Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит.
При этом решается ряд задач:
- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;
- определить сущность и последствия государственного долга;
- изучить основы управления государственным долгом.

Оглавление

Введение 3
1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита. 5
1.1 Понятие и функции государственного и муниципального кредита. 5
1.2 Задачи, формы и виды кредита 10
1.3 Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга 12
2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы 18
2.1. Сущность государственного и муниципального долга, обслуживание долга 18
2.2 Внешний и внутренний долг Российской Федерации 26
3. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации 33
Заключение 37
Библиографический список 39

Файлы: 1 файл

Государственный и муниципальный кредит.doc

— 172.00 Кб (Скачать)


Оглавление

Введение

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

1.1 Понятие и функции государственного и муниципального кредита.

1.2 Задачи, формы и виды кредита

1.3 Правовое регулирование государственного кредита и государственного долга

2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы

2.1. Сущность государственного и муниципального долга, обслуживание долга

2.2 Внешний и внутренний долг Российской Федерации

3. Современные проблемы государственного кредита в Российской Федерации

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

              Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

              Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

              Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.

              Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения. В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

              Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:

- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;

- определить сущность и последствия государственного долга;

- изучить основы управления государственным долгом.

              Предметом курсовой работы выступает финансовая категория - долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.

 

1. Сущность и значение государственного и муниципального кредита.

1.1 Понятие и функции государственного и муниципального кредита.

              Государственный и муниципальный кредит как экономическая категория представляет собой систему денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством (муниципальными образованиями) на добровольных основах, для использования временно свободных денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов.

Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета.

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

- срок предоставления или получения кредита;

- обязанности сторон;

- условия обеспечения возврата ссуды;

- размер процентной ставки за пользование ссудой;

- другие условия.

Государственный кредит - это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта.

В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. Следует иметь в виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета.

Предоставляя ссуды или кредиты, государство выступает в роли кредитора. В случаях, когда государство берет на себя ответственность по погашению обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет дополнительных затрат [1].

Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства в кредитных отношениях.

              Государство и муниципальные образования используют государственный и муниципальный кредит (далее – государственный (муниципальный) кредит) для обеспечения постоянного процесса финансирования различных собственных потребностей. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных (муниципальных) займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.
Как экономическая категория государственный (муниципальный) кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью этого вида кредита государство и муниципальные образования формируют и используют денежные фонды.
Как один из видов кредита государственный (муниципальный) кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести:

1) добровольный характер этих отношений;

2) возвратный и платный характер;

3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают материальные ценности, при заимствовании средств государством (муниципальным образованием), обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в их собственности;

4) привлекаемые в результате государственного (муниципального) кредита средства имеют специфический целевой характер - они направляются на погашение бюджетного дефицита. В то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального образования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность;

5) государственный (муниципальный) кредит носит срочный характер. В Бюджетном кодексе РФ оговорено, что государственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.
Данный вид кредита как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

1. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.

Перераспределение осуществляется между:

• федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

• региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

• международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

• иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

• федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

2. Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

3. Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

• контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

• контроль за соблюдением условий кредитного договора;

• контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

• контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

• решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

• поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

• поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности.

1.2 Задачи, формы и виды кредита

Основными задачами государственного и муниципального кредитования являются:

• мобилизация государством дополнительных финансовых ресурсов и использование их для решения поставленных им задач;

• консолидация временно свободных средств юридических и физических лиц;

• обеспечение финансирования бюджетного дефицита;

• проведение региональной финансово-кредитной политики по выравниванию социально-экономического уровня регионов;

• решение муниципальными образованиями их неотложных социально-экономических задач;

• поддержка развития важнейших для страны отраслей хозяйства.

Государственный кредит может иметь две формы: сберегательное дело и государственные займы.

              Сберегательное дело принадлежит к государственному кредиту, если привлеченные средства направляются в доходы бюджета. Однако, как правило, сберегательные банки, независимо от формы собственности действуют на коммерческой основе и мобилизированные средства формируют их кредитные ресурсы. Часть этих ресурсов может направляться на приобретение государственных ценных бумаг и таким образом принадлежать к государственному кредиту.

              Государственные займы являются основной формой государственного кредита.

              По правовому оформлению подразделяют государственные займы, которые предоставляются на основании правительственных соглашений и обеспечиваются выпуском ценных бумаг. Соглашениями оформляются, как правило, кредиты от правительств других государств, Международных организаций и финансовых институтов. С помощью ценных бумаг мобилизируются средства на финансовом рынке.

              Оформление государственных займов может осуществляться двумя видами ценных бумаг – облигациями и казначейскими обязательствами (векселями).

Государственный кредит делится на виды, отражающие специфику отношений и влияния ряда факторов. Виды государственного кредита определяются:

      составом заемщиков и кредиторов;

      конкретными причинами появления потребности у государства в мобилизации средств;

      местом получения кредита; формой его оформления;

      методами привлечения денежных ресурсов и способами их возврата;

      сроками погашения государством своих обязательств;

      степенью риска кредитора и заемщика.             

В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает централизованным и децентрализованным. В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган страны (Министерство финансов), во втором - местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит