Государственное управление сферой труда занятости

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи исследования:
анализ данных первоисточников и социально-экономических показателей статистики в сфере труда и занятости, их графическое оформление;
ознакомление и анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих функционирование объекта исследования;
характеристика основных субъектов, осуществляющих управление сферой труда и занятости;
ознакомление с основными методами и инструментами государственного управления в сфере труда и занятости;
выявление проблем в процессе государственного управления социально-трудовой сферы и возможные пути их решения.

Оглавление

Введение
Глава 1. Общая характеристика Государственного комитета по труду и занятости населения Псковской области
Глава 2. Анализ нормативно-правовой базы, регламентирующей функционирование Государственного комитета по труду и занятости Псковской области
Глава 3. Общая характеристика основных государственных органов, осуществляющих управление сферой труда и занятости
Глава 4. Методы, инструменты и направления государственного управления в сфере труда и занятости
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство.docx

— 250.00 Кб (Скачать)

      Территориальные органы Роструда (Например, Государственная инспекция труда в Псковской области, руководитель Иванов Г. А)

      Инспекторы  труда имеют право беспрепятственного посещения любого предприятия, наложения  штрафов на руководителей предприятий  в случае нарушения трудового  законодательства. Штрафы поступают  на бюджетный счет Минтруда России и направляются на улучшение условий  труда.

      В страну приезжает много иностранных  рабочих. В России устанавливается  иммиграционная квота приема иностранцев  и лиц без гражданства, ищущих убежища. Создаются органы службы занятости  по профессиональной подготовке, трудоустройству  иностранных граждан.

      Для использования труда иностранцев  работодатель должен получить разрешение, а иностранец должен предъявить подтверждение  на право трудовой деятельности.

      Основные  показатели деятельности Роструда, представим в виде таблицы. 

      Таблица 9

    "Основные показатели деятельности органов службы занятости по Российской Федерации за период январь-июнь 2009 года"

пп 

Показатели Январь-июнь 2009 г.

в% 2008 г.

200 9 г.  200 8 г. 
1. Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. человек) 3928 2939 133,7
2. Численность граждан, признанных безработными

(тыс. человек)

2426 1262 192,2
3. Численность граждан, нашедших работу при содействии органов  службы занятости (тыс. человек) 2140 2012 106,4
4. Численность граждан, проходивших обучение по направлению  органов службы занятости

(тыс. человек)

152 120 126,7
5. Численность безработных  граждан, состоящих на учете в  органах службы занятости на начало отчетного периода

(тыс. человек)

1522 1553 98,0
6. Численность безработных  граждан, состоящих на учете в  органах службы занятости на конец  отчетного периода (тыс. человек) 2142 1332 160,8
7. Потребность в  работниках, заявленная в органы службы занятости на конец отчетного  периода

(тыс. человек)

1178 1527 77,1
8. Численность безработных  граждан, принимавших участие в  оплачиваемых общественных работах (тыс. чел) 683 409 167
8. Уровень регистрируемой безработицы на конец отчетного  периода (%) 2,8 1,8 -
9. Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию) 2,1 1,0 -
10. Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую  службу (человек) 868 - -
 

      Органы  государственной власти субъектов  РФ осуществляют целенаправленные меры по организации общественных работ, созданию специализированных предприятий  для их проведения, предоставление льгот по налогам предприятиям, активно  содействующим организации общественных работ.

      Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально  полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

      Общественные  работы - это форма временного трудоустройства ищущих работу граждан, проводимая только сих добровольного согласия и в соответствии с нормами трудового законодательства.

      Одним из приоритетов деятельности Администрации  города Пскова согласно принятой недавно  по инициативе губернатора областной  Антикризисной Программы является содействие занятости населения  и социальная поддержка безработных граждан. В рамках общей программы отдельно выделена специальная программа "Содействие занятости населения Псковской области на 2008 - 2010 годы". Данная программа включает организацию общественных работ, временного трудоустройства несовершеннолетних, профессиональное обучение безработных граждан, услуги по профориентации, социальные выплаты. На ее финансирование в 2009 году будет выделено 218 млн. рублей. В области будет реализована и вторая областная целевая программа "О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда Псковской области". Общее число ее участников составит свыше 3,5 тысяч человек.

      Центр занятости населения обязуется:

      направлять  работодателю граждан, зарегистрированных в центре в качестве лиц, ищущих работу, и безработных граждан, для выполнения общественных работ;

      информировать граждан, направленных на общественные работы, об условиях работы;

      вести учет граждан, направленных "Центром" для участия в общественных работах;

      ежемесячно  обеспечивать поддержку доходов  безработных граждан, направленных центром на общественные работы, но не ниже минимального размера пособия  по безработице, установленного законодательством  Российской Федерации, из федерального, регионального и местного бюджетов;

      финансировать транспортные расходы по доставке безработных  граждан к месту проведения общественных работ и обратно;

      финансировать расходы на размещение материалов в  средствах массовой информации о  планируемых мерах по организации  общественных работ, разработку и издание  специальных информационных изданий;

      осуществлять  контроль за целевым использованием финансовых средств.

      Для оказания содействия в решении вопросов трудоустройства и временной  занятости молодежи в городе Пскове с июля 1994 года действует Молодежная биржа труда. Она является муниципальным учреждением, деятельность которого способствует реализации на территории Пскова прав молодых граждан на труд в различных видах деятельности с учетом личных интересов и общественных потребностей.

      С начала своего основания Молодёжная биржа труда занималась организацией временной занятости подростков в летний период. Данная программа  до 2004 года финансировалась из средств  городского бюджета. В дальнейшем, в  виду отсутствия бюджетного и федерального финансирования, трудоустройство подростков и молодежи осуществлялось за счет привлеченных средств. Организация  летней занятости очередной раз  показала, что молодые псковичи востребованы работодателями города и могут качественно  работать при высоком уровне стимулирования труда.

      Таким образом, сферой труда и занятости  управляют государственные органы федерального и регионального уровней, а по соглашению с Центрами занятости  и муниципального.

Глава 4. Методы, инструменты и направления государственного управления в сфере труда и занятости

 

      Методы  государственного управления - способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.

      В сфере труда и занятости используются следующие методы: убеждение, принуждение, правовые акты управления.

      Правовые  акты управления - это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.

      Правовой  акт управления - это официальное подзаконное решение принятое органами исполнительной власти в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.

      Инструментами государственного управления здесь выступают:

      Указа президента, распоряжения президента.

      Постановления распоряжения правительства.

      Приказы, распоряжения, указания, инструкции министров.

      Постановления государственных комитетов · Приказы, распоряжения руководителей государственных комитетов, федеральных служб, агентств, надзоров.

      Естественно, что система методов и конкретных мер государственного регулирования  занятости, как и сами целевые  установки политики занятости не остаются неизменными. Они во многом зависят от господствующих в обществе экономических воззрений, а также  уровня социально-экономического развития страны.

      Российское  законодательство о труде закрепляет и конкретизирует систему трудовых прав и свобод, устанавливает государственные  гарантии их соблюдения и защиты, регулирует отношения работников и работодателей, возникающие в связи с заключением  и реализацией трудовых договоров, коллективных договоров и соглашений. В частности, предусмотрены:

      участие Правительства РФ вместе с общероссийскими  объединениями профсоюзов и общероссийскими  объединениями работодателей в  качестве сторон генерального соглашения, устанавливающего общие принципы регулирования  социально-трудовых отношений;

      участие работников в управлении организацией и в ее прибыли;

      основные  государственные гарантии по оплате труда работников;

      нормирование  труда и обеспечение нормальных условий работы, соответствующих  требованиям охраны труда и безопасности производства.

      Программа социальных реформ призвана дать ориентиры, которые позволяют строить социальную политику, исходя из реально имеющихся  у государства ресурсов и возможностей.

      Последовательное  осуществление политики предполагает переход к "субсидиарно-страховой" модели социальной политики [7, с.276].

      Необходимы  усилия государственного регулирования  трудовых отношений, особенно за пределами  бюджетной сферы.

      К направлениям государственного регулирования  социально-трудовой сферы можно  отнести:

      формирование  правовой базы трудовых отношений;

      налаживание социального партнерства;

      снижение  налогового бремени на фонд заработной платы;

      выработку рекомендательных принципов организации  заработной платы на предприятии.

      Сущность  активной политики состоит в создании условий для высокого и стабильного  уровня занятости путем стимулирования спроса и предложения труда. Она  нацелена на повышение конкурентоспособности  человека в борьбе за рабочее место  путем обучения и переподготовки, содействия развитию нетрадиционных форм занятости и исходит из того, что  нормальный здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения себя и своей  семьи и ответственность за его  личное и семейное благосостояние лежит  в первую очередь на нем самом, а государство выступает в  этом случае как посредник, который  предоставляет ему возможность  занятости в той или иной сфере  деятельности.

      Службы  занятости в этом случае призваны активно содействовать трудоустройству  незанятых. В частности, выплата  пособий безработным обуславливается  осуществлением ими активных действий по повышению пригодности для  рынка труда.

      Социальная  поддержка безработных - это по существу постоянное направление политики занятости.

      Российская  экономика находится на таком  этапе, при котором необходимо улучшение  использования квалифицированных  кадров, сохранении и обновлении их состава, росте эффективности труда. Несомненно, что проблема безработицы, особенно в региональном разрезе, сохраняет  свою актуальность, но не она должна определять особенности политики занятости  в годы выхода из кризиса и начала экономического роста.

      По  мнению многих исследователей, в настоящее  время в нашей стране не проводится эффективной политики занятости  как на уровне государства в целом, так на уровне его территориальных  образований.

      Недостаточное реформирование трудовой сферы способствует медленному обновлению и сохранению большого количества малоэффективных  и низкооплачиваемых рабочих  мест, чрезмерно высокому предложению  рабочей силы, ориентации значительного  числа трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при  низкой и несвоевременной выдаче заработной платы.

Информация о работе Государственное управление сферой труда занятости