Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного и муниципального кредита и как следствие государственного и муниципального долга. Для этого необходимо:
Раскрыть сущность государственного и муниципального кредита;
Определить формы и функции государственного и муниципального кредита;
Рассмотреть государственный долг, его структуру;
Рассмотреть механизм управления государственным и муниципальным долгом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита 5
1.2. Формы и методы государственного и муниципального кредита 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА 13
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

Облигационные займы классифицируются по различным признакам:

  • по виду эмиссии — на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
  • по виду выплат дохода — на процентные и беспроцентные облигации. При этом доход может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определенного товара или услуги (например, по целевым займам — телефонным, жилищным и т. п.);
  • по характеру обращения — на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
  • по характеру держателей ценных бумаг — на реализуемые только среди населения, среди юридических лиц и универсальные, т. е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации специальных займов, предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определенное время (обычно через год) со дня их выпуска;
  • по срокам погашения — на краткосрочные; среднесрочные и долгосрочные; существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определен, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
  • по методам размещения — на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
  • по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей па счетах);
  • в зависимости от эмитента — облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.

Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к  государственным ценным бумагам. Муниципальные  облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов  и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение —  финансирование строительства муниципальных  больниц, школ. Доходные облигации покрываются  доходами от тех объектов, для строительства  которых они эмитировались,—  эстакад, мостов, жилых домов и  т. п. Для инвесторов это более  привлекательный финансовый инструмент.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА

 

Результатом государственных  заимствований является внутренний и внешний долг.

Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами — с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

С точки зрения материально-вещественного  содержания, государственный долг выступает  как сумма долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В некоторых странах к  государственному долгу относятся  также обязательства международных  институтов, которые по своей природе  являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление  о государственном долге.

Напротив, в ряде стран  в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

Кроме государственного долга  Российской Федерации существуют также  государственные долги субъекта РФ и муниципальный долг. По своему составу они состоят из соответствующих кредитных соглашений и договоров; займов субъекта РФ или муниципального образования, а также переоформленных долговых обязательств третьих лиц в долг субъекта РФ или муниципальный долг.

До 2001 г. субъекты РФ, бюджеты  которых не получали финансовую помощь на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, имели право самостоятельно осуществлять государственные внешние заимствования. В 2001 г. в Бюджетный кодекс были внесены  поправки, в соответствии с которыми субъекты РФ были лишены этого права. В настоящее время правом государственных  внешних заимствований субъекты РФ и муниципалитеты не обладают. Они  имеют право только на внутренние заимствования.

В состав государственного долга входят также государственные  и муниципальные гарантии. В соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование — гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

В зависимости от происхождения  кредитных ресурсов государственный  долг может быть разделен на внутренний и внешний. Критериями такого разделения могут быть валюта займа, вид заемщика, рынок размещения и другие критерии.

Под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженными в валюте РФ.

Структура государственного внутреннего долга РФ включает следующие  основные элементы:

  1. рыночные долговые обязательства. К ним относятся эмитированные государством и свободно обращающиеся на внутреннем рынке государственные ценные бумаги. Это государственные краткосрочные обязательства (ГКО); облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК); государственный сберегательный заем; облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД); облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФК); облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ); векселя Министерства финансов РФ и др.;
  2. нерыночные долговые обязательства — это обязательства, которые не могут свободно продаваться и покупаться. К ним относятся:
    • некоторые виды займов, размещенных среди населения, например целевой заем 1990 г.; целевые вклады и чеки на автомобили и др.;
    • целевые долговые обязательства по гарантированным сбережениям граждан РФ;
    • задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от Центрального банка РФ (например, на покрытие дефицита бюджета в 1991 — 1994 гг.), включая задолженность по процентам;
    • задолженность предприятий отдельных отраслей, переоформленная в государственный внутренний долг (например, задолженность по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность предприятий текстильной промышленности Ивановской области; задолженность по финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная в вексель Минфина РФ; задолженность Пенсионному фонду и др.);
  3. государственные гарантии и поручительства, представленные федеральным правительством, субъектами РФ и муниципальными образованиями. [9, 230]

Государственный внутренний долг России за март 2011 года увеличился на 141,5 млрд. рублей или на 5% и составил по состоянию на 1 апреля 2011 года 2,753 трлн. рублей. Динамика изменения государственного внутреннего долга за 2011 год представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  (млрд. рублей)

 

по состоянию на

01.01.2011

01.02.2011

01.03.2011

01.04.2011

Объем государственного внутреннего  долга Российской Федерации - всего,

2 940,392

2 935,419

3 083,210

3 219,603

в том числе:

       

государственные гарантии Российской Федерации в валюте Российской Федерации

472,250

471,462

471,462

466,342


 

Государственный внутренний долг является важным инструментом перераспределения  доходов в обществе и мобилизации  временно свободных средств граждан  и хозяйствующих субъектов. С  его помощью государство может  регулировать многие экономические  процессы, включая уровень ссудного процента, степень инвестиционной активности и др.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ внешний государственный долг — это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте.

Предельный размер государственных  внешних заимствований, как правило, не должен превышать годовой объем  платежей по обслуживанию и выплате  основной суммы государственного внешнего долга.

При разработке проекта бюджета  на очередной финансовый год в обязательном порядке должна быть разработана и одобрена Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году.

Современный внешний долг России состоит из двух частей:

  1. Долг бывшего СССР, который приняла на себя Россия после распада СССР.
  2. Новый долг России, который формировался в основном после 1992 г.

В свою очередь, долг бывшего  СССР в течение длительного времени  включал: задолженность Парижскому клубу кредиторов; задолженность  Лондонскому клубу кредиторов; три  первых выпуска облигаций государственного внутреннего валютного займа (ОВГВЗ); задолженность перед бывшими  социалистическими странами.

Внешний долг России по состоянию  на 1 апреля составил $504,6 млрд. и по сравнению  с началом года вырос на 3,3% или  на $15,95 млрд. Умеренный рост долга  был связан с консервативной политикой  заимствований, реализуемой Минфином России, в том числе за счет существенных размеров резервных фондов, накопленных  от нефтяных сверхдоходов в связи  с мировым ростом стоимости энергетических активов.

Структура государственного внешнего долга России показана в  таблице 2.

Таблица 2.

Внешний долг Российской Федерации по состоянию на 1 апреля 2011 года (млн. долл. США)

 

1 июля 2010 г.

1 октября 2010 г.

1 января 2011 г.

1 апреля 2011 г.

Всего

457 421

476 639

488 654

504 605

I.Органы государственного управления

35 451

34 821

34 525

33 975

1.Федеральные органы управления

32 964

32 338

32 166

31 455

1.1.Новый российский долг

29 893

29 355

29 266

28 669

кредиты международных финансовых организаций

3 430

3 264

3 137

2 944

        МБРР

2 883

2 725

2 617

2 438

        прочие

547

539

520

506

прочие кредиты

839

819

777

688

ценные бумаги в иностранной  валюте

24 332

23 736

23 111

22 555

        еврооблигации  2015, 2018, 2020 и 2028 гг.         погашения    

6 161

6 305

6 091

6 091

       еврооблигации,  выпущенные при реструктуризации  задолженности перед Лондонским  клубом кредиторов

17 741

16 997

16 590

16 034

      ОВГВЗ - VII транш

429

433

431

431

ценные бумаги в российских рублях (ОФЗ)

976

1 218

1 914

2 152

прочая задолженность

315

319

328

329

1.2 Долг бывшего СССР

3 072

2 983

2 900

2 786

кредиты стран-членов Парижского клуба  кредиторов

9

9

9

9

задолженность перед бывшими социалистическими  странами

1 250

1 167

1 125

1 122

задолженность перед прочими официальными кредиторами

1 762

1 756

1 714

1 603

ОВГВЗ - III, IV, V транши

1

1

1

1

прочая задолженность

50

50

50

50

2.Субъекты Российской Федерации

2 486

2 483

2 359

2 520

кредиты

956

1 062

1 034

1 099

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит