Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его формирования и использования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа

Краткое описание

Определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, ее главное звено - государственный бюджет.

Оглавление

Введение ----------------------------------------------------------3
1. Понятие бюджета и его роль в финансовой системе государства. Бюджетная политика Республики Беларусь
1.1. Понятие Государственного бюджета и бюджетное устройство Республики Беларусь----------------------------5
1.2. Бюджетная политика Республики Беларусь---------------------7
2. Доходы и расходы госбюджета РБ
2.1. Понятие доходов, расходов, их виды-----------------------------10
2.2.Формирование доходной части государственного бюджета Республики Беларусь и налоговая политика Республики Беларусь -16
3. Дефицит государственного бюджета -------------------
3.1. Основные виды бюджетных дефицитов--------------------------22
3.2. Способы финансирования дефицита государственного
бюджета ----------------------------------------------------------------------23
3.3. Проблемы финансирования дефицита государственного бюджета в Республике Беларусь --------------------26
Заключение -------------------------------------------------------29
Список литературы --------------------------------------------31

Файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

* уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

* уровень выполнения бюджетных  обязательств;

* величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

* объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного  бюджета;

* величину валютных резервов, используемых  для финансирования бюджетного  дефицита;

* динамику валового внутреннего  продукта;

* уровень безработицы;

* степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.

        Анализ бюджетной  политики, являющейся одним из  основных направлений экономической  политики, требует рассмотрения  деятельности государства по  определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, чему и посвящена следующая глава.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Расходы и доходы госбюджета

          2.1. Понятие  доходов, расходов, их виды

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм- доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемой в руках государства. Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

          Расходы  государственного бюджета - это  экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Для выяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам: по роли в воспроизводстве, общественному значению, отраслям производства и видам деятельности, целевому назначению.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета подразделяются на две части: одна связана с развитием материального производства, совершенствованием его отраслевой структуры, другая используется на содержание и дальнейшее  развитие  непроизводственной  сферы.  С  помощью бюджетных расходов государство может регулировать распределение денежных средств между материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с потребностями общества в области экономического и социального развития; воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики и видов производства, влиять на ускорение научно-технического прогресса.

         Экономическая группировка бюджетных  расходов по их общественному  назначению отражает выполняемые  государством функции - экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным назначением, все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы: народное хозяйство,  социально-культурные мероприятия, оборона и управление.

        Наиболее крупными до недавних пор были расходы бюджета на финансирование народного хозяйства. В их состав включались расходы на отрасли материального производства, жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения. Основная масса бюджетных ресурсов направлялась на финансирование капитальных вложений в государственном секторе экономики и выдачу предприятиям разного вида дотаций (на возмещение разницы в ценах, оказание финансовой помощи малорентабельным и убыточным хозяйствам и т.д.).

Значительные  бюджетные средства ежегодно направляются на финансирование социально-культурных мероприятий. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять минимальные потребности населения в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту граждан, повышать уровень их социального обеспечения. Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют не только социальное, но и экономическое значение. Являясь финансовой базой осуществления социальных  прав - на образование, медицинское обслуживание, социальную защиту и т.д., эти расходы одновременно влияют на общественное производство, способствуя улучшению качественного  состава трудовых ресурсов,  созданию условий для повышения производительности труда на основе использования научных достижений, ускорению научно-технического прогресса.

         Часть средств бюджета государство  направляет на оборону. Военные  расходы довольно дорого обходятся  налогоплательщику: в советские  времена на них использовалось  от 25 до 30% валового национального продукта. Основное место в затратах на оборону занимает закупка вооружений и военной техники; затем идут затраты по текущему содержанию армии и флота, финансированию научно-технических разработок в области вооружения; остальное приходится на долю военного строительства, пенсий военнослужащим и прочие расходы. Объем расходов на оборону зависит прежде всего от степени реальной угрозы военного нападения: при благоприятной международной обстановке они сокращаются.

Расходы бюджета  на управление обусловлены выполнением государством хозяйственно-организаторской функции и связаны с наличием специфической - управленческой - сферы деятельности. Бюджетные расходы на управление являются частью общего фонда управления, формируемого также и в децентрализованном порядке путем включения расходов на управление в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций.

Разбалансированность  отечественной экономики выдвигает  на первый план двуединую задачу - сокращения бюджетных расходов и одновременного повышения  эффективности  использования  бюджетных  средств. Главная трудность в решении этой задачи заключается в том, что на пути подчас неоправданного роста бюджетных расходов еще не создано непреодолимых преград,  а оценка бюджетных расходов  с  позиций их народнохозяйственной и социальной эффективности затруднена в связи с отсутствием необходимой нормативной базы.

 Существующая  практика формирования бюджета  свидетельствует о том, что  доступ к государственным финансовым  ресурсам все еще сравнительно свободен,  что создает возможности  для  неэффективного  использования  бюджетных ассигнований. Необходима коренная перестройка бюджетных отношений, прежде всего в материальном производстве, где бюджетное финансирование следует практически полностью заменить системой субсидирования,  при которой обязательными условиями предоставления средств выступали бы конкурсная борьба претендентов за сами субсидии и отбор более эффективных вариантов инвестирования бюджетных средств на основе сопоставления проектно-сметной документации и финансовых расчетов.

Замена бюджетного финансирования субсидиями*, субвенциями*, а также бюджетными займами* позволит реально перейти к использованию  в практике бюджетной работы таких  показателей, как финансоемкость и  финансоотдача, от которых безусловно зависят последующие доходы бюджета. 

