Государственное регулирование развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
• проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
• выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России;
• проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
• охарактеризовать государственную и региональную политику по оказанию комплексной и адресной поддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;
• выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность, роль и регулирование малого предпринимательства в экономике
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике
1.3. Система государственной поддержки и регулирование малого бизнеса
Глава 2. Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса в России
2.1. Проблемы организации малого бизнеса в России и за рубежом
2.2. Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

Малый бизнес может дать экономике:

  • необходимую насыщенность и мобильность рынка;
  • тенденцию к устойчивости цен, повышение качества продукции вследствие ценовой и неценовой конкуренции;
  • ускорение процесса внедрения новых технологий:
  • среду конкуренции, которой так не хватает крупным монополистам-гигантам;
  • глубокую специализацию и кооперацию;
  • среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна13.

По мнению В. Д. Грибова, малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость. То есть малый  бизнес создает такие экономические  условия, без которых немыслима высокая эффективность рынка. Наконец, создание этого сектора экономики – позитивная альтернатива подпольному бизнесу, устраняет его монопольное положение на рынке путем совершенствования юридических условий деятельности легально работающих МП (малых предприятий)14.

Очевидно, что любая страна нуждается в развитом малом предпринимательстве, поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса.

Для страны таких масштабов  как Россия, считает О. Орлов, малый  бизнес не может стать основой экономики, в наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Но, тем не менее, в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике становление и развитие малого бизнеса является одной из основных проблем экономической политики15.

Формирование конкурентной среды, чему способствует малое предпринимательство, имеет первостепенное значение для нашей высокомонополизированной экономики.

По состоянию на 1 января 2009 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий (по сравнению с их количеством на 1 января 2008  г. прирост составил лишь 6,9 тыс. малых предприятий, или 0,8%).

   Вместе с тем следует  отметить стабильный рост числа  предприятий в таких отраслях, как здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение (на 39,8% - в 2008 г., на 12,1% - в 2009 г.), операции с недвижимым имуществом (на 19,9% и на 26,8% соответственно), торговля и общественное питание (на 3,8% и на 3,6%). Продолжало сокращаться число малых предприятий, работающих в отрасли "наука и научное обслуживание" (на 6,2% и на 11,4%).[5]

   Отраслевая структура малого  бизнеса постепенно меняется  в сторону увеличения доли  предприятий торговли и общественного  питания и уменьшения доли строительных организаций, предприятий, занимающихся общей коммерческой деятельностью по обеспечению функционирования рынка, наукой и научным обслуживанием.

    В  2008 г. малыми предприятиями было произведено продукции, работ,  услуг по всем видам деятельности на 261,9 млрд. рублей, это по оценке, составило около 7%  выпуска продукции, работ и услуг всех отраслей экономики России, занимающихся производством товаров и оказывающих рыночные услуги. Обьём произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах уменьшился по сравнению с 1997 г. на 13,6%.

   По основному виду деятельности  предприятий было произведено  продукции, работ, услуг на 231,8 млрд. рублей, три четверти этого  объема приходиться на валовой  доход предприятий торговли и  общественного питания (26,1%), выпуск промышленной продукции (24,2%) и объем произведенных строительных работ (26,1%).

   Инвестиции малых предприятий  в основной капитал в2000 г.  составили 22,5 млрд. рублей, или 5,6% всех инвестиций на развитие экономики и социальной сферы России. По сравнению с  1999 г. в сопоставимых ценах они уменьшились на 3,5%.

В 2008 г. произошли изменения в отраслевой структуре инвестиций.

   В большинстве экономических  районов имеет место несоответствие  долей объемов прибыли и платежей. Действие указанных факторов снижает объем поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней.[9]

В 2009 году радикально усилена деятельность по предотвращению и пресечению действий чиновников, направленных на коррупционное  вмешательство в дела малого бизнеса. Будет усилена борьба с этими явлениями со стороны прокуратуры, Федеральной антимонопольной службы, Счетной Палаты.

Будет продолжена работа по устранению законодательно установленных в прошлые годы излишних административных барьеров. С 1 июля 2009 года вступит в силу новый Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которым закреплен принцип уведомительного начала предпринимательской деятельности для 13 видов бизнеса, подавляющее число предприятий в которых - это субъекты малого и среднего предпринимательства. В этих же сферах будет легче всего начать собственное дело тем, кто останется без работы. Проверки малых компаний будут осуществляться не чаще, чем 3 раза в год, а внеплановая проверка - только с санкции прокурора.

В общем количестве малых предприятий  наибольший удельный вес занимают предприятия оптовой и розничной торговли – 32,3 %. Число занятых составляет 35,8 % от общего числа занятых на малых предприятиях. Объем товарооборота предприятиями оптовой и розничной торговли в 1 полугодии 2008 года составил 29,0 млрд. рублей. Выручка от реализации на предприятиях оптовой и розничной торговли в 1 полугодии 2009 г. составила 76,0 % от общей выручки, полученной малыми предприятиями города, и выросла на 15,7 % к соответствующему периоду прошлого года.

Второе место по удельному весу занимают организации, связанные с  операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (379 предприятий или 22,3 % от общего числа предприятий). За 1 полугодие 2009 года численность работающих составила 9962 человека, что ниже аналогичного показателя прошлого года на 2,6 %. Среднемесячная заработная плата работающих составила 11020 руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 35,1 %. [11]

Предприятия строительства (214 предприятий  или 12,6 %) наряду с предприятиями, обрабатывающими  производства (216 предприятий или 12,7 % в отраслевой структуре) занимают наибольший удельный вес. Численность  занятых на предприятиях строительства занимает 12,1 % от общей численности занятых на малых предприятиях города.

Среди «прочих» видов деятельности наибольший удельный вес занимают предприятия транспорта и связи – 8,0 %.

1.3. Система государственной поддержки и регулирование малого бизнеса

За последнее десятилетие в  России сформировались основные общепринятые в странах с развитой рыночной экономикой элементы системы государственной поддержки малого предпринимательства. Учитывая современные условия и проблемы развития малого предпринимательства, а также недостаточную эффективность государственных мер по его поддержке, дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится в настоящее время ключевым фактором успешного развития малого предпринимательства в Российской Федерации/1/.

Систему государственной поддержки малого предпринимательства в настоящее время составляют:

- государственные  нормативно-правовые акты, направленные на поддержку и развитие малого предпринимательства;

-государственный  аппарат, представляющий собой совокупность государственных институциональных структур, ответственных за развитие малого предпринимательства, обеспечивающих реализацию государственной политики в этой сфере и осуществляющих регулирование сферы малого предпринимательства и управление инфраструктурой его поддержки;

-государственная  инфраструктура поддержки малого  предпринимательства, включающая некоммерческие и коммерческие организации, созданные с участием или без участия государства, деятельность которых инициируется, поощряется и поддерживается государством, и предназначенная для реализации системы государственной поддержки, направленной на развитие малого предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них:

1. В этом году президент России Д. Медведев издал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в целях ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности, в первую очередь в сфере малого и среднего предпринимательства.

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные, отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Руководство реализацией  государственной политики в сфере  поддержки малого предпринимательства осуществляется Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в лице Департамента поддержки малого предпринимательства. Финансовое обеспечение реализации мер по развитию малого предпринимательства, предусмотренных Федеральной программой, осуществляет Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП). Некоторые региональные и муниципальные фонды выполняют соответствующие функции на региональном и муниципальном уровне.

2. Государственный аппарат системы поддержки малого предпринимательства включает государственные структуры, ответственные за развитие малого предпринимательства на федеральном уровне, в число которых входят:

В настоящее время в Российской Федерации имеются все виды структур поддержки малого предпринимательства, которыми обладают развитые промышленные страны. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства. В настоящее время система фондов, состоит из Федерального фонда (ФФПМП) и 75 региональных фондов, из которых 24 учреждены с участием ФФПМП. Сам Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства это государственная некоммерческая организация в форме учреждения, осуществляющая финансовое обеспечение федеральной политики в области государственной поддержки малого предпринимательства. Федеральный фонд является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации и осуществляет реализацию мероприятий Федеральной программы, в том числе, через сеть региональных фондов поддержки малого предпринимательства. 63 региональных фонда имеют организационно-правовую форму «фонд», 11-«учреждение», 1 - «бюджетный фонд» как подразделение администрации.

Помимо сети региональных государственных  фондов создана, развивается и действует сеть муниципальных фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды учреждены  правительствами субъектов федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации. Состояние и деятельность государственных и муниципальных фондов определяется, в основном, тремя факторами: законодательством, государственными мерами поддержки малого предпринимательства (программами поддержки малого предпринимательства) и личным отношением к ним первых должностных лиц органов исполнительной власти. Государственные фонды опираются в своей деятельности и развитии на Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства»/2/, который предоставляет им широкую арену деятельности по поддержке малого предпринимательства, а также определённые преференции и льготы (в частности, по налогообложению), которые на практике, как уже говорилось, не удаётся реализовать.

Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран показывает, что правительственный выбор основных направлений этого содействия происходит на основе исследований данного круга проблем. Поэтому важнейшая задача органов власти определить приоритетные направления развития малого бизнеса. В России к таким направлениям относится:

  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
  • производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
  • лекарственных препаратов и медицинской техники;
  • оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
  • строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения16.

Соответственно, одним  из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса является прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Как считает А. Семёнов, важным инструментом государственного содействия малым предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет обеспечить малому бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое17.

Достаточно широкое  развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.  
Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Экономист В. Новиков  считает, что сейчас, при корректировании  многими политическими партиями и движениями своих программ в них можно заметить меняющееся отношение к малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых предприятии позволит создать значительное количество новых малых предприятий.
  • Малое предприятие, играющее все большую роль в региональных социально-экономических процессах, учитывает своеобразие каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских рынков и новых рабочих мест18.

Информация о работе Государственное регулирование развития малого бизнеса