Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа
Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом
Теоретические аспекты государственного долга
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2 Классификация государственного долга……………………………………
1.3 Проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3 Способы сокращения государственного долга……………………………….27
Заключение
Список использованных источников
БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
по дисциплине «Макроэкономика»
Государственный долг. Проблемы управления государственным долгом в Республике Беларусь.
Руководитель
Исполнитель
Минск 2011
Содержание
1.1.Экономический смысл государственного долга……………………………..
1.2
Классификация
1.3
Проблемы регулирования и
2. . Государственный долг Республики Беларусь……………………………….19
2.1. Развитие государственного долга на современном этапе…………………19
2.2 Недостатки системы управления государственным долгом………………..
2.3
Способы сокращения
Заключение
Список использованных источников
Введение
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета значительно возрос. Причины этого очевидны. Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: высокая доля государственных расходов ; неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящий к его двукратному занижению; высокая доходность государственных ценных бумаг.
Таким образом, актуальность данной работы состоит в том, что величина государственного долга (особенно в отношении к ВВП) является важным показателем экономики страны, так как обслуживание государственного долга требует средств из бюджета и тем самым диктует необходимость сокращения расходов как правило на социальные нужды, что отражается на жизненном уровне населения. Поэтому грамотное управление размерами и структурой государственного долга важная социально-экономическая задача.
Бюджетная, долговая и
Первый раздел курсовой работы посвящен теоретическим аспектам государственного долга. Здесь рассматривается классификация государственного долга, проблемы регулирования и методы управления государственным долгом.
Во втором разделе
Объектом исследования в курсовой работе является бюджетная политика Республики Беларусь.
Цель данной курсовой работы — изучить государственный долг в финансовой системе государства и осветить проблемы и пути совершенствования управления государственного долга в Республике Беларусь.
Задачами данной работы являются следующие: изучение роли и значения государственного долга Республики Беларусь, его видов, а также проблем управления государственным долгом
I. Теоретические аспекты государственного долга
1.1 Экономический смысл
Государственный долг – сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам, правительствам других стран. Он состоит из общей накопленной суммы бюджетных дефицитов (за вычетом бюджетных излишков) и суммы финансовых обязательств иност-ранным кредиторам (за вычетом той части, которая пошла на покрытие бюджетного дефицита) на определенную дату. В развитых странах государ-ственный долг определяют также как общий объем непогашенных государст-венных облигаций. Рост государственного долга наблюдается практически во всех странах мира, что в основном объясняется хронической дефицитностью государственных финансов. Таким образом, государственный долг можно также определить, как задолженность, накопившаяся у правительства, в результате заимствования денег для финансирования прошлых бюджетных дефицитов.
Дефицит бюджета можно покрыть двумя способами: за счет монетизации бюджета, т.е. увеличения денежной массы, или же за счет займов у населения страны или у остального мира, в результате чего образуется государственный долг. В данной курсовой работе рассмотрен второй вид покрытия бюджетного дефицита - государственный долг.
Государственный долг образуется в результате осуществления государ-ственными органами различных видов заимствований, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета страны.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга - это способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства данного способа финансирования:
Данный способ не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.
Это достаточно оперативный способ, поскольку размещение государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Государственные ценные бумаги в развитых странах высоколиквидны, высоконадежны и достаточно доходны.
Недостатки:
Покрытие дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга - финансирование дефицита бюджета за счет займов у других стран или международных финансовых организаций. Это вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства данного метода финансирования:
Недостатки:
Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики. Государственный долг может привести к следующим последствиям:
Государственным долгом являются долговые обязательства перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств следующие: кредитные соглашения и договора; государственные ценные бумаги и др. Во временном разрезе выделяются: краткосрочные (до 1 года); среднесрочные (до 5 лет); долгосрочные (до 30 лет) обязательства.
Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам, не профинансированным в срок.
Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние (запас), а не движение (поток), так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде (между датами) происходит за счет чистого заимствования (заимствование минус погашение).
В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: структура и динамика государственного долга; механизм управления, обслуживания и реструктуризации долга; влияние государственного долга на развитие экономики страны.
Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях. Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся, стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества. Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных.
1.2
Классификация
Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг - это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран. Внутренний долг государственный - финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.
Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: классификация долга по типу кредитора и по типу долгового обязательства. Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов.
Классификация государственного долга по типу кредитора имеет следующий вид:
Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы: