Государственные закупки для муниципальных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:52, реферат

Краткое описание

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок. От плановых, жестко регламентированных поставок продукции надо было переключаться на приобретение товаров в среде, где перед покупателем всякий раз открываются широкие возможности выбора из многочисленных предложений поставщиков.

Файлы: 1 файл

С переходом России к рыночным отношениям потребовался коренной пересмотр системы государственных закупок.docx

— 59.45 Кб (Скачать)

Напротив, в случае интернет-публикации извещения задержка составит несколько секунд, необходимых для передачи текста извещения на сервер, где размещен официальный сайт госзакупок. Таким образом, только в этом звене конкурса переход к электронной схеме сулит выигрыш в 20 (!) дней. Пренебрегать таким выигрышем, думается, просто недопустимо. Вновь подчеркнем, что сохраняя за бумажным извещением статус первичного, мы обязаны выдерживать все диктуемые бумагой задержки, и поэтому предусмотренная законом 94-ФЗ параллельная электронная публикация извещения ничего не ускоряет, т. е. во многом теряет смысл.

Есть и еще одно соображение, говорящее в пользу главенствующего  статуса интернет-публикации извещения. Как уже упоминалось (см. разд. 2.4), сегодня де-факто извещения о конкурсах давно уже перекочевали в интернет. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить соотношение "бумажных" и "электронных" читателей извещений: 3500 экз. — бумажный тираж "Конкурсных торгов", и свыше 100 000 — число электронных подписчиков сайта www.bob.ru, где воспроизводится вся публикуемая в бумажных "Конкурсных торгах" информация. Цифры ясно свидетельствуют: публикация в бумажном официальном издании — безусловный анахронизм.

Официальные сайты госзакупок

Первичная электронная публикация извещения не должна интерпретироваться как появление текста извещения  на произвольном сайте интернета  в произвольном формате. И из закона 94-ФЗ, и из здравого смысла следует, что под первичной публикацией  понимается размещение информации на одном из официальных сайтов госзакупок. Далее следовало бы прописать механизм получения сайтом статуса официального (тематического или регионального). Среди официальных сайтов имело смысл выделить некоторый центральный сайт (сайты?) российских госзакупок, куда все официальные сайты обязаны высылать в согласованном формате сведения о размещаемых у них извещениях о закупках.

К сожалению, в законе 94-ФЗ понятие  центрального сайта российских госзакупок отсутствует. Вместо этого вводится трехуровневая система официальных госзакупочных сайтов (сайт Российской Федерации, сайты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований), отношения между которыми поражают своей непродуманностью: муниципальные сайты обязаны дублировать (точнее, реплицировать) свою информацию на сайтах субъектов Федерации, но сайты субъектов не обязаны реплицировать свои данные на сайте Российской Федерации. В результате потенциальный поставщик товаров или услуг для государственных нужд нигде не сможет увидеть сводной картины интересующих его закупок в целом по стране.

Процедура публикации

Первое, что приходит в голову при  проектировании отношений сервера  госзакупок и госзаказчика, — организовать их по образу и подобию отношений, сложившихся между госзаказчиками и бумажными средствами массовой информации (см. разд. 2.4). Эти отношения воспринимаются как единственно возможные: госзаказчик направляет в периодическое издание письмо с просьбой о публикации приложенного извещения о конкурсе, а издательский персонал читает это письмо, знакомится с приложением и подверстывает его к очередному номеру газеты или журнала.

Однако при переходе к электронным  отношениям такая схема становится нерациональной. Дело в том, что роль персонала периодического издания  здесь исключительно регистрирующая, а не корректирующая и не разрешающая. Поэтому в электронном документообороте целесообразно полностью исключить  персонал издания из процедуры публикации извещения о конкурсе. Госзаказчик, и только он, отвечает за содержание извещения о конкурсе. Закончив подготовку извещения, госзаказчик должен иметь возможность сразу же опубликовать его без посторонней помощи, не дожидаясь ничьих разрешений. Здесь кроется весьма значительный резерв ускорения конкурсных процедур.

Первое знакомство госзаказчика с официальным сайтом госзакупок должно сопровождаться передачей "верительных грамот" — официальных документов, позволяющих персоналу сайта убедиться в правомочности нового клиента. Но затем на основе этих "верительных грамот" госзаказчику выделяется определенный канал для организации публикаций, и далее он эксплуатирует этот канал уже без обращения к услугам персонала сайта.

К сожалению, эта сторона организации  электронной публикации не нашла  своего отражения в законе 94-ФЗ. Огорчительные  последствия не заставили себя ждать: официальный сайт zakupki.gov.ru в настоящее время предполагает, что никакая информация госзаказчика не может быть размещена на сайте без явной санкции оператора. В то же время, если вспомнить о предписанной 94-ФЗ обязательной бумажной публикации, то окажется, что бороться за ускорение публикации электронной не имеет смысла: все равно общий темп диктует бумажная публикация, влекущая неустранимые задержки конкурсных процедур.

Источники финансирования

По-видимому, не самым эффективным, но беспроигрышным решением проблемы было бы полное бюджетное финансирование официальных сайтов госзакупок. В этом случае все услуги сайта можно сделать бесплатными как для госзаказчика, так и для участника размещения заказа.

Однако выстраивать финансовые отношения между сайтом и госзаказчиком, возможно, все же придется. Причина в ненадежности интернета как среды документооборота. При сегодняшнем положении дел надо быть готовым к тому, что два-три дня в году сайт госзакупок будет недоступен: вирусные эпидемии, поломки на каком-либо из центральных узлов российского интернета и другие подобные неприятности. В этом случае по вине сайта может произойти срыв объявленных сроков конкурса, и естественно предположить, что сайт должен нести за этот срыв материальную ответственность. Аккуратное решение этой коллизии — страхование электронных конкурсов, и страховая сумма в данном случае должна перечисляться от госзаказчика сайту в момент размещения извещения о госзаказе.

Если же официальный сайт госзакупок функционирует на коммерческой основе, следует аккуратно очертить круг его услуг, предоставляемых исключительно бесплатно. К таким услугам в первую очередь следует отнести открытую публикацию в интернете информации о проводимых конкурсах. Как уже упоминалось, если сайт за эту информацию будет брать плату, то он будет вынужден сделать ее недоступной для универсальных поисковых служб интернета (Яндекс, Google, Рамблер, Апорт и др.). А это — очень серьезная потеря. К счастью, закон 94-ФЗ тут оказался на высоте: во всех необходимых случаях достаточно четко оговорено, что доступ к размещаемой на официальном сайте госзакупочной информации осуществляется бесплатно.

Согласно 94-ФЗ, бесплатным является и  размещение на официальном сайте  информации о госзаказе. В то же время  сайт вполне может брать плату  за другие услуги, например, за подписку на извещения о конкурсах, проводимых в заданном регионе и/или касающихся закупок товара заданной категории. Подписка означает, что каждый раз  при объявлении на сервере нового конкурса, удовлетворяющего заданным ограничениям, подписчику направляется электронное письмо с уведомлением об открывшемся конкурсе. В законе 94-ФЗ подписка на извещения о конкурсах  не упомянута в качестве бесплатной услуги (точнее, в законе вообще нет  ни слова об электронной подписке), так что такая подписка может  стать неплохим источником дохода для  сайта госзакупок.

Публикация  конкурсной документации

Действовавшее до 2003 года законодательство, ориентированное на бумажные отношения, предполагало, что извещение о  конкурсе публикуется в средствах  массовой информации, а конкурсная документация тиражируется в весьма ограниченном количестве: комплекты  конкурсной документации раздаются (или  продаются) госзаказчиком только конкурсантам. Было бы серьезной ошибкой механически перенести эти отношения в электронную среду (см. разд. 2.4). Требование закона о предоставлении поставщику бумажного комплекта документов безусловно устарело: век интернета призывает нас избегать передачи бумаг из рук в руки или пересылки их по почте.

Единственное соображение, из-за которого конкурсная документация не публикуется  массовыми тиражами, — экономия бумаги. В случае электронных отношений  это соображение не действует, публикация в интернете комплекта конкурсной документации в полном объеме не требует  сколько-нибудь заметных трудозатрат  или материальных ресурсов, и в  таком случае продолжать практику деления  документов на публикуемые и раздаваемые конкурсантам было бы просто нелепо. Публикация документации в интернете экономит массу усилий, в частности избавляет конкурсанта от необходимости лишней поездки к госзаказчику.

Некоторые затруднения может вызвать  публикация в интернете документации, содержащей крупноразмерные чертежи, схемы, фотографии и т. д. Здесь, однако, следует иметь в виду, что изначально такая информация, как правило, представлена в компактном цифровом виде (например, в форме чертежей, подготовленных в системе AutoCAD). Сложности возникают в момент передачи материалов от изготовителя к публикующему их заказчику. Изготовителю обычно проще передать материалы на бумаге, а заказчик в таком случае вынужден их сканировать с большим разрешением, что и приводит к неконтролируемому росту объема электронного представления документов. Если же изготовитель чертежей и заказчик-публикатор договорятся об электронном интерфейсе, проблема объема будет решена.

Итак, госзаказчик закончил подготовку конкурсных материалов — и сразу же и извещение, и вся конкурсная документация должны появиться на общедоступном бесплатном сайте в интернете. Данное положение закреплено и в более раннем Постановлении Правительства РФ № 98 от 12 февраля 2003 г., и в последующем законе № 94-ФЗ от 21 июля 2005 г.

Вместе с тем закон 94-ФЗ обязывает  госзаказчика помимо публикации в интернете выдавать конкурсную документацию в электронном или бумажном виде по требованию участника конкурса. Это положение закона и сейчас звучит несколько архаично, а со временем должно, по-видимому, отмереть, так как всем давно уже удобнее получать документацию из интернета. Так, Федеральное агентство по науке и инновациям провело в 2005 году серию конкурсов, в которых приняли участие несколько тысяч организаций. Поскольку документация конкурсов в полном объеме публиковалась в интернете, лишь два участника потребовали от заказчика записать им ее на дискету. Однако и они, похоже, не нуждались в документации, а просто ловко воспользовались легальной возможностью пройти в помещения Агентства.

Рассылка  изменений и разъяснений

Когда публикация извещения и конкурсной документации переведена в интернет, становится очевидным следующий  шаг: надо перевести в сферу электронного документооборота рассылку новостей госзаказа, оповещающих, в частности, о состоявшихся изменениях и разъяснениях. Каждый посетитель официального сайта имеет  право подписаться на такую рассылку, а для участника размещения подписка на новости конкурса является обязательным требованием (см. разд. 3.5). Подписчик новостей сообщает сайту госзакупок свой электронный адрес, и по этому адресу к нему начинают поступать все вновь появляющиеся материалы заинтересовавшего его конкретного госзаказа или, по крайней мере, извещения о появлении на сайте этого госзаказа новых материалов.

Помимо включения в рассылку, новые материалы (и изменения, и  разъяснения документации) должны подверстываться  к опубликованным ранее в интернете, с тем чтобы каждый вновь заинтересовавшийся заказом посетитель сайта сразу знакомился со всей накопившейся к текущему моменту информацией. Новому посетителю сайта удобнее читать исправленные, действующие на текущий момент тексты документов, а не первоначальные их версии. В то же время все когда-либо вносившиеся изменения документации должны четко, недвусмысленно протоколироваться. Формат протокола изменений настолько существен, что он нуждается, по-видимому, в директивном закреплении.

Для ответов на запросы о разъяснении  документации закон 94-ФЗ устанавливает  достаточно жесткие временные нормативы  — два рабочих дня. Это придает  конкурсу характерный для электронных  отношений динамизм.

Отслеживание соблюдения установленных  сроков рассылки имеет смысл поручить третейской инстанции — официальному сайту госзакупок. В этом случае запросы о разъяснении направляются не непосредственно к госзаказчику, а на сайт, который в свою очередь пересылает их госзаказчику. И ответы на запросы о разъяснениях, и изменения документации госзаказчик также сначала отсылает на сайт, и именно сайт осуществляет затем массовую рассылку. Содержание всех документов и время их прохождения через официальный сайт протоколируются, что позволяет заинтересованным сторонам при разбирательстве различных конфликтов получить полную достоверную информацию о содержании и сроках проводившихся рассылок.

В законе 94-ФЗ вопросы электронной  подписки на новости, электронных рассылок, протоколирования изменений документации и др. оказались непроработанными. Так, понятие электронной рассылки в законе вовсе не встречается. В  результате закон местами выглядит несколько неряшливо по сравнению  с предшествующими нормативными актами. Например, согласно закону разъяснения  документации лишь публикуются на официальном  сайте, но не рассылаются участникам конкурса, как того требовало действовавшее  ранее законодательство. Кроме того, сообщения об изменениях документации "направляются заказными письмами или в форме электронных документов всем участникам размещения заказа, которым была предоставлена конкурсная документация" (статья 24, часть 3), т. е. согласно 94-ФЗ информация об изменениях не доставляется тем участникам размещения заказа, которые прочитали документацию из интернета, а не ездили за ней к заказчику.

Сокращение  сроков

Переход к электронным отношениям между госзаказчиком и конкурсантами радикально ускоряет весь документооборот и, следовательно, позволяет существенно сократить сроки проведения конкурса. Законодательно закрепленные до появления закона 94-ФЗ 45 дней от момента публикации извещения об открывшемся конкурсе до момента вскрытия конкурсных заявок были вполне оправданы, так как обслуживали медлительный бумажный документооборот. При полном переходе к электронным отношениям сроки конкурса безусловно должны сократиться: по-видимому, для электронного документооборота они составят 15-30 дней.

Информация о работе Государственные закупки для муниципальных нужд