       Все расходные статьи бюджета  делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно  в законе о бюджете. Защищенные  статьи не подлежат сокращению  при недостатке доходных источников. Все расходные статьи бюджета делятся на защищенные и незащищенные. Перечень защищенных дается ежегодно в законе о бюджете. Защищенные статьи не подлежат сокращению при недостатке доходных источников.

___________________________________________________________________________

(*субвенция - денежные средства, выделяемые из  вышестоящего бюджета нижестоящему  бюджету на конкретные цели;  *субсидия - денежные средства, предоставляемые  вышестоящим бюджетом нижестоящему  бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам в виде помощи или пособия, *бюджетный заем - денежные средства, выданные временно из республиканского или местных бюджетов для использования по целевому назначению с получением с заемщика процентов на сумму займа;)

 

      Защищенными расходами госбюджета  нашей страны в 2002 году (согласно  Закона РБ №72-3 от 29.12.2001 "О бюджете  РБ на 2002 год") являются заработная  плата и начисления на нее, трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищные субсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населению в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь), продукты питания, медикаменты и перевязочные средства,  проценты по государственному долгу, погашение государственного долга. Сокращение может производиться только по незащищенным статьям. Статьи, находящиеся под защитой также не подлежат секвестру - пропорциональному сокращению расходов по всем статьям бюджета и блокированию - временной приостановке финансирования по отдельным статьям расходов бюджета.

         В составе республиканского и  местных бюджетов также создаются  резервные и целевые бюджетные  фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий возможных стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны  с его доходами. С одной стороны, объем расходов бюджета лимитируется жесткими  рамками  поступающих  бюджетных  доходов,  причем последние в свою очередь определяются экономическими возможностями государства. С другой стороны, расходы при надлежащем использовании бюджетных средств могут оказывать обратное влияние на доходы, содействуя росту производства, развитию науки, совершенствованию кадрового потенциала и т.д.

          Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями  и гражданами в процессе формирования  бюджетного фонда страны. Формой  проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой - выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

Состав бюджетных доходов, формы  мобилизации денежных средств в  бюджет зависят от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. В нашей стране, где собственником преобладающей массы средств производства до недавнего времени выступало государство, доходы бюджета базировались в основном на денежных накоплениях государственных предприятий. Система взимания платежей в период 1930-1990 годов отличалась тем, что была жестко централизованной, строилась на использовании индивидуальных ставок. Эти черты отражали административно-командный подход к мобилизации финансовых ресурсов в распоряжение государства, свидетельствовали о стремлении центра сосредоточить в своих руках максимально возможную величину денежных средств. Переход на рыночные основы хозяйствования потребовал использования новых методов руководства общественным производством,  а неэффективность применявшихся ранее форм мобилизации части чистого дохода предприятий в бюджет обусловило коренное изменение системы доходных поступлений - она стала строиться на базе налоговых платежей ; взаимоотношения предприятий с бюджетом были переведены на правовую основу, регулируемую законом.

Налог может рассматриваться в  качестве экономической категории  с присущими ей двумя функциями - фискальной и экономической. С помощью  первой формируется бюджетный фонд; реализуя  вторую,  государство  влияет  на  воспроизводство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Конкретными формами проявления категории  налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог - это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленные сроки. Совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Главным среди налогов, взимаемых  с юридических лиц, является налог  на прибыль (доход) предприятий. Его  главенствующая роль вызвана тем, что  в условиях рыночного хозяйства  роль прибыли существенно возрастает; она становится важнейшим объектом воздействия государства, так как является целью всех производителей товаров и услуг на рынке. Налог на прибыль должен использоваться не только в фискальных целях, но и для создания заинтересованности предприятий в повышении эффективности производства и улучшении его материально-технической оснащенности.

Банки и другие кредитные учреждения, осуществляющие свою деятельность на коммерческих началах,  уплачивают в бюджет  подоходный  налог.  Система  подоходного  обложения  распространяется также на страховые организации, получающие доходы от страховых видов деятельности.

Наличие разных форм собственности, их экономическое соперничество  вызывает  необходимость  взимания  налога  не только с получаемых доходов, но и со стоимости имущества, которое прямым или косвенным образом способствует росту дохода предприятия. Поэтому налог на имущество (в частности, на недвижимое и др.) - неотъемлемая часть налоговой системы страны при рыночных отношениях. При его взимании реализуются обе функции налога - и фискальная, и экономическая. Первая - благодаря тому, что налог на имущество обеспечивает стабильные поступления в доходы территориальных бюджетов, так как вносится в первоочередном порядке с отнесением расходов по его уплате на себестоимость продукции (работ, услуг) ; вторая - через заинтересованность предприятия в уплате меньших сумм, чем стимулируется стремление плательщика быстрее освобождаться от излишнего, неиспользуемого имущества.

Важное место в налоговой  системе страны занимают платежи  за природные ресурсы : земельный налог, плата за воду, лесной доход и др. Одни из них вносятся из прибыли, другие - за счет себестоимости. Значение названных платежей в том, что они играют не только фискальную, но и стимулирующую  роль,  ориентируя  субъектов  хозяйствования  на  более эффективное использование соответствующих видов ресурсов.

Информация о работе Государственный бюджет в финансовой системе государства, особенности его формирования и использования в Республике Беларусь