Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад

Краткое описание

Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие государственного бюджета 6

1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9

1.3. Принципы бюджетного планирования 13

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1. Понятие доходов, их виды 14

2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15

2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3

1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4

2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14

3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его

преодоления ........................................................................................................ 21

Заключение ............................................................................................................... 33

Список использованной литературы ..................................................................... 35

Файлы: 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Стимулирующая реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений и эффективности всей бюджетной финансовой системы и использования источников бюджетного дефицита и мобилизуемый через этот механизм финансирования ресурсов. Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятие ВВП посредством налогов, устанавливаемых государством.

На федеральном  уровне бюджетный дефицит может  сокращаться, а на уровне субъектов  Федерации - расти. Такая тенденция наблюдается в 2001-2002 гг. Вследствие, возрастают доли централизации налоговых доходов и появления доходов у бюджетных субъектов - федеральных и местных.

Дефицит не является однозначно негативным явлением. Его характер и роль должны оцениваться с учётом причин возникновения, направлений и целей использования мобилизуемых дополнительных ресурсов, источников и методов финансирования.

Финансирование  дефицита бюджетов субъектов Федерации  и местных бюджетов имеет ряд  особенностей:

1. Ограничение  (запрещение) их доступа к внешним  источникам.

2. Отсутствие  у них ресурсов от реализации  запасов валютных ценностей (драгоценных  металлов и камней), т.к. не было  возможности реализовать соответственные  фонды.

Источники финансирования дефицита бюджетов

Утверждаются  органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной  финансовый год по основным видам  привлечённых средств. Бюджетный кодекс РФ содержит статью, необоснованно  ограничивающую сувернитет России в  использовании её золотовалютных ресурсов в финансировании дефицита бюджета. Кредиты Банка России - не могут быть источником финансирования.

Источниками финансирования являются - ресурсы, которые  попадают в бюджетную систему  государства путём финансовых круговоротов.

Способы финансирования дефицита: дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений  и улучшения налогового администратирования; займы на внутренних и внешних  рынках; долговые обязательства (кредиты); кредитно-денежная эмиссия; привлечение средств их стабилизационных фондов.

Всё более  активно осваивается резервирование бюджетных доходов, хотя это и  не предусмотрено Бюджетным кодексом. Федеральным законом «О Федеральном  бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счёт профицита бюджета в сумме 109,8 млрд. рублей.

Профицит  бюджета также нарушает нормальные финансовые процессы - денежные средства должны работать, а не лежать мёртвым грузом на бюджетных счетах.

При профицитном  бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

1. уменьшить  привлечение доходов от продажи  государственной или муниципальной  собственности.

2. предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополнительное погашение  долговых обязательств.

3. увеличить  расходы бюджета за счёт передачи  части бюджетам других уровней.

Принятие  данных мер по недопущению первичного профицитного бюджета не исключает  возможности превышения доходов  над расходами в результате исполнения бюджета.

Заключение

Работая над данной темой я поставила  пред собой несколько задач:

· Рассмотреть  историческое возникновение бюджета;

· Определить роль бюджета в экономике страны;

· Выявить  функции бюджета и связанные  и связанные с ними финансовые процессы;

· Провести сравнительный анализ бюджетов последних  лет.

В России порядок становления «госросписи», или «сметы доходов и расходов» ведет начало с 1863 г. До этого времени бюджетного права в стране не существовало, так как бюджетная практика отрицала все его принципы. Реформы 60-х годов 19в. способствовали развитию бюджетного законодательства.

По своему материальному содержанию бюджет - это фонд централизованных финансовых ресурсов, по экономической роли - регулятор  производства и потребления в  обществе, по социальной природе - система  денежных и иных общественных отношений  между государством, физическим и юридическим лицами. Он также имеет политическое и управленческое содержание, выполняя ряд функций в общественном «организме».

Бюджет  выступает в качестве экономической  категории, представляет собой денежные отношения, возникающих в результате распределения и перераспределения ВВП в целях образования и использования централизованного денежного фонда. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно распределения своей деятельности, так важного элемента проведения экономиче6ской и социальной политики.

Любой бюджет выполняет следующие основные функции:

· Перераспределения  внутреннего валового продукта (ВВП);

· Государственного регулирования экономики страны и стимулирования экономической деятельности;

Ш Осуществления  социальной политики государства и  финансового обеспечения бюджетной  сферы в целом;

Ш Контроля за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств;

При профицитном  бюджете необходимо его сокращение в следующей последовательности:

1. Уменьшить  привлечение доходов от продажи  государственной и муниципальной  собственности.

2. Предусмотреть  направление бюджетных средств  на дополнительное погашение  долговых обязательств.

3. Увеличить  расходы бюджета за счет передачи части бюджетам других уровней.

С помощью  бюджета государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках социально-экономического развития страны. Кроме того, отражая  экономические процессы структурных  звеньев экономики, бюджет дает четкую картину поступления в распоряжение государства финансовых ресурсов от различных субъектов хозяйствования и показывает степень соответствия централизованных ресурсов государства его потребностям.

Список  литературы

1. Л.И.Абалкин,  «Экономическая энциклопедия», М: «Экономика», 1999

2. А.С  Булатова., учебник по курсу «Экономическая  теория», М: «Бек», 2000

3. Ю.  Воронин, «Приоритеты бюджетной  политики», экономист, 2002

4. А.И.  Гаврилов, «Региональная экономика  и управление», М: «Юнити», 2003

5. А.М.Никитин,  «Бюджетное право», М: «Закон и  право», 2004

6. В.В.  Сидоренко, «Эффективность контрольной  функции органов федерального  казначейства». Финансы: 2001

7. А.Г.  Силуанов, «Федеральный бюджет и  экономическая политика». Финансы: 2005

8. О.В. Соколова, «Финансы, деньги, бюджет, кредит», М: 2002

9. А.  Швецов, «Системные преобразования  местных бюджетов». Вопросы экономики:2000

Список  использованных источников

Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями  и дополнениями, принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции Решения Республиканского референдума от 17.11.2004г.)

Закон Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в  Республике Беларусь» (с изм. и доп.)

Указ  Президента Республики Беларусь № 282 от 3 июня 2002 г. «О некоторых вопросах совершенствования системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь».

Положение о Министерстве финансов Республики Беларусь», утвержденного Постановлением Совета Министров РБ от 31.10.2001 №1585 в редакции от 28.02.2007 №252

Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - М.: ДИС, 2006

Антоненко Ю.А. Банковская система: Надежность в  крепкой и открытой структуре // Банковский вестник. - 2008. - №8, - С. 6-11

Антонова  Н.Б. Государственное регулирование  экономики: Учебное пособие. В 2-х  частях. - Мн.: Академия управления при  президенте Республики Беларусь, 1999

Атаманчук Г.В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. - М.: ПРИОР, 2000

Актуальные  проблемы государственного строительства  и управления: Сб. науч. трудов / Под  ред. Н.И.Глазуновой. - Мн., 2007

Бирюкова  О. Н. Дневник успеваемости белорусской  экономики // Белорусский рынок. 2008. №2. С. 12-13

Бондарь Н.Н. Отношения личного потребления  в трансформационной экономике  РБ. // Весник БДЭУ. - 2008. - №8. - с. 23-25

Бурносенко  И.В. Нестандартная социальная ориентация. // Белорусский рынок. 2008. - № 41. С. 11-17

Василевич Г.А. Органы государственной власти РБ. Конституционно-правовой статус. - Мн.: Амалфея, 2006

Глазунова Н.И. Система государственного управления. Учебник. - М.: Инфра-М, 2006

Гуторова  А.Л. Система государственного управления: В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика. - М.: ДИС, 2007

Заико Л.Ф. Макроэкономические парадоксы  Беларуси. // Бел. экономика: анализ, прогноз, регулирование. 2008. №7. С. 17-22

Корбут  Н.И. Финансовая система жива, специалисты  реально оценивают проблемы и  имеют программы последовательных действий. // Финансы. Учет. Аудит. 2008. - № 9. С. 4-9.

Никитенко П.Г., Комков В.Н. Долгосрочное прогнозирование  экономического развития в условиях переходной экономики. // Белорус. экон. журнал. - 2008. - № 3. - С. 13-21

Образкова Т.В. Особенности прогнозирования  бюджетно-налоговой сферы. // Белорусский экономический журнал. 2008. - № 9. С. 26-29.

Осмоловский В.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1-2. - Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2006

Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран. - Мн.: Амалфея, 2001

Тенденции в денежно-кредитной сфере РБ. // Банковский вестник. - 2008, - №7, С.27-32

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь