Государственное регулирование развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
• проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
• выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России;
• проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
• охарактеризовать государственную и региональную политику по оказанию комплексной и адресной поддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;
• выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность, роль и регулирование малого предпринимательства в экономике
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике
1.3. Система государственной поддержки и регулирование малого бизнеса
Глава 2. Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса в России
2.1. Проблемы организации малого бизнеса в России и за рубежом
2.2. Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

 

Глава 2. Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса в России

2.1. Проблемы организации малого бизнеса в России и за рубежом

К настоящему времени, по официальным  данным, на долю частных субъектов  малого предпринимательства в общем  количестве частных, государственных и муниципальных, общественных МП (малых предприятий) приходится 84 %. Малые предприятия, располагая 3,4 % стоимости основных средств экономики России и 14 % числа занятых, производят 12 % ВВП (валовый внутренний продукт) и дают 25 % всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких, но еще далеко не полностью раскрытых внутренних возможностях развития малого предпринимательства19.

Что же конкретно мешает малому предпринимательству  нормально развиваться?

Проблемы малого бизнеса можно  разделить на следующие группы:

1) Организационные, связанные с юридическим оформлением и регистрацией, открытием счета в банке.

2) Материально-техническое обеспечение: нехватка производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала; низкая правовая защищенность деятельности.

3) Финансовые (инвестиционные) проблемы и проблемы капитализации сбережений индивидуальной ликвидности: затруднения в легализации капитала для регистрации предприятия, проблема формирования стартового капитала, установление связей с поставщиками.

4) Кредитная необеспеченность.

Сами представители малых предприятий  распределяют по важности свои проблемы следующим образом.

  • Недостатки налоговой системы;
  • Отсутствие оборотных средств;
  • Низкий платежеспособный спрос населения;
  • Высокая арендная плата;
  • Экономическая политика государства;
  • Недоступность кредитов;
  • Дороговизна сырьевых ресурсов;
  • Слабое развитие внутреннего рынка;
  • Высокие тарифы на перевозки;
  • Отсутствие производственных площадей;

О. А. Шестопёров считает, что для  нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить свое дело20.

Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся  разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса. Нужно снизить регулирование экономики, но не в том смысле, что нужно меньше уделять ему внимания, а ликвидировать «постоянную готовность чиновников отрегулировать любой бизнес в режиме ручной настройки».

Проблемы возникают из-за того, что права чиновника четко  не оговорены и не ограничены по отношению к предпринимателям. А вопрос прав предпринимателей и обязанностей чиновника законодательно не урегулирован. Возьмем классический пример, когда неверные действия чиновника довели предпринимателя до банкротства. Никакой суд не сможет в таком случае заставить чиновничью структуру и тем более самого чиновника восстановить убытки предпринимателя. Такая система должна быть ликвидирована. Чиновник должен знать, что он несет всю полноту ответственности за нарушение законных интересов предпринимателя.

Упрощению жизни предпринимателей также будет способствовать упрощение процесса регистрации: регистрация должна осуществляться в одном регистрационном ведомстве и срок ее должен быть ограничен (например, десятью днями). Целый ряд функций по регистрации, лицензированию, контролю (сейчас монополизированных государством) должен перейти в совместное ведение, а некоторые из них – в исключительное ведение общественных организаций предприятий. То есть требует решения проблема перераспределения функций в системе жизнеобеспечения малого бизнеса.

Кроме того, как один из вариантов  санации крупных предприятий, приватизируемых или радикально реорганизуемых по причине их банкротства, должна быть предусмотрена возможность их преобразования в систему (объединение) малых предприятий.

Как показывает опыт, большинство  неудач малых фирм связано с менеджментской неопытностью и профессиональной некомпетентностью собственников малых предприятий, поэтому подготовка кадров имеет большое значение для предприятий.

В связи с поддержкой свободной конкуренции не стоит забывать о необходимости усовершенствования государственной антимонопольной политики и регулирования сферы деятельности естественных монополий.

В качестве основного фактора, препятствующего  нормальной работе малых торговых организаций, подавляющее число предпринимателей отмечают высокие налоги.

Необходимо разработать систему налогообложения так, чтобы она стимулировала предприятия производить продукцию. Исходя из интересов развития малого предпринимательства, в процессе пересмотра и обновления указанных законодательных норм следует сосредоточить внимание не на отдельных видах налогов, пошлин, лицензионных и аналогичных запретов и ограничений, а на ряде общих положений, ликвидирующих сегодняшний законодательный произвол. Освобождение же от налогов, налоговые льготы отдельным МП создают им незаслуженные конкурентные преимущества, противоречащие конституционным положениям о развитии конкуренции и свободе экономической деятельности. Кроме того, этот механизм не освобождает частных товаропроизводителей от вмешательства государства, а ставит их в еще большую зависимость21.

Созданию равных экономических  условий мешает также деятельность субъектов РФ, особенно органов местного самоуправления, которые пытаются устанавливать произвольные налоги.

Произвол со стороны фискальных органов создал для налогоплательщиков неравные условия: с крупными предприятиями устанавливаются особые отношения, заключаются соглашения о графике и объеме уплачиваемых налогов, а с малыми и средними не церемонятся, доводя процветающие фирмы в один прием до полного разорения.

В США малое предпринимательство  институционально организован и  интегрирован в государственные  структуры через специальные  комитеты Конгресса, Администрацию по делам малого предпринимательства, систему региональных ассоциаций, инкубаторов малого предпринимательства. В Японии регулирующая роль государства отражена в законах об основах политики по отношению к малым и средним предприятиям, содействии их модернизации, руководстве их деятельностью; в Законе о Центральном кооперативном банке для торговли и промышленности и ряде других. В Великобритании законодательно принят ряд программ, в частности, программа расширения бизнеса, предусматривающая меры по налоговой поддержке малого предпринимательства, и Программа гарантированного проекта, облегчающая малым фирмам доступ к банковским кредитам22.

2.2. Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в России

Возрождение российского опыта  по развитию взаимного страхования  сегодня может стать первым шагом, направленным на расширение спектра страховых услуг для малых предприятий, который позволит минимизировать возможные финансовые потери, что повлечет за собой рост их деловой активности; расширить доступ к страхованию имущества и иных имущественных интересов (ответственности за причинение вреда, ответственности по договорам, предпринимательского риска); облегчить получение кредитных ресурсов на осуществление инвестиционных проектов за счет страхования рисков по этим проектам обществами взаимного страхования, участниками которых они являются; уменьшить число банкротств. Привлечение средств частных инвесторов в малый бизнес и сведение их рисков к минимуму возможны только при использовании специализированных фондов и соответствующего законодательства, регулирующего их деятельность.

Для оценки уровня привлекательности  инвестиций целесообразно создать банк данных по предприятиям различных форм собственности. Основой банка данных призвана служить бизнес-карта, которая должна стать источником информации об имеющихся возможностях и условиях инвестирования в создание новых предпринимательских структур в каждом регионе, о неиспользуемых производственных мощностях, объектах незавершенного строительства, о транспортной инфраструктуре, свободных трудовых и сырьевых ресурсах. База данных также может помогать различным фирмам контактировать друг с другом, находить поставщиков и потребителей, получать информацию о рынке. Нельзя забывать и о создании определенных условий для самостоятельного завоевания рыночных ниш МП. Это особенно важно, когда речь идет о МП, действующих в сфере высоких технологий. Государственная поддержка должна быть ориентирована именно на такие предприятия и фирмы, поскольку они располагают значительным инновационным потенциалом и имеют реальные возможности наращивания объемов экспорта, прежде всего нетрадиционного. Идея создания технопарковых и инкубационных структур получила заслуженное признание во всем мире. Их важная роль в ускорении научно-технического прогресса, совершенствовании структуры производства, повышении уровня занятости и благосостояния населения была в последние годы неоднократно подтверждена мировой практикой. Именно поэтому в России ввиду незрелости предпринимательства и падения инновационных стимулов следует уделить особое внимание разработке законодательных актов, регламентирующих деятельность технопарков, а также разработке национальной программы в области инновационной политики с учетом конверсии.

Особое внимание необходимо уделить  проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к теневому капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: чужим малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Малый бизнес обладает своими преимуществами и недостатками. Эти экономические особенности делают его перспективным в одних отраслях, например, наукоемких и тех, где требуется высококвалифицированная рабочая сила (это такие отрасли, как точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревообрабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность) и неперспективным в других (ТЭК, т.к. в этой отрасли просто выгоднее монополии), что необходимо учесть при выработке стратегии его развития.

Малый бизнес оказывает большое  влияние на экономику. Малый бизнес создает такие экономические  условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. По степени его развитости судят о гибкости экономики. В развитых странах доля малого бизнеса велика, в среднем 70%, в нашей стране этот показатель находится на гораздо более низком уровне около 30%.

Малое предпринимательство с помощью  ценовой и неценовой конкуренции способствует стабилизации цен, научно-техническому прогрессу, улучшению качества продукции. Кроме того, оно создают значительное количество рабочих мест, снижая безработицу.

В России после перестройки малый  бизнес начал активно развиваться. По мере его развития менялись стратегии  бизнеса. Если сначала основной проблемой  малого предпринимательства было выживание, то теперь оно решает проблемы более высокого ранга.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативно-правовые акты

 

    1. Конституция РФ, ред. изд. 2009.

2. Федеральный закон РФ от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

Специальная и учебная  литература

1. Бункина М.К., Семенов А.М., Семенов А.М. Макроэкономика. - М., 2003.

2. Вечканов, Г.С., Вечканова Г.Р. Экономическая теория: учебное пособие. - М.: Эксмо, 2007.

3. Джаарбеков С.М. Налогообложение малого бизнеса: правильно выбираем форму осуществления деятельности // Консультант, №4, 2002.

4. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. - М.: Инфра-М 2004.

5. Макаревич Л.М. 200 правил малого бизнеса. - М.: Дело и сервис 2003.

6. Носова С.С. Эконом. теория: Учебник для вузов. - М.: "Дашков и Ко", 2003.

7. Попов В.М., Ляпунов С.И. Практика малого бизнеса. - М., 2001.

8. Чепурина М.Н., Киселёва Е.А. Курс экономической теории. - Киров: "АСА", 2005.

  1. Булакова И.В. Формы и способы налоговой поддержки малого предпринимательства // Законодательство и экономика. – 2006. – № 7. – С. 66-69.
  2. Захарченко А.А. Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов // Финансы. – 2009. – № 3. – С. 22-26.
  3. Зурова В.Б. Кредитные продукты для малого и среднего бизнеса // Банковское кредитование. – 2008. – № 3. – С. 58-63.
  4. Ибадова Л.Т. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. – М.: Российская академия наук, Ин-т государства и права, 2006. – 133 с.
  5. Ивасюк Р.Я. Анализ особенностей развития малого предпринимательства на современном этапе // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 4. – С. 11-15.
  6. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы / И. Е. Ильин // Банковское кредитование. – 2008. – № 2. – С. 42-46.
  7. Курганов А.Д. Основные виды государственной поддержки малого предпринимательства в России // Юрист. – 2009. – № 1. – С. 81-87.
  8. Литвак Е. Влияние кризисных явлений в экономике Российской Федерации на малый бизнес // Финансовая газета. – 2009. – № 6. – С. 31-38.
  9. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. – 2006. – № 5. – С. 49-54.
  10. Маликов Р.О преодолении административных барьеров в развитии российского предпринимательства // Общество и экономика. – 2003. – № 3. – С. 102-118.
  11. Малис Н.И. Налоговый аспект государственной поддержки малого бизнеса // Финансы. – 2008. – № 6. – С. 13-16.
  12. Мандрощенко О.В. Налоговая составляющая проблемы формирования инвестиционных ресурсов в малом бизнесе // Экономический анализ: теория и практика. – 2009. – № 23. – С. 77-81.
  13. Над малым бизнесом не должен висеть дамоклов меч // Главная книга. –2008. – № 18. – С. 19-21.
  14. Ручкина Г.Ф. Проблемы банковского кредитования малого и среднего предпринимательства в новых экономических условиях // Юридический мир. – 2009. – № 7. – С. 50-56.
  15. Системы поддержки и развития малого бизнеса за рубежом / Под ред. А.В. Рунова. – М.: Экономика, 2003.
  16. Талалаева И. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса // Малая бухгалтерия. – 2008. – № 1. – С. 8-10.

Информация о работе Государственное регулирование развития малого бизнеса