Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение государственного и муниципального кредита и как следствие государственного и муниципального долга. Для этого необходимо:
Раскрыть сущность государственного и муниципального кредита;
Определить формы и функции государственного и муниципального кредита;
Рассмотреть государственный долг, его структуру;
Рассмотреть механизм управления государственным и муниципальным долгом.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ 5
1.1. Сущность и функции государственного и муниципального кредита 5
1.2. Формы и методы государственного и муниципального кредита 9
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫ ДОЛГ, ИХ СТРУКТУРА 13
ГЛАВА 3. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ И МУНИЦИПАЛЬНЫМ ДОЛГОМ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
Продолжение таблицы 2.
ценные бумаги в российских рублях |
1 530 |
1 421 |
1 325 |
1 420 |
II.Органы денежно-кредитного регулирования |
11 916 |
12 233 |
12 035 |
12 764 |
кредиты |
|
|
|
|
наличная национальная валюта и депозиты |
3 524 |
3 403 |
3 295 |
3 765 |
прочая задолженность (распределение СДР) |
8 392 |
8 831 |
8 740 |
8 999 |
III.Банки |
122 118 |
140 038 |
144 225 |
148 024 |
IV.Прочие секторы |
287 936 |
289 546 |
297 868 |
309 842 |
долговые обязательства перед
прямыми инвесторами и |
52 737 |
54 040 |
63 196 |
70 353 |
кредиты |
214 156 |
216 640 |
217 834 |
221 950 |
долговые ценные бумаги |
10 378 |
10 345 |
10 650 |
11 051 |
задолженность по финансовому лизингу |
3 245 |
2 229 |
2 250 |
2 271 |
прочая задолженность |
7 420 |
6 292 |
3 938 |
4 216 |
Муниципальный долг — совокупность долговых обязательств муниципального образования. Он обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в форме кредитных соглашений и договоров; займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг; договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы; договоров о предоставлении муниципальных гарантий.
В объем муниципального долга включаются: номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; объем долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; объем долга по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, полученным муниципальным образованием от бюджетов других уровней; объем обязательств по муниципальным гарантиям, предоставленным муниципальным образованием.
Органы местного самоуправления используют все полномочия по формированию доходов местного бюджета для погашения своих долговых обязательств и обслуживания долга. Долговые обязательства муниципального образования погашаются в сроки, которые определяются условиями заимствований и не могут превышать 10 лет. Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы.
Проблема снижения государственного внешнего долга считается одной из важнейших, так как при ограниченных возможностях бюджета оплата процентов не дает возможности сколь-нибудь существенно снижать основную сумму долга.
Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидаций займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых уже истек. [4, 548]
Одной из основных мер по
регулированию государственных
заимствований является установление
предельных объемов государственного
долга, определяемых высшими законодательными
органами. Российское законодательство
предусматривает ряд
Право осуществления государственных
внешних заимствований и
С января 2002 г. введен запрет
на самостоятельные внешние
В процессе управления государственным и муниципальным долгом решаются следующие общие задачи:
В управлении государственным и муниципальным долгом можно выделить пять этапов управления, на каждом из которых решаются специфические задачи.
На первом этапе идет процесс
обоснования предельных объемов
внутреннего и внешнего долга, предельных
объемов внутренних и внешних
заимствований, предельных объемов
предоставления гарантий, а также
формируются программы
На втором этапе формируется
программа эмиссии
На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным и муниципальным долговым обязательствам на вторичном долговом рынке. Воздействие на котировки по государственным и муниципальным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего) долга.
Четвертый этап связан с
проведением мероприятий, необходимость
которых определяется наличием проблемных
долгов или кризисных долговых ситуаций,
характерных для периода
Пятый этап предполагает исполнение первоначальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных и муниципальных внутренних и внешних долгов.
Важное место в экономической и финансовой политике государства занимает обслуживание государственного долга, т.е. полный и своевременный возврат долга, процентов по нему, а также штрафов и других платежей в случае несвоевременной уплаты.
Часто намерения заемщика
не совпадают с реальными
Рефинансирование — это погашение старой задолженности за счет выпуска нового займа.
Конверсия - изменение доходности займов. Производится в целях снижения расходов заемщика по обслуживанию госдолга или повышения дохода кредитора.
Консолидация — изменение срока действия уже размещенных займов в сторону увеличения или сокращения. Пролонгация займов производится с целью облегчения выплаты долга. Нередко консолидация (как правило, пролонгация) совмещается с конверсией.
Унификация займов - это
объединение нескольких займов в
один, когда облигации ранее
Отсрочка погашения займа заключается в том, что, как и при консолидации, отодвигаются сроки погашения займа и, кроме того, прекращается выплата долгов.
Все указанные способы
регулирования государственного долга
объединяются одним понятием - реструктуризация.
Кроме разных видов реструктуризации
государство-заемщик может
Таким образом, управление государственным
и муниципальным долгом представляет
совокупность мероприятий органов
государственной власти и органов
местного самоуправления по использованию
долговых отношений для формирования
благоприятных
Проблема государственного долга и особенно внешней задолженности, несколько ослабившая свою остроту за последние несколько лет в связи с сохранением высоких мировых цен на нефть и другие энергоносители, не потеряла своей актуальности и значимости для экономики.
Государственный кредит играет
важную роль в экономике любой
страны и служит мощным средством
мобилизации в руках
Государственный кредит является рычагом укрепления финансового положения государства, способствуя достижению равновесия между расходами и доходами государственного бюджета и выступая важным источником ускорения социально-экономического развития.
История государственного кредита
показывает, что причиной оформления
заемных операций выступает наличие
бюджетного дефицита. Испытывая потребность
в дополнительных финансовых ресурсах,
правительство не отказывается от возможности
мобилизации дополнительного
Но оценивая финансовое значение государственного кредита, не следует забывать и о его отрицательной роли. Необходимость погашения государственного долга требует изыскания дополнительных ресурсных поступлений в бюджет, а они могут быть получены (если не считать новых займов) в основном с помощью налогов. К тому же погашения долговых обязательств и уплата процентов по ним отвлекают часть бюджетных доходов от возможности наращивания производственного и интеллектуального потенциала общества. Это приводит нас к проблеме повышения эффективности управления государственным кредитом и контроля за государственным и муниципальным долгом.
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также по обеспечению гармонизации интересов заемщика (государства) и кредиторов (инвесторов).
Эффективность процесса управления
государственным и
Большинство современных
российских специалистов в области
финансов и кредита весьма скептически
относятся к способности