Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад

Краткое описание

Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие государственного бюджета 6

1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9

1.3. Принципы бюджетного планирования 13

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1. Понятие доходов, их виды 14

2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15

2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3

1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4

2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14

3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его

преодоления ........................................................................................................ 21

Заключение ............................................................................................................... 33

Список использованной литературы ..................................................................... 35

Файлы: 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Важно, чтобы названные атрибуты не только присутствовали в денежно-кредитной  политике, но и обеспечивали реальный эффект.

В декабре 2005 г. создана Комиссия по оценке финансовой устойчивости банковской системы Республики Беларусь. Комиссия состоит из 9 человек, включая председателя Комиссии.

Комиссия  осуществляет рассмотрение ключевых тенденций  в экономике и денежно-кредитной  сфере и их значимости для обеспечения  финансовой устойчивости банков, а  также разрабатывает меры по недопущению дестабилизации банковской системы и поддержанию ее устойчивого функционирования.

Кроме того, Комиссия осуществляет координацию  действий структурных подразделений  центрального аппарата Национального  банка Республики Беларусь по накоплению и обработке информации, характеризующей состояние и перспективы развития банковской системы.

Глобализация  экономики порождает тенденцию  интернационализации денежной политики, валютной консолидации. Международной  валютой уже стал евро. Не исключено, что в XXI веке получат хождение в основном три валюты: для Европы -- евро, Америки -- доллар, Азии -- иена. Для многих стран своя валюта стала дорогим удовольствием, вызывая инфляцию, девальвацию, финансовые кризисы. Присоединение к международной валюте снимает с государства ряд сложных проблем, но, с другой стороны, лишает государство экономической самостоятельности. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь определяется внешними факторами, зависит от международных финансовых организаций, перспектив рефинансирования и реструктуризации внешнего долга. Однако здесь еще достаточно широкое поле для проведения собственной денежно-кредитной политики в интересах развития национальной экономики.

3. Основные направления  совершенствования  финансовой политики  Республики Беларусь

Для обеспечения  устойчивого роста экономики  предусматривается дальнейшее усовершенствование бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, развитие рыночной инфраструктуры, малого и среднего предпринимательства.

Так, в  соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

В области  налоговой политики в 2006 - 2010 годах будет продолжена налоговая реформа, которая обеспечит закрепление сложившихся положительных тенденций в области налогообложения и повышение эффективности налоговой системы в целом, ориентацию ее на экономическое развитие и дальнейшее наращивание конкурентоспособности национальной экономики.

Одним из важнейших направлений налоговой  реформы станет упрощение налоговой  системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

В целях  совершенствования налоговой системы  будут реализованы следующие  мероприятия:

- улучшение  налоговой структуры за счет  повышения доли и значения  прямого налогообложения, применения  общепринятых моделей построения основных налогов и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширения налоговой базы каждого из установленных налогов и сборов;

- снижение  нагрузки на фонд заработной  платы; 

- оптимизация  ставок и совершенствования механизма уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и отчислений в государственный фонд содействия занятости;

- повышение  стимулирующей роли таможенной  политики;

- выравнивание  условий налогообложения для  всех категорий плательщиков путем оптимизации налоговых ставок;

- совершенствование  системы налогового администрирования,  которое должно обеспечивать  снижение уровня издержек исполнения  налогового законодательства как  для государства, так и для  плательщиков;

- оптимизация  соотношения республиканских и  местных налогов и сборов с  ориентацией на повышение роли  и расширение самостоятельности  местных бюджетов за счет увеличения  удельного веса имущественных  налогов и экологических платежей.

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006 - 2010 годах будет направлена на:

- создание  условий для полного и устойчивого  выполнения финансовых обязательств  государства и концентрацию ресурсов  бюджета на решении ключевых  задач при одновременном сокращении неэффективных расходов;

- обеспечение  эффективной работы системы управления  государственными финансами на  всех стадиях бюджетного процесса, включая формирование новых систем  финансовой поддержки регионов;

- принятие  мер по совершенствованию процедур государственных закупок, устранению нарушений в данной сфере.

Стратегические  цели денежно-кредитной политики в 2006 - 2010 годах - обеспечение эффективного функционирования денежно-кредитной системы, ее содействие достижению устойчивого экономического роста, повышению реальных денежных доходов населения, росту инвестиций и сбережений.

Денежно-кредитная  политика будет направлена на снижение уровня инфляции с помощью монетарных инструментов наряду с мерами общей  экономической политики. Предусматривается также обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам.

Основные  задачи развития банковской системы  страны:

- повышение  устойчивости банков, увеличение  их капитала и ресурсной базы;

- оптимизация  структуры активов и пассивов  банков для увеличения объемов  долгосрочного кредитования реального  сектора экономики и населения;

- расширение  состава и улучшение качества  банковских услуг, развитие информационных  и новых банковских технологий.

Темпы наращивания денежного предложения  в национальной валюте будут выдерживаться  в соответствии со спросом экономики  на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.

Продолжится процесс взаимовыгодного сближения  денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран  СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.

Важнейшими  направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения  эффективности функционирования и  конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.

Основные  задачи в области ценообразования:

- сокращение  ценовых диспропорций;

- совершенствование  механизмов ценового регулирования,  направленных на создание барьеров  для неоправданного роста издержек  и установления завышенных цен,  в том числе и для субъектов  естественных монополий;

- регулирование внутреннего уровня цен с учетом цен в сопредельных странах для защиты экономических интересов Республики Беларусь.

Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:

- предупреждения, ограничения и пресечения монополистической  деятельности хозяйствующих субъектов  и государственных органов управления;

- пресечения  недобросовестной конкуренции;

- обеспечения  правовой защищенности добросовестной  конкуренции;

- содействия  развитию конкуренции на товарных  рынках страны;

- контроля  за экономической концентрацией;

- совершенствования  регулирования деятельности естественных  монополий;

- приведения  антимонопольного регулирования  с учетом открытости национальной  экономики в соответствие с международными нормами.

Важнейшей задачей в институциональной  области будет развитие системы  институтов, необходимых для мобилизации  финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности  и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.

Для этого  предусматриваются:

- активизация  рынка корпоративных бумаг;

- расширение  спектра инструментов фондового  рынка;

- совершенствовование  финансовых услуг, оказываемых  небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);

- развитие  специализированных небанковских  кредитно-финансовых институтов, способствующих  накоплению и перераспределению  капиталов (институт кредитной  кооперации);

- активизация  развития системы финансовых  рынков и институтов, включая  банковский сектор и сеть небанковских  финансовых организаций (портфельные  фонды, фонды венчурного (рискового)  капитала, лизинговые и факторинговые  компании, страховые компании);

- формирование эффективной системы финансового посредничества в экономике, что потребует развития доверия к институтам финансового посредничества.

Для дальнейшего  развития страховой деятельности необходимо:

- развивать  добровольные виды страхования,  включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;

- совершенствовать  порядок формирования страховых  резервов;

- ввести  обязательные виды страхования  в сферах, связанных с наибольшими  рисками, в том числе обязательное  страхование жилых помещений  при ипотечном жилищном кредитном страховании;

- повысить  капиталоемкость страховых организаций;

- сформировать  национальную систему экспортных  кредитов.

Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.

Для этого  предусматриваются:

- комплексное  совершенствование нормативной  правовой базы, регулирующей деятельность  субъектов малого предпринимательства;

- обеспечение  координации деятельности государственных  органов и общественных организаций по оказанию поддержки малому и среднему предпринимательству;

- создание  благоприятных условий для доступа  субъектов малого предпринимательства  к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее развитие  механизмов микрофинансирования, упрощение процедуры получения микрокредитов, внедрение механизмов гарантирования возврата микрокредитов, а также к материально-техническим и информационным ресурсам, научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

- дальнейшее  расширение и совершенствование системы подготовки и переподготовки кадров для предпринимательства;

- активизация  производственной, инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической деятельности  и наращивание экспортного потенциала  субъектов малого предпринимательства  на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь