Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 10:35, лекция
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
1.Сущность и функции государственного кредита.
2.Управление государственным долгом.
Тема: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
КРЕДИТ
Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами - с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
В основном в этих отношениях государство является заемщиков, реже кредитором, а в тех случаях, когда, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов и выполнение других обязательств, взятых юридическими и физическими лицами, оно является гарантом.
Высшим
органом управления гос.
Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:
Как финансовая категория
Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Взятые взаймы средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые в основном на покрытие бюджетного дефицита.
Вступая в кредитные отношения,
Выступая заемщиком,
В развитых странах
государство оказывает
Последние годы на
Размеры гос.долга утверждаются законодательной властью. Обслуживание гос. внутреннего долга возложено на ЦБ РФ. Он обеспечивается активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ.
Ведущими методами
финансирования гос.долга являются
денежно-кредитная эмиссия и
2. Управление
государственным долгом.
Функционирование гос.кредита ведет к образованию гос. долга. В зависимости от срока погашения гос.долг делится на капитальный и текущий. Капитальный государственный долг представляет собой сумму непогашенных долговых обязательств включая начисленные проценты, текущий гос.долг составляют расходы по выплате долговых обязательств срок платежа которых наступил.
За последнее
десятилетие ХХ века госдолг нашей
страны увеличился в десятки раз
(около 150 млр. долл.). Такое положение
отражало общее кризисное состояние
финансов и сложившаяся ситуация
требовала принятия решительных мер по
ограничению темпов роста госдолга.
В настоящее время госдолг существенно
сократился и достигает около 40 млр.долларов.
Увеличение заимствований увеличило расходы
на обслуживание и погашение госдолга
и уменьшает государственные расходы
по другим направлениям. Последние годы
на обслуживание госдолга в федеральном
бюджете предусматривалось до 30 % от общего
объема расходов. Такие размеры госдолга
требуют соответствующего управления
им. Обслуживание внутреннего госдолга
возложено на ЦБ РФ. В сумму внутреннего
госдолга не включаются долговые обязательства
национально-государственных и административно-
Ведущими методами финансирования госдолга являются денежно кредитная эмиссия и выпуск государственных займов., но здесь необходимо оптимальное сочетание видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровню доходности. В России , начиная с 1993 года создало широкий рынок краткосрочных государственных ценных бумаг., которые выпускались под высокие проценты, что привело росту государственного долга. Сверхдоходность государственных облигаций позволила выкачивать свободные финансовые ресурсы из экономики и вздувать ставки банковских кредитов.
Внешний долг России включает: кредиты бывшего СССР и процентные облигации по ним, кредиты иностранных кредитно-финансовых организаций, кредиты правительств иностранных государств, иностранных банков, еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (нерезиденты).
Для оценки внешней
задолженности применяются
Основным показателем является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. В настоящее время в России этот показатель очень высок около 80 %, т.е. приблизился к таким странам как Панама (97,8%), Эквадор (91,2 %).
Исходя из создавшегося положения полное обслуживание внешнего долга России не под силу. Поэтому создавшееся положение требует практической работы по возврату межгосударственных долгов, т.к. Россия остается крупнейшим в мире кредитором., которой различные страны должны около 140 млрд.долл.
Под управлением госдолгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.
В условиях роста государственной задолженности государство может прибегнуть к рефинансированию госдолга. Под рефинансированием понимается погашение старой задолженности путем выпуска новых займов, т.е. по истечение срока действия займа облигации обменивались на облигации нового займа.
Для достижения эффективности государственного кредита могут применяться следующие методы управления госдогом:
Конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирование займов.
Под конверсией понимается изменение доходности займов В целях снижения расходов по управлению госдолгом, государство может снижать размер %-тов по займам.
Увеличение срока действия выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга.
Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной. Такой обмен избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям (1947 г).
Отсрочка
погашения займа проводится в условиях,
когда дальнейший выпуск новых займов
не имеет финансовой эффективности для
государства. Это происходит когда правительство
уже выпустило много займов и которые
не очень выгодны для государства. При
отсрочке отодвигаются сроки погашения
и прекращается выплата процентов. (1957
г.)
Конверсия, консолидация, унификация гос.займов и обмен облигаций по регрессивному соотношению осуществляются только в отношении внутренних займов.. Отсрочка погашения возможна и по отношению к внешней задолженности и проводится по согласованию с кредитором.
Под аннулированием гос.долга понимается мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним). Аннулирование может быть по 2-м причинам :
Реализация ценных
бумаг государства возлагается
на банковскую систему. Банки свободно
продают и покупают облигации
гос.займов. Внешние облигационные
займы на иностранных денежных рынках
от имени государства-заемщика размещаются
банковскими консорциумами, которые за
это взимают комиссионное вознаграждение.
Межправительственные займы обычно являются
безоблигационными.