями финансирования  их. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

 

  Вместе с решение проблемы  потребности в дополнительных  источниках финансирования расходов  государства, его долг в тоже  время влечет ряд негативных  явлений и последствий, связанных  с угрозой инфляции, снижения  эффективности экономики и производственного  потенциала страны, углубления дефицита  бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

 

   Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

 

       Для предотвращения негативных  явлений, вызванных влиянием государственного  долга, органам государственной  власти Республики Беларусь необходимо  проводить разумную политику  в области управления государственным  долгом, повышая эффективность использования  привлеченных и отдачу предоставляемых  ресурсов, совершенствуя механизмы  управления государственным долгом, используя собственный опыт и  опыт развитых стран. 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Интенсификация  международного обмена, начавшаяся во второй половине ХХ в., привела к усилению финансовой взаимозависимости между его сторонами. Одним из основных проявлений такой зависимости стало то, что сегодня в мире практически нет стран, которые бы не имели государственного долга, под которым в общем виде понимают задолженность правительства юридическим и физическим лицам - своим и иностранным, правительствам других стран.

 

Его образование, прежде всего, обусловлено  противоречиями между потребностями  государства и его возможностями  финансирования их. Изменения в структуре  собственности в последние десятилетия  привели к перераспределению  источников доходов, в т.ч. государственных. Они стали более разнообразными, а поступление денежных средств в централизованные фонды государства многоступенчатыми. Несмотря на увеличение источников доходов, в то же время поступающие средства не обеспечивают потребности в них государства. Последнее всегда испытывало недостаток в финансовых ресурсах для выполнения своих функций, следствием чего является образование дефицита бюджета, а вместе с ним и госдолга. Перед государством поэтому встает проблема, с одной стороны, поиска дополнительных источников средств, а с другой - эффективного и действенного их использования. Такими источниками традиционно для всех стран являются внутренние и внешние заимствования, формирующие государственный долг.

 

Таким образом, государственный долг, представленный долгом внутренним и внешним, обусловлен наличием ряда причин, которые могут  влиять на его образование и развитие как обособленно, так и все  вместе. Однако основой формирования государственного долга является наличие  бюджетного дефицита в стране, источником покрытия которого и является изучаемое  в настоящей работе явление.

 

Вместе  с решение проблемы потребности  в дополнительных источниках финансирования расходов государства, его долг в  тоже время влечет ряд негативных явлений и последствий, связанных  с угрозой инфляции в будущем, снижения эффективности экономики  и производственного потенциала страны, углубления дефицита бюджета, а также угрозой долгового  кризиса.

 

Для избежания таких проблем необходим постоянный и тщательный контроль, проведение разумной политики в области управления государственным долгом. Основной проблемой нашей страны в данной области является проблема нестабильной и нечетко проработанной законодательной базы, регламентирующей отношение в сфере государственного долга и управления им. Так, в первую очередь, необходимо развивать и совершенствовать законодательную базу функционирования рынка ценных бумаг, который является неотъемлемой частью финансовой системы экономики любой развитой страны и позволяет осуществлять финансирование государственного долга наиболее целесообразным по сравнению с эмиссией и заимствованием средств в Национальном банке путем - путем выпуска государственных ценных бумаг. Необходимо также развивать рынок частных и производных ценных бумаг.

 

В целом проблемы государственного заимствования  лежат в сфере макроэкономической политики, проводимой государством. Как следствие эффективное использование и погашение привлеченных средств в долгосрочной перспективе связано с увеличением экспорта и объема ВВП, укреплением государственного бюджета и совершенствованием бюджета налоговой политики, четким разграничением полномочий в области управления государственным долгом на республиканском и местном уровнях, стабилизацией ситуации в предпринимательском секторе, эффективным использованием привлекаемых ресурсов и своевременным исполнением обязательств. Кроме того, в построении своей системы взаимоотношений в области регулирования и управления госдолгом, следовало бы использовать опыт зарубежных стран - как положительный, так и отрицательный (для избежания ошибок).

 

Таким образом, государственный долг, как  и любое значимое в жизни государства  явление, понятие неоднозначное. Тем  не менее, оно может принести экономике  весомые выгоды и стать в определенной степени катализатором экономического развития, но для этого требуется  ответственное и профессиональное управление им.

 

В плане мероприятий по реализации концепции предусмотрено ежеквартальное составление отчета о валовом  внешнем долге и подготовка прогноза о предстоящих платежах по погашению  и обслуживанию внешнего долга в  разрезе секторов экономики. Иностранные  инвесторы будут получать информацию о макроэкономической ситуации в  Беларуси, включая информацию о состоянии  валового внешнего долга.

 

Для анализа системы управления валовым  внешним долгом и определения  дальнейших направлений ее совершенствования  в 2011 году планируется привлечение  международных финансовых организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Государственный долг - сумма задолженностей (включая  проценты по ней) по обязательствам государства  перед физическими и юридическими лицами-резидентами, иностранными государствами, международными организациями и  иными субъектами международного права.

 

Причиной  появления и увеличения государственного долга является финансирование дефицита государственного бюджета, появившегося из-за спада производства, милитаризации  экономики, выполнение крупномасштабных социальных программ, за счёт внутреннего  и внешнего займов.

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь