Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом

Оглавление

Теоретические аспекты государственного долга
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2 Классификация государственного долга……………………………………
1.3 Проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3 Способы сокращения государственного долга……………………………….27
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Государственный долг.docx

— 116.05 Кб (Скачать)

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и  гуманитаризации

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Курсовая  работа

по  дисциплине «Макроэкономика»

 

 

Государственный долг. Проблемы управления государственным  долгом в Республике Беларусь.

 

 

 

 

 

Руководитель                                                                 ст.пр.Семашко Ю.В.

Исполнитель                                                                   студентка группы 108130

                                                                                          Пархимович В.Н.

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2011

Содержание

  1. Теоретические аспекты государственного долга

1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..

1.2 Классификация государственного  долга……………………………………

1.3 Проблемы регулирования и методы  управления государственным долгом.

2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19

2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19

2.2  Недостатки системы управления государственным долгом………………..

2.3 Способы сокращения государственного  долга……………………………….27

Заключение

Список  использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов ; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.

     Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.

      Бюджетная, долговая и валютная  политика государства неразрывно  связаны между собой: государственный  долг влияет на экономический  рост, денежное обращение, уровень  инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций  в экономику страны в целом  и реальный сектор экономики,  приводит к сокращению инвестиционных  ресурсов в экономике, нарушению  воспроизводственных процессов,  снижению экономического роста.  Рано или поздно заимствования  выходят за рамки возможностей  государства, что вызывает необходимость  сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением  и обслуживанием долга. Необоснованная  бюджетная, денежно-кредитная и  курсовая политика государства  вызывает неуверенность на финансовых  рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и кредиторы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

     Первый раздел курсовой работы посвящен теоретическим аспектам государственного долга. Здесь рассматривается классификация государственного долга, проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.

Во  втором разделе

      Объектом исследования в курсовой работе является бюджетная политика Республики Беларусь.

     Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.

     Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретические аспекты государственного долга

1.1 Экономический смысл государственного  долга

    Государственный долг – сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иност-ранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государ-ственный долг определяют также как общий объем непогашенных государст-венных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.

     Дефицит бюджета можно покрыть двумя способами: за счет монетизации бюджета, т.е. увеличения денежной массы, или же за счет займов у населения страны или у остального мира, в результате чего образуется государственный долг. В данной курсовой работе рассмотрен второй вид покрытия бюджетного дефицита - государственный долг.

     Государственный долг образуется в результате осуществления государ-ственными органами различных видов заимствований, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета страны.

     Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга - это способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

     Достоинства данного способа финансирования:

     Данный способ не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.

Это достаточно оперативный способ, поскольку  размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Государственные  ценные бумаги в развитых странах  высоколиквидны, высоконадежны и достаточно доходны.

     Недостатки:

  • Обязательная необходимость погашения долга.
  • Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций.
  • Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса.

      Покрытие дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга - финансирование дефицита бюджета за счет займов у других стран или международных финансовых организаций. Это вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.

     Достоинства данного метода финансирования:

  • Возможность получения крупных сумм
  • Неинфляционный характер

     Недостатки:

  • Необходимость возвращения долга и обслуживания долга. Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
  • Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
  • При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны

 

     Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. Государственный долг может привести к следующим последствиям:

  • Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики для оплаты долга;
  • Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
  • Усиливается неравенство в доходах;
  • Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
  • Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов
  • Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
  • Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
  • Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
  • Может появиться угроза долгового и валютного кризиса

     Государственным долгом являются долговые обязательства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

     Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги и др. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.

     Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.

       Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).

     В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.

 

     Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.

1.2 Классификация государственного  долга

           Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг - это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

     Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов.

     Классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:

  • долг органам кредитно-денежного регулирования, коммерческим банкам, другим членам государственного сектора, прочим финансовым учреждениям;
  • долг международным организациям, органам управления зарубежных государств, прочая внешняя задолженность, включая банковские ссуды и авансы, кредиты поставщиков.

     Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы:

Информация о работе Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь