Государственные закупки для муниципальных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, реферат

Краткое описание

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Файлы: 1 файл

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок.docx

— 59.45 Кб (Скачать)

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы  государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции  надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед  покупателем всякий раз открываются  широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Рынок государственных закупок  — это не совсем частнокапиталистический  рынок, где конкуренция продавцов  и личная заинтересованность покупателя оказываются мощнейшим экономическим  стимулом. Государственный чиновник, вообще говоря, не похож на типичного  субъекта рынка: ему часто проще  приобретать товары у одного, возможно, давно знакомого ему поставщика. У чиновника практически нет  стимулов для тщательного отбора выгодных для государства предложений. Более того, при отсутствии четкой регламентации процесса закупок  этот сектор государственной деятельности нередко становится питательной  средой для злоупотреблений и  коррупции.

Мировая практика выработала достаточно надежный аппарат решения задачи оптимизации государственных закупок  и борьбы с коррупцией — законодательно закрепленное проведение открытых торгов (конкурсов). Необходимо, чтобы государственный  чиновник был жестко ограничен в  выборе механизма приобретения товаров  и услуг. Так, в США правила  федеральных закупок представляют собой документ объемом несколько  тысяч страниц. Правила оговаривают, в частности, что любая закупка  объемом свыше 50 000 долларов производится исключительно на конкурсной основе.

В России в конце 90-х годов также  был принят ряд законов и руководящих  документов, регулирующих механизм государственных  закупок, в том числе

•  Указ Президента от 8 апреля 1997 г. № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и

•  Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 1999 г.№ 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд".

В них была закреплена обязательность организации конкурсов при размещении крупных заказов на закупку продукции  для государственных нужд за счет средств федерального бюджета и  бюджетов субъектов Российской Федерации  и подробно определены конкретные процедуры  конкурсов госзакупок.

Поскольку во время подготовки указанных  актов интернет в России не получил  еще достаточного распространения, нормативно-правовое обеспечение госзакупок оказалось жестко ориентированным на "бумажный" документооборот.

Этот очевидный недостаток был  в какой-то мере компенсирован выходом Постановления Правительства Российской Федерации № 98 от 12 февраля 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Постановлением № 98 в перечень сведений о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, обязательных для размещения в интернете, были включены, в частности, сведения об открытых конкурсах государственных закупок, проводимых федеральным органом исполнительной власти, его территориальными органами и подведомственными ему учреждениями.

 

Теперь подавляющее большинство  федеральных министерств и ведомств имеет свои интернет-представительства. Несомненная удача — сайт Правительства РФ government.ru. Не отстают от него и сайты многих министерств. Обычное содержание такого сайта — организационная структура министерства, анкетные данные ведущих чиновников, готовящиеся и недавно изданные нормативно-правовые акты, выступления и поездки первых лиц и т. д.

 

Электронная коммерция в России интенсивно набирает обороты. Приведем несколько характерных примеров действующих проектов.

Крупнейшие российские структуры  — Газпром (mbnk.ru), Росатом (etp.ru), РАО ЕЭС (b2b-energo.ru, tzs.elektra.ru) — имеют собственные электронные торговые площадки с многомиллиардными оборотами.

 

Электронная коммерция вполне оправдывает  себя и в менее масштабных проектах.

 

Постепенно поворачивается лицом  к интернету и розничная торговля. Например, сейчас функционирует несколько  десятков книжных интернет-магазинов. Их ассортимент ничуть не хуже (а в отдельных разделах и заметно богаче), чем у лидеров традиционной книжной торговли.

 

Темпы роста электронного сектора  российской экономики внушают уверенный  оптимизм: несколько последних лет  наблюдается прирост на 30–50% в  год.

 

Важнейшим событием в сфере нормативно-правового  регулирования отечественных электронных  госзакупок стало появление Федерального закона Российской Федерации № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г."О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Трудности формирования законодательного базиса электронных госзакупок носят, по-видимому, объективный характер. Так, Германии для приведения законодательства в соответствие с реалиями электронной торговли для государственных нужд потребовалось более пяти лет.

Государственные закупки — жизненно важный весомый компонент национальной экономики, их объем растет ежегодно. Реализация электронных торгов по закупке  продукции для государственных  нужд чрезвычайно актуальна для  сегодняшней России. Преимущества, которые несут с собой электронные  торги, достаточно очевидны.

Прежде всего, публикация в интернете  исчерпывающей информации о проводимых конкурсных торгах и их результатах  делает этот важнейший сектор деятельности государства открытым для каждого  гражданина страны. Это становится действенным средством в борьбе с коррупцией: теперь любая домохозяйка  может не выходя из дома контролировать, насколько справедливы госзакупочные цены.

Выход в интернет позволяет привлечь к конкурсам государственных  закупок самый широкий круг поставщиков. Компьютеризация повышает эффективность  и надежность всех этапов проведения конкурса. В частности, существенно  удешевляются, ускоряются и упрощаются процедуры получения конкурсной документации, подачи и приема конкурсной заявки, передачи уточняющих вопросов к конкурсной комиссии и рассылки ответов на них. Конкурсная комиссия получает в свое распоряжение удобные средства систематизации и сравнения полученных заявок, процедура конкурсного отбора становится более четкой и строгой.

Наконец, внедрение электронных  торгов для государственных нужд — необходимый шаг на пути становления  России в качестве полноправного  участника стремительно формирующейся  сейчас мировой системы электронной  коммерции.

 

Возможности интернета позволяют госзаказчику самостоятельно, без посторонней помощи опубликовать на специализированном официальном сайте извещение о конкурсе и конкурсную документацию. При самостоятельной публикации от момента завершения подготовки конкурсных документов до момента, когда эти документы становятся доступными всем потенциальным участникам конкурса, проходит всего несколько секунд.

 

Федеральный закон Российской Федерации№ 94-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" навел определенный порядок в сфере интернет-публикации конкурсной документации. Согласно закону, заказчик обязан опубликовать документацию на официальном сайте. В то же время сайты официальных изданий не попадают в сферу действия закона, и там публикация документации обязательной не является.

 

Сложившаяся в настоящее  время в России система госзакупок в известной мере отвечает требованиям рыночной экономики. Крупные закупки производятся, как правило, посредством объявления открытого конкурса поставщиков.

Сектор госзакупок фактически давно переместился в электронную сферу.

Важнейший девиз торгов для  государственных нужд — открытость. Этот девиз однозначно диктует нам, что в качестве основной связующей  среды для проведения электронных  закупок выбран интернет — среда, обеспечивающая всем и каждому доступ к размещаемой в ней информации.

Следующий вопрос — где  именно следует размещать материалы  госзакупок в интернете? На первый взгляд, тут возможны два решения: либо на сайте госзаказчика, либо централизованно, на едином для всех официальном сайте российских госзакупок. При более тщательном рассмотрении оказывается, что единый сайт заметно предпочтительнее.

Прежде всего, единый сайт способствует консолидации российского  экономического пространства. Сюда стекаются  сведения обо всех проходящих в стране конкурсах госзакупок. Здесь эти сведения систематизируются, что позволяет посетившему сайт поставщику использовать разнообразные механизмы поиска: классификаторы, ключевые слова, контекстный поиск и т. д. Придя на сайт, можно попросить, например: "Показать все открытые в настоящий момент конкурсы на поставку товара Т в регион Р".

Поставщик, ищущий пути сбыта  своей продукции, на общероссийском сайте сразу увидит общую картину  государственных закупок данного  товара по стране в целом. Если же разнести информацию о конкурсах по отдельным сайтам госзаказчиков, то чтобы сформировать такую картину, поставщику придется долго искать и перелопачивать многочисленные web-страницы. Кроме того, госзакупочная информация на этих страницах будет, скорее всего, представлена в различных форматах и, вероятно, вытеснена на периферию сайта.

Кроме того, далеко не каждому  госзаказчику по силам создание и поддержка собственного сайта, не говоря уже о выводе сайта на тот уровень обслуживания конкурса, который способен обеспечить специализированный официальный сайт. Здесь требуются заметные материальные вложения, а также привлечение дефицитных специалистов, имеющих опыт размещения информации в интернете. Напротив, как будет видно из дальнейшего изложения, для проведения электронного конкурса на базе специализированного сайта госзакупок госзаказчику не нужно ничего кроме владения простейшими навыками работы на компьютере.

Наконец, при возникновении  коллизий между заказчиком и участником конкурса официальный сайт госзакупок может выступить в роли независимого и весьма информированного арбитра. Сайт должен вести общедоступный протокол изменений, вносимых в опубликованную конкурсную документацию. Автоматически формируемый протокол изменений, в частности, не позволит госзаказчику, подправившему документацию, по забывчивости или злонамеренно не проинформировать об этом участников размещения заказа.

В то же время публикация информации о конкурсе на собственном  сайте госзаказчика может быть оправдана, если она выполняется в дополнение, а не вместо обслуживания конкурса официальным сайтом.

 

Проведение конкурса начинается с составления извещения о  конкурсе и конкурсной документации.

Извещение о конкурсе имеет  относительно устоявшуюся структуру, что позволяет разработать для  него электронный шаблон. Электронный  шаблон размещается на сайте госзакупок и предъявляется госзаказчику всякий раз, когда он объявляет новый конкурс. Заполняя шаблон извещения, заказчик конкретизирует основные параметры объявляемого конкурса (их около тридцати). Шаблон не даст упустить из виду какой-либо из важных параметров. Кроме того, применение единого шаблона позволяет выдержать извещения о различных конкурсах в одном и том же стиле, что заметно облегчает восприятие этих данных поставщиками. Наконец, электронный шаблон способствует органичному включению сведений о конкурсе в базу данных конкурсов, а это создает предпосылки для автоматического обслуживания конкурса сайтом госзакупок.

Тексты остальных компонентов  конкурсной документации в настоящее  время варьируются достаточно широко, поэтому ставить вопрос о внедрении  электронных шаблонов, задающих состав или структуру конкурсных документов, по-видимому, преждевременно. Единственное ограничение, которое, возможно, потребуется  здесь ввести, — применение единого  фиксированного формата при подготовке всех конкурсных документов. В качестве такого формата имеет смысл принять  формат редактора MS Word — стандарт де-факто российского делопроизводства. Впрочем, возможны и другие решения. Так, в системе электронных госзакупок Германии в качестве единого стандарта утвержден формат pdf. В то же время официальный российский сайт zakupki.gov.ru не накладывает никаких ограничений на формат конкурсных документов.

Наряду с документами, регламентирующими процедуру конкурса, в комплект подготавливаемой документации входит форма конкурсной заявки, которую  в свою очередь имеет смысл  представить (целиком или частично) в виде электронного шаблона, предназначенного для заполнения поставщиком. Все  преимущества шаблона, перечисленные  выше применительно к извещению  о конкурсе, в равной мере относятся  и к шаблону заявки. Помимо этого, применение электронного шаблона заявки открывает возможность автоматической систематизации всего пакета полученных заявок, что впоследствии заметно  облегчит деятельность конкурсной комиссии по определению победителя.

Каким образом информация о новом конкурсе доходит до поставщика? Прежде всего, извещение о конкурсе и конкурсная документация передаются по каналам интернета от заказчика  на официальный сайт госзакупок, публикуются там и тем самым становятся доступными для всех пользователей всемирной сети. Вместе с тем, интернет-публикация не отменяет обращения к традиционным средствам массовой информации. Параллельные "бумажные" публикации вполне допустимы. Однако в электронном конкурсе интернет-публикация становится главенствующей, поэтому в каждой бумажной публикации должна теперь указываться ссылка (URL) на извещение в интернете.

Информация о работе Государственные закупки для муниципальных нужд