Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа
Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет.
Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики Беларусь----------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета ----------------------------------------------------------------------23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь --------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31
Не менее важен подоходный налог.
Переход к рыночной экономике
создает предпосылки для роста
личных доходов граждан. В этих условиях
применяется прогрессивное
В белорусской
системе налогообложения
Одновременно с НДС в системе косвенного обложения используются также различные акцизы, устанавливаемые на отдельные виды и группы товаров. Их введение также обусловлено отменой налога с оборота. В систему косвенного обложения включаются и таможенные пошлины ; ими облагаются товары и иные предметы, ввозимые на территорию страны и вывозимые за ее пределы.
Кроме налогов в бюджет поступают неналоговые доходы. К ним относятся, с одной стороны, доходы от эксплуатации государственной собственности, а в условиях перехода к рынку и от ее продажи юридическим и физическим лицам, а с другой - поступления от реализации облигаций государственных займов и других ценных бумаг. Доходы от продажи государственной собственности в рамках общей программы приватизации могут занять место в общей сумме бюджетных поступлений. В дальнейшем, по мере завершения программы приватизации, доходы от распродажи государственного имущества постепенно будут вытесняться доходами, получаемыми в виде процентов и дивидендов от инвестирования государственных средств в акции высокодоходных фирм и другие ценные бумаги, а также доходами от продажи ценных бумаг.
В итоге, доходы бюджета можно подразделить на три крупные группы: закрепленные, т.е. предписаны к тому или иному уровню бюджета, регулирующие или отчисления по регулирующим доходным источникам. Ежегодно расписывается процентное соотношение распределения тех или иных налогов по уровням бюджетов, дополнительные источники, устанавливаемые территориальными органами власти самостоятельно, а также дотации и субвенции ( строго целевые дотации ), которые поступают в нижестоящие бюджеты из вышестоящих.
2.2. Формирование доходной части
государственного бюджета и
Республиканский бюджет на 2002 год был утвержден по расходам в сумме 4 238 416 100,0 тыс.рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 3 893 666 100,0 тыс.рублей. Доходная часть бюджета РБ, как и в странах с развитой рыночной экономикой, формируется в основном за счет налоговых платежей (около 90%). Именно эти обязательные платежи обеспечивают государственную казну стабильными поступлениями, создают единые условия хозяйствования для разных субъектов, возможности прогнозирования развития их деятельности. Доходная часть отличается множеством налогов и характеризуется высокой долей косвенных налогов, которые в условиях кризисных явлений, инфляции дают определенную гарантию систематического пополнения государственной казны.
Вообще, к доходам республиканского бюджета РБ относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы (за минусом отчислений в местные бюджеты), налог на прибыль, таможенные пошлины и сборы, чрезвычайный налог для финансирования ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Кроме того, к ним относятся средства, получаемые от других государств в соответствии с заключенными соглашениями, неналоговые платежи и др. В таблице № 1 приведена структура доходов Государственного бюджета.
Таблица № 1 "Структура доходов Госбюджета, %"1
Статья доходов
199219941996199820012002Доходы %
В том числе
НДС
Налог на прибыль и доходы
Акцизы
Государственные налоги
С населения
Налог на топливо
Налог на недвижимость
Чрезв.-й налог
Платежи за пользование
Прир.-ми рес.-ми
Плата за землю
Госпошлина, сборы и разные неналоговые доходы, доходы цел. бюдж. фондов
Доходы от ВЭД100,0
37,1
25,8
8,9
7,4
2,4
0,6
---
0,1
0,5
13,5
1,6100,0
27,4
30,7
10,6
7,3
2,2
1,3
4,9
0,1
0,3
3,9
9,2100,0
28,2
14,6
12,5
10,4
0,5
1,9
7,5
0,9
1,8
9,7
6,7100,0
25,8
12,3
11,1
10,1
.....
3,8
.....
.....
.....
......
6,3100,0
32,1
18.7
13,2
н-д
.....
.....
3,9
.....
.....
21,7
7,6100,0
30,1
14,2
10,1
н-д
.....
.....
5,4
.....
.....
20,5
10,3
Анализируя структуру доходов
государственного бюджета,
Несмотря на
сокращение государственных
Среди изменений
ставок налогов в 2002 году следует
отметить снижение ставки
* Согласно ст.7 закона о государственном бюджете РБ на 2002 г., предусмотрены следующие нормативы отчислений в бюджеты областей и г. Минска от общих налоговых сборов:
Очевидно, что бюджет-2002 поставил определенные регионы в более выгодное положение, чем другие. На следующий год сохранены нормы отчислений из республиканского бюджета в областные и столичный городской. По акцизам все области получают 40% от собранных средств. По НДС Брестская - 66%, Витебская - 47%, Гомельская - 42%, Гродненская - 58%, Минская - 56%, г. Минск - 25%. А вот Могилевская в прошлом году получала только 51% собранного в области НДС от отечественных производителей, а в 2002 г. цифра увеличена до 91%. По налогам на доходы и прибыль юридических лиц Гомельская область получит 51,3% (в 2001 г. - 33%), Могилевская - 100% (вместо 41%) и Минск - 33,3% (вместо 25% в этом году). При этом Могилевская область имеет одни из самых плохих показателей по количеству убыточных предприятий, по рентабельности, по объему складских запасов и долгов перед бюджетом по налогам, перед поставщиками по энергоресурсам и перед рабочими - по зарплате.
Известно, что
одной из важных проблем для
государственных предприятий
И в целом: тенденция проекта бюджета на 2003 год - режим строжайшей экономии. Предполагается, что расходы на образование и науку вырастут в 1,5 раза, на культуру и СМИ - в 1,4 раза. Напротив, на 50% сокращаются расходы на содержание всех санаториев и здравниц, отменяется большинство льгот на транспорте, сокращаются льготы по бесплатному получению лекарств и зубопротезированию, будут упорядочены льготы по отпуску населению сжиженного газа и твердого топлива, и др. Ставки основных налогов останутся на прежнем уровне.
Реальное
же снижение налогового
Для разрешения коллизии двух главных
целей, одна из которых - обеспечение
достаточных поступлений в
* Введение общепринятых норм и принципов налогообложения;
* Совершенствование структуры и сокращение количества применяемых налогов за счет отмены малоэффективных сборов и отчислений во внебюджетные фонды;
* Существенная модернизация
* Пересмотр и сокращение
* Поиск и выбор оптимального соотношения республиканских и местных налогов и сборов, а также эффективного взаимодействия республиканского и местных бюджетов.
Таким образом,
анализ доходной части бюджета
указывает как на имеющиеся
некоторые положительные
3. Дефицит государственного бюджета
3.1. Бюджетный дефицит, его виды
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую
ежегодные расходы бюджета
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов:
Циклический дефицит
(излишек) государственного
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.