Государственный и муниципальный кредит

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:35, лекция

Краткое описание

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Оглавление

1.Сущность и функции государственного кредита.
2.Управление государственным долгом.

Файлы: 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ1.doc

— 54.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 

                                                    ЛЕКЦИЯ  № 11 

                Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ  КРЕДИТ 

        1. Сущность  и функции государственного кредита.
        2. Управление государственным долгом.
 
  1. Сущность  и функции государственного кредита.
 

     Государственный  кредит – это  совокупность экономических  отношений между  государством в  лице его органов  власти и управления, с одной стороны,  и физическими  и юридическими  лицами -  с другой, при которых государство  выступает в качестве  заемщика, кредитора и гаранта.

     В основном в этих отношениях государство является заемщиков, реже кредитором, а в тех случаях, когда, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.

     Высшим  органом управления гос. кредитом  в РФ является Федеральное  собрание, которое устанавливает  максимальный размер привлечения  средств для финансирования бюджетного  дефицита, так и кредитования  за счет бюджета. Контроль за состоянием гос.долга  и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ. Предельный объем выпуска ценных бумаг устанавливается Правительством РФ. Оперативное управление  гос.кредитом обычно осуществляют Министерство финансов или Казначейство совместно с ЦБ.

     Государственные  займы можно классифицировать  по ряду признаков:

  • по субъектам заемных отношений: размещаемые центральными и местными органами управления;
  • в зависимости от места размещения: внутренние и внешние;
  • в зависимости от обращения на рынке:  рыночные (свободно продаются и покупаются) и нерыночные (не подлежат общению на рынке ценных бумаг, обычно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов);
  • в зависимости от срока привлечения средств: краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 и выше);
  • по характеру выплачиваемого дохода: выигрышные (доход выплачивается на            основе лотереи, процентные (доход по которым выплачивается 1,2 или 4 раза в год на основе купонов), с нулевым купоном (продажа со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу);
  • и др.

      Как финансовая категория государственный  кредит выполняет две функции  – фискальную и регулирующую. Через фискальную осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства (дополнительно поступают средства для финансирования государственных расходов. В современных условиях гос.займы стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется быстрым ростом расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

       Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств.  Взятые взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые в основном на покрытие бюджетного дефицита.

      Вступая в кредитные отношения,  государство воздействует на  состояние денежного обращения,  уровень ставок на рынке денег  и капиталов, на производство  и занятость. Сознательно используя гос.кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику. Размещая займы среди физ. и юрид. лиц, государство регулирует денежное обращение. Привлекая средства от займов государство снижает платежеспособный спрос физ. и юрид лиц. Если за счет кредита будут финансироваться инвестиции в производство, то произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. Если же эти средства пойдут на оплату труда (напр. преподавателей, врачей), то количество денежной массы в обращении останется без изменения. Напротив, если государственный долг финансируется за счет накоплений юрид.лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

        Выступая заемщиком, государство  увеличивает спрос на заемные  средства и тем самым способствует  росту цены кредита. Чем выше  спрос государства, тем выше  цена кредита для предпринимателей. Дороговизна заемных средств  способствует сокращению инвестиций в производство, но в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения гос. ценных бумаг.

В развитых странах  государство оказывает поддержку  малого бизнеса путем гарантирования кредитов, предоставляемых банками  согласно соответствующим программам. Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обепечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

       Последние годы на обслуживание  гос. долга в федеральном бюджете предусматривалось до 30 % от общего объема расходов. Такие размеры госдолга требуют соответствующего управления им.

Размеры гос.долга  утверждаются законодательной властью. Обслуживание гос. внутреннего долга возложено на ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.

Ведущими методами финансирования гос.долга являются денежно-кредитная эмиссия и выпуск государственных займов. Наиболее целесообразным является выпуск гос.ценных бумаг, но и здесь стоит проблема оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности. 

2. Управление  государственным долгом.                        

Функционирование  гос.кредита ведет к образованию гос. долга. В зависимости от срока погашения гос.долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой сумму непогашенных долговых  обязательств включая начисленные проценты, текущий гос.долг составляют расходы по выплате долговых обязательств срок платежа которых наступил.

За последнее  десятилетие ХХ века госдолг нашей  страны увеличился в десятки раз (около 150 млр. долл.). Такое положение  отражало общее кризисное состояние  финансов и сложившаяся ситуация требовала принятия решительных мер по ограничению темпов роста  госдолга. В настоящее время госдолг существенно сократился и достигает около 40 млр.долларов. Увеличение заимствований увеличило расходы на обслуживание и погашение госдолга и уменьшает государственные расходы по другим направлениям. Последние годы на обслуживание госдолга в федеральном бюджете предусматривалось до 30 % от общего объема расходов. Такие размеры госдолга требуют соответствующего управления им. Обслуживание внутреннего госдолга возложено на ЦБ РФ. В сумму внутреннего госдолга не включаются долговые обязательства национально-государственных и административно-территориальных образований РФ, если они не гарантированы Правительством РФ.

Ведущими методами финансирования госдолга являются денежно кредитная эмиссия и выпуск государственных займов., но здесь необходимо оптимальное сочетание видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровню доходности. В России , начиная с 1993 года создало широкий рынок краткосрочных государственных ценных бумаг., которые выпускались под высокие проценты, что привело росту государственного долга. Сверхдоходность государственных облигаций позволила выкачивать свободные финансовые ресурсы из экономики и вздувать ставки банковских кредитов.

Внешний долг России включает: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним, кредиты иностранных кредитно-финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств, иностранных банков, еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (нерезиденты).

Для оценки внешней  задолженности применяются следующие  способы:

  • сравнивают  размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредитов. Граница опасности – превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасностью – в 3 раза;
  • сравнивают отношение процентных платежей к экспорту, Граница опасности считается 15-20 %, а повышенной опасности – 25-305.

Основным показателем  является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. В настоящее время в России этот показатель очень высок  около 80 %, т.е. приблизился к таким странам как Панама (97,8%), Эквадор (91,2 %).

Исходя из создавшегося положения полное обслуживание внешнего долга России не под силу. Поэтому создавшееся положение требует практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия остается крупнейшим в мире кредитором., которой различные страны должны около 140 млрд.долл.

Под управлением госдолгом  понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

В условиях роста  государственной задолженности  государство может прибегнуть к рефинансированию госдолга. Под рефинансированием понимается погашение старой задолженности путем выпуска новых займов, т.е. по истечение срока действия займа облигации обменивались на облигации нового займа.

Для достижения эффективности государственного кредита могут применяться следующие методы управления госдогом:

Конверсия, консолидация, обмен  облигаций по регрессивному  соотношению, отсрочка погашения и аннулирование  займов.

Под конверсией понимается изменение доходности займов В целях снижения расходов  по управлению госдолгом, государство может снижать размер %-тов по займам.

Увеличение срока  действия выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.

Возможно совмещение консолидации с конверсией.

Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.

В исключительных случаях правительство может  провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной. Такой обмен избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям (1947 г).

Отсрочка  погашения займа проводится в условиях, когда дальнейший выпуск новых займов не имеет финансовой эффективности для государства. Это происходит когда правительство уже выпустило много займов и которые не очень выгодны для государства. При отсрочке отодвигаются сроки погашения и прекращается выплата процентов. (1957 г.) 

Конверсия, консолидация, унификация гос.займов и обмен облигаций по регрессивному соотношению осуществляются только в отношении внутренних займов.. Отсрочка погашения возможна и по отношению к внешней задолженности и проводится по согласованию с кредитором.

Под аннулированием гос.долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним). Аннулирование может быть по 2-м причинам :

  • финансовая несостоятельность государства;
  • приход к власти новых политических сил (1918г)
 

Реализация ценных бумаг государства возлагается  на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации  гос.займов. Внешние облигационные  займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются банковскими консорциумами, которые за это взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственный и муниципальный кредит