Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного и муниципального кредита и как следствие государственного и муниципального долга. Для этого необходимо:
Раскрыть сущность государственного и муниципального кредита;
Определить формы и функции государственного и муниципального кредита;
Рассмотреть государственный долг, его структуру;
Рассмотреть механизм управления государственным и муниципальным долгом.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита 5
1.2. Формы и методы государственного и муниципального кредита 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА 13
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Файлы: 1 файл

ГЛАВА 1.docx

— 54.17 Кб (Скачать)

Продолжение таблицы 2.

ценные бумаги в российских рублях

1 530

1 421

1 325

1 420

II.Органы денежно-кредитного регулирования

11 916

12 233

12 035

12 764

кредиты

 

 

 

 

 

 

 

 

наличная национальная валюта и  депозиты

3 524

3 403

3 295

3 765

прочая задолженность (распределение  СДР)

8 392

8 831

8 740

8 999

III.Банки

122 118

140 038

144 225

148 024

IV.Прочие секторы

287 936

289 546

297 868

309 842

долговые обязательства перед  прямыми инвесторами и предприятиями  прямого инвестирования

52 737

54 040

63 196

70 353

кредиты

214 156

216 640

217 834

221 950

долговые ценные бумаги

10 378

10 345

10 650

11 051

задолженность по финансовому лизингу

3 245

2 229

2 250

2 271

прочая задолженность

7 420

6 292

3 938

4 216


 

 

Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным  имуществом, составляющим муниципальную  казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных  ценных бумаг; договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и  бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоров  о предоставлении муниципальных  гарантий.

В объем муниципального долга  включаются: номинальная сумма долга  по муниципальным ценным бумагам; объем  долга по кредитам, полученным муниципальным  образованием; объем долга по бюджетным  ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.

Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для  погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства  муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями  заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень  отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ

 

Проблема снижения государственного внешнего долга считается одной  из важнейших, так как при ограниченных возможностях бюджета оплата процентов  не дает возможности сколь-нибудь существенно  снижать основную сумму долга.

Под управлением государственным  долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением  конъюнктуры на рынке ссудных  капиталов, выпуском новых займов, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых уже истек. [4, 548]

Одной из основных мер по регулированию государственных  заимствований является установление предельных объемов государственного долга, определяемых высшими законодательными органами. Российское законодательство предусматривает ряд организационных  мер по управлению государственным  долгом.

Право осуществления государственных  внешних заимствований и заключения договоров о предоставлении государственных  гарантий, договоров поручительства другим заемщикам для привлечения  внешних кредитов принадлежит Российской Федерации или от ее имени Правительству  РФ, либо уполномоченному Правительством РФ федеральному органу исполнительной власти.

С января 2002 г. введен запрет на самостоятельные внешние заимствования  субъектами Российской Федерации. Определены пределы заимствований различных  бюджетных уровней. Пределы внешних  заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год утверждаются законом о федеральном бюджете с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.

В процессе управления государственным  и муниципальным долгом решаются следующие общие задачи:

  • привлечение государственных и муниципальных заимствований в объемах, дополняющих доходы органов государственной власти и органов местного самоуправления до размеров, необходимых и достаточных для обеспечения исполнения всех их финансовых обязательств;
  • удержание величины внутреннего и внешнего долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны;
  • минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных и муниципальных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  • сохранение репутации Российской Федерации как первоклассного заемщика на основе безупречного выполнения финансовых обязательств перед инвесторами;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка долговых обязательств;
  • достижение эффективного и целевого использования средств, заимствованных органами государственной власти и органами местного самоуправления, и гарантированных ими заимствований;
  • диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;
  • координация действий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на долговом рынке страны.

В управлении государственным  и муниципальным долгом можно  выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические  задачи.

На первом этапе идет процесс  обоснования предельных объемов  внутреннего и внешнего долга, предельных объемов внутренних и внешних  заимствований, предельных объемов  предоставления гарантий, а также  формируются программы внутренних и внешних заимствований. Именно на этом этапе закладывается величина будущего совокупного долгового  бремени, в том числе раздельно  по внутреннему и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.

На втором этапе формируется  программа эмиссии государственных  и муниципальных ценных бумаг, и  определяются конкретные параметры  предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование  привлекательным для инвесторов — резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на этом этапе зависит, в частности, наличие  или отсутствие в перспективе  «пиков» платежей по долгам, а также  своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных  заимствований в порядке их рефинансирования.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование  котировок по государственным и  муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие  на котировки по государственным  и муниципальным облигациям позволяет  регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.

Четвертый этап связан с  проведением мероприятий, необходимость  которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, характерных для периода развития Российской Федерации после распада  СССР. Если правительство не в состоянии  обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с  кредиторами о пересмотре графиков платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны  могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном  или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении секьюритизации и т.п.

Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных  графиков платежей по обслуживанию и  погашению государственных и  муниципальных внутренних и внешних  долгов.

Важное место в экономической  и финансовой политике государства занимает обслуживание государственного долга, т.е. полный и своевременный возврат долга, процентов по нему, а также штрафов и других платежей в случае несвоевременной уплаты.

Часто намерения заемщика не совпадают с реальными возможностями, появляются какие-то непредвиденные обстоятельства, возникает необходимость в отсрочке уплаты долга или изменения условий  займа и т.п. Поэтому государство-заемщик  вынуждено прибегать к различным  способам регулирования долга. Основными  из них являются: рефинансирование, конверсия, консолидация, унификация, аннулирование государственного долга.

Рефинансирование — это  погашение старой задолженности  за счет выпуска нового займа.

Конверсия - изменение доходности займов. Производится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолга или повышения дохода кредитора.

Консолидация — изменение  срока действия уже размещенных  займов в сторону увеличения или  сокращения. Пролонгация займов производится с целью облегчения выплаты долга. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.

Унификация займов - это  объединение нескольких займов в  один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных  займов может производиться вместе с консолидацией и конверсией или без них.

Отсрочка погашения займа  заключается в том, что, как и  при консолидации, отодвигаются сроки  погашения займа и, кроме того, прекращается выплата долгов.

Все указанные способы  регулирования государственного долга  объединяются одним понятием - реструктуризация. Кроме разных видов реструктуризации государство-заемщик может аннулировать государственный долг, т.е. полностью  отказаться от обязательств по своим  долгам, как это сделало советское  правительство в 1918 г., отказавшись  платить по всем царским долгам как  внешним, так и внутренним.

Таким образом, управление государственным  и муниципальным долгом представляет совокупность мероприятий органов  государственной власти и органов  местного самоуправления по использованию  долговых отношений для формирования благоприятных макроэкономических условий развития страны и отдельных  ее территорий.

Проблема государственного долга и особенно внешней задолженности, несколько ослабившая свою остроту  за последние несколько лет в  связи с сохранением высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители, не потеряла своей актуальности и значимости для экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Государственный кредит играет важную роль в экономике любой  страны и служит мощным средством  мобилизации в руках государства  дополнительных финансовых ресурсов за счет временно свободных денежных средств  физических и юридических лиц.

Государственный кредит является рычагом укрепления финансового  положения государства, способствуя  достижению равновесия между расходами  и доходами государственного бюджета  и выступая важным источником ускорения  социально-экономического развития.

История государственного кредита  показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие  бюджетного дефицита. Испытывая потребность  в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности  мобилизации дополнительного финансового  фонда и в условиях сбалансированного  бюджета. Это является вполне оправданным  шагом, поскольку за счет средств  фонда государственного кредита  могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного  строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных  доходов.

Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать и о его отрицательной роли. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) в основном с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Это приводит нас к проблеме повышения эффективности управления государственным кредитом и контроля за государственным и муниципальным долгом.

Управление государственным  долгом  представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице  его уполномоченных органов  по определению мест и условий  размещения и погашения государственных  займов, а также по обеспечению  гармонизации интересов заемщика (государства) и кредиторов (инвесторов).

Эффективность процесса управления государственным и муниципальным  долгом предполагает использование  определенного перечня  финансовых методов, к числу которых можно  отнести: реструктуризацию, конверсию, консолидацию, унификацию, рефинансирование, обмен, аннулирование займов и т.д.

Большинство современных  российских специалистов в области  финансов и кредита весьма скептически  относятся к способности государственного кредита положительно влиять на экономику  государства. Отечественная практика осуществления государственных  заимствований показала, что если российское государство прибегает  к займам, то рост государственного долга происходит в последующие  годы в геометрической прогрессии. Однако проводимая в последние годы политика бюджетного профицита помогла снизить остроту долговой проблемы.

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит