Государственные закупки для муниципальных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, реферат

Краткое описание

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Файлы: 1 файл

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок.docx

— 59.45 Кб (Скачать)

Информация идет к поставщику и другими путями. Он имеет возможность  подписаться на тематическую рассылку извещений об объявляемых на официальном  сайте конкурсах интересующей его  категории и тем самым регулярно  получать всю нужную ему информацию по электронной почте. Кроме того, официальный сайт ведет базу данных поставщиков, где отражены их возможности  и интересы.

Итак, пусть сработал один из перечисленных каналов, и потенциальный  участник получил извещение о  конкурсе и конкурсную документацию. Дальнейшее взаимодействие между поставщиком  и заказчиком также строится на базе интернета.

Запросы на разъяснение конкурсной документации участники конкурса направляют по электронной почте или же посредством  заполнения запросной формы на сайте  госзакупок. Запросы не адресуются непосредственно заказчику, а всегда проходят через сервер. Сервер отправит по электронной почте участнику конкурса квитанцию о приеме его запроса, а сам запрос перешлет в конкурсную комиссию. Далее сервер проследит, чтобы конкурсная комиссия уложилась в отведенный срок ответа на поступивший запрос.

В электронном конкурсе конкурсные заявки, как и остальные документы, составляются в электронной форме  и передаются по каналам интернета. Официальный сайт госзакупок непосредственно вслед за публикацией конкурсной документации открывает процесс приема заявок на участие в объявленном конкурсе.

Заинтересовавшийся конкурсом  поставщик знакомится с размещенной  в интернете конкурсной документацией, заполняет шаблон конкурсной заявки и передает сформированную заявку на сервер госзакупок. Сервер проверяет, не истек ли указанный в конкурсной документации срок подачи заявок, и высылает поставщику либо сообщение, объясняющее причину отклонения заявки, либо квитанцию, подтверждающую принятие заявки для участия в конкурсе. В последнем случае сервер, кроме того, высылает организатору конкурса уведомление о поступлении очередной заявки.

Чтобы придать электронной  конкурсной заявке юридическую силу, поставщик должен ее подписать. Для  этого служит электронная цифровая подпись (ЭЦП). К сожалению, аппарат  ЭЦП пока не получил в нашей  стране должного развития и поддержки. О роли ЭЦП в системе электронных  государственных закупок и о  перспективах построения в России инфраструктуры, обслуживающей аппарат ЭЦП, мы поговорим  в последующих разделах.

С помощью независимого сервера  неплохо реализуется процедура "вскрытия конвертов". Напомним, что согласно действующему законодательству поступившие  на конкурс конверты с конкурсными  заявками запрещено вскрывать до объявленного в конкурсной документации момента публичного вскрытия заявок. В электронном конкурсе конвертов  нет, но требование соблюдения конфиденциальности, разумеется, остается в силе: никто  не вправе узнать содержимое электронных  заявок до момента вскрытия.

Если заявки по электронной  почте или по другому каналу интернета  передаются непосредственно госзаказчику, то возможность обеспечения временной недоступности содержащейся в заявке информации вызывает у участников конкурса вполне понятные сомнения. Заметно убедительнее предложить поставщикам шифровать свои заявки открытым ключом госзаказчика, но направлять их не сразу госзаказчику, а сначала на официальный сервер госзакупок. Сервер помещает приходящие заявки в недоступное извне защищенное хранилище и держит их там до момента вскрытия заявок, указанного в конкурсной документации. Вскрытие заявок реализуется как предоставление конкурсной комиссии доступа к зашифрованным заявкам. Конфиденциальность обеспечена: персонал сервера не может узнать содержимое заявок, так как не владеет закрытым ключом госзаказчика и, следовательно, не способен их расшифровать, а госзаказчик не может прочитать заявки раньше времени, так как не имеет доступа к защищенному хранилищу сервера.

 

По завершении вскрытия заявок сервер госзакупок "оглашает" (т. е. публикует в интернете и рассылает по электронным адресам участников конкурса) всю ту информацию о составе участников конкурса, предоставление которой предусмотрено действующим законодательством.

Заявки вскрыты, и конкурсная комиссия приступает к работе. Заметным подспорьем для нее станут сводные  таблицы параметров поступивших  заявок, автоматическое формирование которых стало возможным благодаря  применению техники шаблонов.

Так или иначе, в результате работы конкурсной комиссии определяется победитель конкурса. В соответствии с действующим законодательством  информация о победителе должна быть опубликована. Конкурсная комиссия размещает  на официальном сайте итоговый протокол конкурса, а сайт, в свою очередь, рассылает сообщение о появлении  итогового протокола подписчикам  новостей конкурса по электронной почте.

Определив победителя конкурса, госзаказчик заключает с ним контракт и затем контролирует выполнение заключенного контракта.

 

АУКЦИОН

Закон 94-ФЗ ввел новый для  российских госзакупок способ размещения заказа — аукцион, а также задал определенные рамки для проведения аукциона в электронной форме. Остановимся на некоторых процедурных особенностях электронного аукциона.

Конкретные электронные  аукционные процедуры прописаны  в законе недостаточно подробно, что  дает простор для различных их реализаций. Таких реализаций, вообще говоря, может появиться несколько  тысяч, поскольку каждому госзаказчику предоставлено право выбора конкретной реализации (статья 41, часть 5). Государственному заказчику тут можно только посочувствовать, так как согласно закону он обязан обеспечить надежность выбранной реализации. Как найти добротную реализацию, как обеспечить искомую надежность, — закон не поясняет, да и вряд ли тут можно дать какие-либо разумные рекомендации. Здравый смысл подсказывает, что выбором программной реализации аукционных процедур должен был заниматься общероссийский официальный сайт, а вовсе не госзаказчик. Но с законом не поспоришь...

Единственный положительный  момент в данном положении закона заключен в том, что в результате, возможно, мы станем свидетелями конкуренции  между несколькими реализациями электронного аукциона. А эта конкуренция  должна рано или поздно привести к  удобному для всех и надежному  набору электронных аукционных процедур.

Нельзя не упомянуть очевидный  просчет законодателя, не предусмотревшего для электронной версии ограничений  на шаг аукциона. Тем самым заторговавшийся  участник электронного аукциона получил  возможность в полном соответствии с положениями 94-ФЗ ловко уйти от подписания контракта. Для этого  ему достаточно написать небольшую  программу, которая будет каждые полчаса сбрасывать с цены контракта  по одной копейке, — в результате аукцион затянется на сотни лет.

Запрос  котировок

Еще один способ размещения государственного заказ, предусмотренный  законом 94-ФЗ, — запрос котировок. В части 1 статьи 42 этого закона записано "Под запросом котировок понимается способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для государственных или муниципальных нужд сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта". Запрос котировок — единственный способ размещения заказа, где законодатель решился полностью довериться интернету, отказавшись от использования бумажных средств оповещения.

Процедуры запроса котировок  скоротечны, от момента размещения извещения до истечения срока  подачи котировочных заявок может пройти всего четыре рабочих дня, и поэтому  особую актуальность приобретает уже  не раз упоминавшийся здесь аппарат электронной подписки на рассылку новостей. О проведении запроса котировок можно узнать только по каналам интернета, и эти же каналы (в данном случае, аппарат электронной почты) имеет смысл задействовать для оперативной передачи сообщений от заказчика к участникам.

Если после дня окончания  срока подачи котировочных заявок подана только одна заявка, срок подачи заявок продлевается на четыре рабочих дня, при этом госзаказчик, обязан направить запрос котировок не менее чем трем участникам, которые могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг. Здесь известные сложности вызывает оформление отчетности. В отчетных документах должны быть предусмотрены средства убеждения контролирующей организации в том, что госзаказчик действительно разослал предписанный действующим законодательством минимум запросов. Поэтому производить рассылку запросов имеет смысл не непосредственно по электронным адресам отобранных поставщиков, а через официальный сайт госзакупок. Сайт протоколирует проведенные рассылки и тем самым накапливает объективные материалы для последующих проверок.

Для осуществления рассылки госзаказчик заполняет электронную форму, где указывает электронный адрес поставщика, наименование поставщика, источник, из которого был получен электронный адрес поставщика, и, разумеется, само письмо с запросом.

В качестве источника получения  электронного адреса поставщика, как  правило, указываются различные  торговые площадки типа price.ru(поставки компьютерного оборудования). Указание источника позволяет при проверке удостовериться в добросовестности госзаказчика. Помимо этого, на официальном сайте можно публиковать реестр наиболее часто указываемых источников, помогая тем самым проведению последующих запросов котировок.

Рассылаемые электронные  письма снабжаются электронной цифровой подписью сайта, приобретая необходимый  им официальный статус. В условиях, когда подавляющее большинство  российских госзакупщиков не имеет собственной электронной подписи, такая возможность представляется весьма полезной.

Кроме того, проведение рассылки запросов через сервер может послужить  действенным механизмом накопления информации о поставщиках. В самом  деле, если сервер в дополнение к  рассылке запроса от госзаказчика попросит поставщика сообщить ему ряд сведений о себе, заполнив прилагаемую к письму форму, то из таких сведений будет постепенно формироваться чрезвычайно полезная для госзаказчиков база данных о поставщиках. Затем сервер может предложить госзаказчику сообщить ему о проведенных закупках. Эти сведения также заносятся в базу данных, позволяя последующим госзаказчикам составить мнение о возможностях и надежности отдельных поставщиков.

 

4. Нормативно-правовое  регулирование

Становление электронной торговли для государственных нужд в России долгое время сдерживалось из-за отсутствия в федеральном законодательстве норм, регламентирующих применение электронного формата госзакупок. Действовавшее законодательство четко очерчивали "бумажные" процедуры госзакупок. Электронные же госзакупки лишь в отдельных звеньях поддерживались соответствующими нормативно-правовыми актами.

Положение решительно изменилось в 2006 году, когда вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Закон достаточно подробно регламентирует некоторые электронные госзакупочные процедуры, но в то же время, к сожалению, оставляет без внимания многие критически важные аспекты электронных отношений между государственным заказчиком и поставщиками.

Остановимся на электронных положениях 94-ФЗ более подробно, а также попытаемся определить, где действующее законодательство нуждается в дополнении и совершенствовании.

Статус  электронной публикации

Одним из существенных обстоятельств, тормозящих внедрение электронных  отношений в области государственных  закупок, является закрепленная в законе 94-ФЗ обязательность публикации извещения  о проводимом конкурсе в "бумажном" издании. Бумажная публикация выбивает мощный козырь электронных госзакупок — оперативность. Госзаказчику для публикации подготовленных конкурсных документов в интернете достаточно нескольких секунд, а для бумажной публикации требуется, как правило, несколько недель. Если бумажная публикация остается обязательной, то говорить об ускорении проведения конкурса не приходится: новые электронные отношения вынуждены в своих сроках постоянно оглядываться на сроки обязательных бумажных.

Необходимо законодательное решение, утверждающее статус интернет-публикации на официальном сайте госзакупок как главенствующей, а точнее — как первичной. Объявление интернет-публикации первичной означает прежде всего, что отсчет сроков конкурса будет вестись, начиная с момента интернет-публикации. Традиционные печатные ("бумажные") извещения о конкурсе останутся вполне допустимыми и даже желательными, однако от времени их публикации сроки конкурса зависеть не будут, и в каждом из бумажных извещений должна будет указываться ссылка (URL) на первичное извещение, опубликованное в интернете

Большинство развитых стран уже  давно законодательно закрепили  первичность интернет-публикации извещения. Так, в ЕС вся информация об объявленных тендерах публикуется в Приложении S к "Официальному журналу EC" (Official Journal of the European Communities). Бумажная версия этого приложения была упразднена 1 июля 1998 г., и официальным изданием является "Электронный ежедневник тендеров" (Tender Electronics Daily — TED).

В России же ситуация оставляет желать лучшего. Согласно закону 94-ФЗ, обязательными  являются обе публикации: и в официальном  издании на бумаге, и на официальном  сервере в интернете.

Однако чтобы добиться реального  ускорения конкурсных процедур, необходимо вовсе отказаться от обязательной, первичной публикации на бумаге, как  это сделано в развитых странах. Легко подсчитать, что задержка сроков проведения конкурса, обусловленная  обязательностью бумажной публикации, предписываемой российским законодательством, составляет около 20 дней. Поясним, из чего они складываются.

Возьмем для определенности наиболее известное в нашей стране издание  такого рода — бюллетень "Конкурсные торги". Это издание требует, чтобы  извещение о конкурсе поступило  в редакцию не позднее чем за три дня до выхода очередного номера. "Конкурсные торги" выходят один раз в неделю, поэтому средняя задержка из-за нестыковки сроков конкурса со сроками выхода "Конкурсных торгов" составляет три дня. Наконец, номера "Конкурсных торгов" чрезвычайно долго идут к подписчику: задержка составляет обычно 10–20 дней от момента выхода очередного номера. Итого мы имеем 3 + 3 + 14 = 20 дней задержки.

Информация о работе Государственные закупки для муниципальных нужд