Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного и муниципального кредита и как следствие государственного и муниципального долга. Для этого необходимо:
Раскрыть сущность государственного и муниципального кредита;
Определить формы и функции государственного и муниципального кредита;
Рассмотреть государственный долг, его структуру;
Рассмотреть механизм управления государственным и муниципальным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита 5
1.2. Формы и методы государственного и муниципального кредита 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА 13
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита 5
1.2. Формы и методы государственного и муниципального кредита 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА 13
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМ И
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Современная кредитная система
- это совокупность различных кредитно-финансовых
институтов, действующих на рынке
ссудных капиталов и
Государственный кредит, являясь составной частью финансовой системы любого государства, активно используется им в целях сбалансированности бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики.
Представляя собой одну из форм мобилизации финансовых ресурсов, государственный кредит играет двоякую роль. Во-первых, в отношении к государственному долгу он ориентирован на формирование дополнительных денежных средств в целях финансирования основных функций государства, во-вторых, в отношении к государственному кредитованию он направлен на распределение имеющихся денежных средств для финансирования отдельных направлений государственной деятельности.
Немаловажную роль в экономике играет и муниципальный кредит. Местные органы власти на кредитной основе осуществляют мобилизацию средств, которые могут использоваться на благоустройство городских и сельских районов, строительство, реконструкцию объектов здравоохранения, культурного, просветительского, жилищно-бытового назначения и др. В результате сокращается спрос указанных органов на средства из государственного бюджета.
Составляющей такого широкого понятия «государственный кредит» является государственный долг. Государственный долг характеризует эффективность всех кредитных операций, совершаемых государством. На состояние государственного долга оказывают влияние ежегодные операции в сфере государственного кредита, в том числе получение новых займов и погашение части уже привлеченных.
Государственный долг и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного и муниципального кредита и как следствие государственного и муниципального долга. Для этого необходимо:
Важное место в экономике любой страны, в том числе и России, занимает государственный кредит.
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством, с одной стороны, юридическими или физическими лицами – с другой, в которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора или гаранта. Но государство-кредитор и государство-заемщик выражают совершенно противоположные отношения. Та часть отношений, где государство выступает в качестве заемщика, или гаранта называется государственными заимствованиями. Та часть, где государство выступает в качестве кредитора, – государственным кредитованием.
Государственные заимствования
Российской Федерации – это займы
и кредиты, привлекаемые от физических
или юридических лиц и
Как экономическая категория государственные заимствования находятся на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, интегрируют их черты. По своему целевому назначению государственные заимствования являются инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном финансовой системы. Но с другой стороны, по методам этой мобилизации они представляют собой одну из форм кредита.
Государственные заимствования отличаются от классических финансовых категорий, таких, как налоги, акцизы, пошлины.
Во-первых, они носят возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за ее использование.
Во-вторых, госзаимствования, как и вообще кредит, ограничены конкретным сроком. Бюджетный кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет.
В-третьих, в отличие от налогов и сборов, заимствования носят добровольный характер.
В-четвертых, они носят дискретный, разовый характер. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер.
В-пятых, госзаимствования в силу их добровольности имеют избирательный характер, в отличие от налогов и сборов, которые взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.
Вместе с тем государственные
заимствования отличаются от других
видов кредита тем, что обычный
кредит, как правило, носит строго
целевой характер. Государственные
заимствования не носят целевого
характера. Основное их назначение —
покрывать дефицит
Важным звеном финансов общественного сектора являются также муниципальные заимствования. Законодательно они оформлены Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» № 126-ФЗ от 25 сентября 1997 г. и закреплены в Бюджетном кодексе РФ. [5, 257] Муниципальные заимствования предназначены для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.
Функции и цели государственного и муниципального кредита. Важнейшая функция государственного и муниципального кредита — перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование.
Перераспределение осуществляется между:
Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд.
Регулирующая функция проявляется и при получении государством внешних займов на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.
С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.
Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:
Государство заимствует деньги в двух основных формах: займов и выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-нибудь кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, у МВФ и т.п.). Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения или финансовых и кредитных организаций.
Государственные заимствования могут быть внутренними, когда кредиторами являются юридические и физические лица – резиденты, и внешними, или международными, когда в качестве кредиторов выступают нерезиденты.
Внутренние заимствования, как правило, выступают в виде: государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг; кредитов Центрального банка; кредитов коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством ценные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка – рынок государственных ценных бумаг.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков:
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг — облигации.
Облигация (от лат. obligatio — обязательство) — это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заемщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу.
Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надежными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надежности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.