Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его формирования и использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет.

Оглавление

Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики Беларусь----------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета ----------------------------------------------------------------------23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь --------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов  определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный дефицит - общий дефицит  государственного бюджета за вычетом  инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.

Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

      Первичный дефицит  (излишек) государственного бюджета  - разность между величиной общего  дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

1. финансирование государственными  предприятиями избыточной занятости  в государственном секторе и  выплата ими заработной платы  по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

2. накопление в коммерческих  банках, отделившихся на начальных  стадиях экономических реформ  от Центрального Банка, большого  портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных  долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;

3. отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а  также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

 

3.2. Способы финансирования дефицита  государственного бюджета

 

Существует три основных способа финансирования дефицита госбюджета:

* Монетизация бюджетного дефицита;

* Внешнее долговое финансирование;

* Внутреннее долговое финансирование.

      В переходных экономиках  монетизация дефицита государственного  бюджета обычно используется  в тех случаях, когда имеется значительный внешний долг, и это исключает льготное финансирование из иностранных источников, а возможности внутреннего долгового финансирования также практически исчерпаны, что часто является главной причиной высоких внутренних процентных ставок. Этот способ финансирования целесообразен, если официальные валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего урегулирование платежного баланса остается первостепенной задачей, причем предполагается, что экономика выдержит высокую инфляцию.

В случае монетизации дефицита (то есть внутреннего банковского финансирования) нередко возникает сеньораж - доход государства от печатания денег. Сеньораж является следствием превышения темпа роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. В результате все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены.

  В условиях повышения уровня  инфляции достигается так называемый "эффект Танзи" - сознательное затягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в государственный бюджет, что характерно для многих переходных экономик. Нарастание инфляционного напряжения создает экономические стимулы для "откладывания" уплаты налогов, так как за время "затяжки" происходит обесценение денег, в результате которого выигрывает налогоплательщик. В итоге дефицит государственного бюджета и общая неустойчивость финансовой системы могут возрасти.

 Монетизация дефицита государственного  бюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличности, а осуществляться в других формах - например, в виде расширения кредитов Центрального Банка государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных платежей.

Альтернативные возможности внешнего льготного финансирования бюджетного дефицита (например, получение безвозмездных субсидий из-за рубежа или льготных займов по низким ставкам с длительными сроками погашения) являются наиболее привлекательными, так как в этом случае дефицит не только не оказывает негативного воздействия на экономику, но и может оказаться весьма полезным, если такое финансирование связано с производительным использованием ресурсов.

Нередко, однако, возможности льготного  финансирования в переходных экономиках либо ограничены из-за значительной внешней задолженности, либо используются правительствами преимущественно в непроизводительных целях - на потребительские дотации, выплаты пенсий, увеличение государственного аппарата и т.д. Такие дополнительные бюджетные расходы не могут быть быстро сокращены в случае прекращения их внешнего субсидирования на фоне отсутствия гарантированных внутренних источников покрытия, что усиливает общее напряжение в бюджетно-налоговой сфере.

Привлечение средств из иностранных  источников для финансирования бюджетного дефицита может оказаться относительно привлекательным вариантом для переходных экономик в тех случаях, когда:

1. удается организовать концессионное  финансирование;

2. на внутреннем рынке ощущается  дефицит капитала при высокой внутренней норме прибыли;

3. торговый баланс относительно  благополучен при наличии благоприятных  перспектив расширения рынка;

4. первоначальные размеры внешнего  долга незначительны;

5. первоочередной задачей макроэкономической  политики является снижение вероятной инфляции.

Внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита нередко рассматривается  как антиинфляционная альтернатива монетизации. Однако этот способ финансирования не устраняет угрозы роста инфляции, а только откладывает этот рост.

Если облигации государственного займа размещаются среди населения и коммерческих банков, то инфляционное напряжение окажется слабее, чем при их размещении в Центробанке. Однако последний может скупить эти облигации на вторичном рынке ценных бумаг и тем самым расширить свои квазифискальные операции, способствующие росту инфляционного давления.

В случае обязательного (принудительного) размещения государственных облигаций  во внебюджетных фондах (пенсионных, страховых  и т.д.) под низкие (и даже отрицательные) процентные ставки, внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита превращается, по существу, в механизм дополнительного налогообложения. Более того, при высоком уровне процентных ставок и значительных размерах дефицита государственного бюджета со временем неизбежно происходит резкое увеличение доли государственного внутреннего долга в ВВП, особенно при низких темпах экономического роста.

      Рост бремени внутреннего  долга увеличивает и долю государственных  расходов на его обслуживание, что приводит к самовозрастанию и бюджетного дефицита, и государственной задолженности. Это серьезно ограничивает возможности снижения напряженности в бюджетно-налоговой сфере и стабилизации уровня инфляции. В целом, в переходных экономиках внутреннее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с относительно умеренными издержками только в тех случаях, когда:

* сложно контролировать предоставление  кредитов частному сектору;

* внешнее долговое финансирование  относительно дорого или ограничено  из-за значительного бремени внешней задолженности, тогда как существующая внутренняя задолженность незначительна;

* сопровождающая переходный период  инфляция достигла высоких темпов  или представляется абсолютно  неизбежной.

 

3.3. Проблемы финансирования дефицита  государственного бюджета в Республике Беларусь

 

  Для РБ проблема дефицита  госбюджета является одной из  наиболее важных и острых. Как  следствие негативных явлений  в экономике дефицит создает  серьезную угрозу для развития  общества, поскольку расшатывает  денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.

 Законом РБ "О бюджете РБ  на 2002 год", исходя из прогнозируемых  доходов и расходов, консолидированный   республиканский бюджет определен с предельным дефицитом 344 750 000 тыс. рублей (8,13% расходов бюджета в 2002 г.)

При этом, покрытие дефицита в 2002 году предполагается полностью  осуществить за счет:

(тыс. рублей)

 

внутреннего финансирования                           221 622 550,0

в частности :

 

Кредиты Национального  банка Республики

Беларусь на финансирование дефицита

республиканского  бюджета                            150 506 100,0

 

 

Источники, получаемые от банков, иных

юридических и  физических лиц                                89 116 450,0

 

Государственные краткосрочные облигации              75 000 000,0

 

Векселя Правительства  Республики Беларусь            8 750 000,0

 

Прочие государственные  ценные бумаги                   5 366 450,0

 

 привлечение  средств                                                 5910000,0

 

 погашение  основной суммы задолженности               -543550,0

 

Прочие источники  внутреннего финансирования         -18000000,0

 

 получение займов, ссуд                                               2000000,0

 

  поступления от Республиканского  унитарного

  предприятия  по транспортировке и поставке

  газа "Белтрансгаз"  непогашенной

  задолженности  за энергоносители,

  образовавшейся  по состоянию на 1 февраля

  1996 года                                                                1000000,0

 

 погашение  основной суммы задолженности             -21000000,0

 

внешнего финансирования                              123 127 450,0

в частности:

Чистые кредиты  международных финансовых

организаций                                                       -74 014 780,0

 

 использование  кредитов                                       4707500,0

 

 погашение  основной суммы долга                       -78722280,0

 

Кредиты правительств иностранных  государств    35 714 245,0

 

 использование кредитов                                     73 500 000,0

 

 погашение основной суммы  долга                      -37785755,0

 

Прочие источники внешнего финансирования     161 427 985,0

 

 Итак, в 2002 году планируется  покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

* внутреннего финансирования - на 64 %;

* внешнего финансирования - на 36 %.

Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

Основными источниками  покрытия дефицита на сегодняшний день являются долгосрочные кредиты Национального  Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.

Задачей бюджетной  политики РБ в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом. Дальнейшее развитие должна получить инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению привлекательности отечественных ценных бумаг для первичных инвесторов и поддержанию их ликвидности на вторичном рынке.

Критерий дефицита бюджета, по сути, выполняет роль регулятора с обратной связью, а потому должен играть ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

На основе приведенной  выше информации можно сделать следующий  вывод: бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является основным инструментом экономической политики государства.

    Государственный  бюджет - это важнейший плановый  и контрольный инструмент. Бюджет  возникает и действует там,  где существует государство и  развитые товарно-денежные отношения.  Через государственный бюджет  правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Анализ показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его формирования и использования в Республике Беларусь