Закупки для государственных и муниципальных нужд

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы настоящей работы объясняется несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь любая приоритетная политика государства и муниципальных образований.

Оглавление

Введение 3
1. История развития системы государственных закупок 6
2. Общая характеристика государственных и муниципальных нужд 8
2.1. Государственные и муниципальные нужды 8
2.2. Государственные и муниципальные заказчики 11
3. Государственный контракт 13
3.1. Понятие и сущность государственного и муниципального контракта 13
3.2. Способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд 18
Заключение 30
Список литературы 31

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение 3   

1. История развития  системы государственных закупок 6   

2. Общая характеристика  государственных и муниципальных  нужд 8    

2.1. Государственные  и муниципальные нужды 8     

2.2. Государственные  и муниципальные заказчики 11

3. Государственный контракт 13  

3.1. Понятие и  сущность государственного и  муниципального контракта 13   

3.2. Способы размещения  заказов для государственных  и муниципальных нужд 18 

Заключение 30  

Список литературы 31     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

         Введение

       Актуальность  темы настоящей  работы объясняется  несколькими причинами. Во-первых, тем, что роль государственного и муниципального заказа достаточно велика: с его  помощью реализуются общественные потребности, проводится в жизнь  любая приоритетная политика государства и муниципальных образований. Госзаказы получили широкое распространение в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, например, в США доля государственных закупок равна примерно 15% национального бюджета. В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в национальном бюджете составляет 50%. В нашей стране, по данным Министерства экономического развития, на долю государственных закупок приходится около 40% расходной части бюджета. Во-вторых, в настоящее время существует очень много проблем, связанных с поставками товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд. Это, нарушения государственными или муниципальными заказчиками законодательства в области закупок, в частности основных принципов конкурсного размещения заказов - открытости, прозрачности, равных условий и прав участников конкурса. По данным Госкомстата, за год федеральными органами проводится около 40 тысяч конкурсов на поставки различной продукции. Но лишь 9% закупок осуществлялись на конкурсной основе, остальные 90% с частью - это фактически результат личной договоренности заказчика и поставщика [26]. Проводить конкурсы с запланированным результатом позволяло нечетко регламентированное законодательство. Действовавший до недавнего времени ФЗ от 06.05.1999г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»   детального описания процедуры конкурса не содержал. В Законе не было никаких критериев для определения победителей, что расширяло плацдарм для коррупции, не было упоминаний о внеконкурсных способах размещения заказа, которые регулировались другим нормативным актом - Указом Президента РФ от 08.04.1997г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» и созданным на его основе Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. Именно поэтому Закон № 97-ФЗ не получил широкого применения в практике как государственных, так и муниципальных закупок, о которых в нем даже не упоминалось.

         Все эти проблемы и призван решить, вступивший в силу 1 января 2006 года Федеральный Закон от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [5] (далее - Закон № 94-ФЗ), который направлен на решение задач упорядочивания нормативной базы и сведение воедино всех процедурных вопросов в области закупок, рационального расходования денежных средств, устранение возможности злоупотреблений и коррупции путем четкой регламентации процедур размещения заказов, стимулирования добросовестной конкуренции, а также урегулирование гражданско-правовых отношений в области государственных закупок «по вертикали», то есть на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. 

       В первую очередь Закон № 94-ФЗ был  направлен на устранение наиболее распространенных злоупотреблений. Что же касается изменений, то из наиболее значимых новшеств Закона № 94-ФЗ можно отметить: введение реестра недобросовестных поставщиков, установление требований к реестру заключенных контрактов; закрытый перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика; кардинальное изменение процедуры запроса котировок, в том числе обязательное размещение информации на официальных сайтах в сети Интернет; заложены основы для размещения заказа на биржах и посредством электронных торгов; установлена ранее не применяемая процедура запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации чрезвычайных ситуаций; введен механизм защиты прав участников размещения заказа; установлена обязательность проведения аудиозаписи для заказчика, возможность проведения аудио- и видеозаписи для участников размещения заказа.

      В настоящее время на практике одной из наиболее острых и актуальных проблем остается применение Закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ , а также связанного с ним законодательства.

      Несмотря  на принимаемые федеральными органами власти меры по ужесточению контроля над выполнением требований законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, в Федеральную антимонопольную службу (ФАС России) продолжает поступать большое число жалоб от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на нарушения при проведении конкурсов по государственным закупкам.

      Всего в 2009 г. в органы ФАС России поступило 14 344 жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Участников размещения заказов не допускали к торгам, задним числом извещали о проведении торгов, устанавливали неправомерные либо расплывчатые критерии оценки заявок и выбора победителей и т.д. В результате рассмотрения по существу обоснованными признаны 5664 жалобы (53% от общего числа рассмотренных жалоб). По результатам рассмотрения жалоб выдано 5184 предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о размещении заказов [27]. В то же время возникшие на практике проблемы в значительной степени были вызваны несовершенством Закона N 94-ФЗ, отсутствием необходимых подзаконных актов и единообразных подходов к толкованию неоднозначных норм.

       Цель  работы проанализировать институт поставок для государственных и муниципальных  нужд.

       В соответствии с указанными целями были поставлены следующие задачи:

       - рассмотреть историю развития  системы государственных закупок:

       -определить  понятие государственных и муниципальных  нужд, государственных и муниципальных  заказчиков;

       -исследовать  способы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в свете Закона № 94-ФЗ;

       Объектом  работы является правовое регулирование  процедуры заключения и исполнения государственных и муниципальных  контрактов.

       Предметом исследования являются государственные  и муниципальные нужды, способы, и порядок их удовлетворения.

       Методологическая  основа исследования. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие, системный  анализ изучаемых явлений и результатов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1 История развития системы государственных закупок

       Торги были известны еще в Древнем Риме, уже тогда это был весьма широкий  круг отношений, притом с элементами публичного характера, например торги  по сдаче в аренду городских земель. Для успешного достижения своей цели торги должны были обладать публичностью и состязательностью, которая и давала возможность объявить победителя [20].

       История Российских торгов начинается с «Указа о подрядной цене на доставку»  царя Алексея Михайловича, регламентировавшего цены на доставку продовольствия в Смоленск, а первой официальной датой можно считать 7 июля 1654 г[16].

       Вопросами поставок и продаж в то время ведала Канцелярия подрядных дел, которая  занималась не только регулированием всех торгов, разоблачением недобросовестных торговцев, но и исками, касающимися итогов несправедливых торжищ.

       В дальнейшем, при Петре I и Екатерине II, издается значительное число Указов и регламентов, направленных на борьбу с коррупцией, фиктивными ценами поставок и подрядов, сокращением числа посредников. Следует также отметить «Регул провиантского направления», можно сказать первый документ «в поддержку мелкого и среднего бизнеса», согласно которому ужесточались бюрократические требования в отношении крупных купцов, а мелкопоместным дворянам и крестьянам предоставлялись преимущества и льготы при получении заказов на поставку. Впоследствии эти указы обрастают приложениями и поправками, но значимых изменений существующего законодательства не происходит вплоть до начала XX века.

       Лишь  при Александре I, появляются правительственные  акты, регламентирующие и корректирующие проведение торгов и государственных  закупок, появляются документы, определяющие разницу между поставками и подрядами, что в свою очередь должно было облегчить подготовку документов для торгов. В итоге, лишь за первую половину XX века было издано более 100 законопроектов и указов, касающихся проведения торгов и государственных поставок.

       Революционные события 1917 года и последовавшая  за ними гражданская война ликвидировали саму необходимость публичных торгов. Яркая тому иллюстрация отсутствие заметок в газетах, например, в июле 1928 в газете «Известия» было опубликовано 38 объявлений, в декабре 1930г. - ни одного объявления о торгах.

       Только  в 1990-х с началом адаптации России к рыночной экономике появляется упоминания о публичных торгах, и первым документом, ознаменовавшим начало перехода к свободному рынку в области закупок, был Указ Президента РФ «О хозяйственных связях и поставках продукции и товаров в 1992 году», который отменил централизованную систему распределения. Последовавший за ним закон «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» определил новые принципы размещения заказов для государства - путем конкурса, на основании которого необходимо было заключать государственный и муниципальный контракт. Принятие в 1994 году первой части Гражданского кодекса РФ, оказало большое влияние на формирование конкурентных отношений в сфере госзаказа, документ определял, что органы власти могут участвовать в рыночных отношениях наравне с остальными субъектами и определил особенности заключения договоров, путем торгов. В том же 1994г. Принимается закон «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», регулировавший вопросы ответственности за нарушение условий государственных контрактов, а также качество поставляемой продукции.

       С 1 января 2006 года вступил в силу   закон о государственных закупках - Федеральный Закон №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», принятый 21 июля 2005 года. Закон является процедурным и охватывает исключительно этап размещения заказов. Вступление в силу нового закона направлено на достижение: единства экономического пространства на территории РФ при размещении заказов, поскольку предусматривает абсолютно одинаковые принципы и процедуры независимо от уровня бюджета на всей территории РФ; эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;  расширения возможности участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;  развития добросовестной конкуренции;  совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов; обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;  предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов[15].

       Коренная  реформа системы государственных  закупок, начало которой ознаменовалось вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2005 года №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», была направлена в первую очередь, на изменение ситуации в отношениях между представителями государства и коммерческими структурами в указанной сфере. Законодатель попытался максимально расширить конкуренцию в данной области, позволив участвовать в процедурах размещения заказов любым заинтересованным лицам.

       Закон регулирует круг действующих лиц  процедур размещения заказа и определяет правовой статус каждого субъекта.

       2 Общая характеристика  государственных  и муниципальных  нужд

       2.1 Государственные  и муниципальные  нужды

       Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

       Под государственными нуждами субъектов РФ понимаются потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, понятие «государственные нужды» объединяет понятия «федеральные нужды» и «нужды субъектов РФ».

       Действующее законодательство (статья 525 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) определяет государственные нужды как потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Понятие государственные нужды формально несколько шире, чем понятие государственный заказ, поскольку и в широком, и в узком смысле этого слова государственный заказ является должным образом обобщенным и оформленным выражением государственных нужд. На практике эти понятия без ущерба содержанию используются равнозначно[14].

Информация о работе Закупки для государственных и муниципальных нужд