Государственное регулирование развития малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.
Указанная цель достигается через решение следующих задач:
• проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
• выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России;
• проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
• охарактеризовать государственную и региональную политику по оказанию комплексной и адресной поддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;
• выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Сущность, роль и регулирование малого предпринимательства в экономике
1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства
1.2 Роль малого предпринимательства в экономике
1.3. Система государственной поддержки и регулирование малого бизнеса
Глава 2. Совершенствование методов финансирования деятельности малого бизнеса в России
2.1. Проблемы организации малого бизнеса в России и за рубежом
2.2. Совершенствование системы поддержки малого бизнеса в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Малое предпринимательство.doc

— 154.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего, социально-экономическими задачами, которые возлагаются на малое предпринимательство: благополучие современного государства в целом зависит от уровня развития малого бизнеса, его значимости для подавляющего числа экономически активного населения, его вклада в бюджетную систему страны.

Нужно отметить, что малое предпринимательство  выполняет основные функции, присущие предпринимательской деятельности вообще. И при этом, хотя "лицо" любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе малого предпринимательства создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играют весьма важную роль в экономике, их развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание дополнительных рабочих мест, т.е. эти виды предпринимательства решают многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству.

Цель исследования: изучить роль и место малого бизнеса в современном российском обществе и разработать рекомендации по повышению значимости и эффективности деятельности малого бизнеса.

Указанная цель достигается через  решение следующих задач:

  • проанализировать основные научные подходы к понятию и роли малого бизнеса в обществе;
  • выявить истоки формирования, становления и развития малого бизнеса в России;
  • проанализировать нормативно-правовую базу по развитию и поддержке субъектов малого бизнеса в России на федеральном и региональном уровне;
  • охарактеризовать государственную и региональную политику по оказанию комплексной и адресной поддержки по различным направлениям для решения проблем в сфере деятельности субъектов малого бизнеса;
  • выявить основные проблемы и перспективы развития малого бизнеса в России.

 

Глава 1. Сущность, роль и регулирование малого предпринимательства в экономике

1.1 Понятие и сущность малого предпринимательства

Анализ предпринимательства, строго говоря, имеет столь колоритную и  древнюю родословную, как и экономическая  мысль вообще. Первые явно «предпринимательские» постановки в западной экономической теории принято датировать 18 веком и связывать с именами Р. Кантилона, А. Тюрго, Ф. Кене, А. Смита, Ж. Сэя. Уже в этот период в оборот был введен столь широкий набор представлений о предпринимательстве, что вплоть до сегодняшнего дня устойчиво сохраняется полисемантизм самого понятия «предпринимательство» и, соответственно, сосуществование различных, не только дополняющих, но и зачастую исключающих друг друга взглядов1.

По мнению Й. Шумпетера, предпринимательство- это реформирование производства путем использования изобретений или, шире, разнообразных возможностей для выпуска новых или старых (но новым способом) товаров, открытия новых источников сырья, рынков сбыта, реорганизации производства и т. д. По мнению Ф. фон Хайека, предпринимательство- это поиск и исследование новых экономических возможностей, что это характеристика поведения, а не какого-либо рода занятий, что, наконец, всякий индивид, чьё поведение отличается поисковым стилем, есть потенциальный предприниматель. В интерпретации Хайека, предпринимательство- это поиск изменений в предпочтениях потребителей и новых средств их удовлетворения. Марксистскую традицию подхода к предпринимательству можно считать достаточно ценной разработкой ряда важных аспектов проблематики (историческая роль буржуазии, анализ отношений собственности, проблемы фунлционирования и организации производства и т. д.)2

Обобщая рассмотренные наиболее представительные трактовки предпринимательства, можно сказать, что есть вполне обоснованные предпосылки, чтобы сформулировать принципиальное понимание сущностных качеств предпринимательства3.

Предпринимательство – особый, связанный  с риском вид деятельности по организации  нового потенциала, прибыльного дела, а также творческой активности в  экономике, требующие специфических личностных качеств4.

В современной экономической литературе существуют множество определений малого предпринимательства. Общепризнанным считается такое определение: малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определённых установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия. Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как – объем продаж, стоимость активов и др5. Законодательно в России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. М 88-Ф3 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»6. Направлением закона является реализация права граждан на реализацию своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Согласно закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются – коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает – 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает – 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности – 100 человек;
  • в строительстве – 100 человек;
  • на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве – 60 человек;
  • в научно-технической сфере – 60 человек;
  • оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

По мнению А. В. Береснёвой, под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица7.

Как считает М. Г. Лапуста, малые  предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли8.

Экономист К. Лиухто считает, что средняя  за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица9. Организационно-правовая форма МП (малого предприятия) устанавливается в соответствии с Гражданским Кодексом, а также законами об акционерных обществах, Об обществах с ограниченной ответственностью. Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

Анализ современного состояния  экономики однозначно указывает  на то, что, несмотря на то, что Россия по-прежнему находится в фазе экономического роста, действие положительных последствий финансового кризиса 1998 года практически закончилось к середине 2000 года, когда рубль начал укрепляться. Разница в цене между отечественными и импортными товарами уменьшилась в результате роста цен на отечественную продукцию и гибкой ценовой политики крупных импортеров. Также необходимо отметить изменение параметров формирования издержек, как в производственных, так и в непроизводственных отраслях, и, как следствие, структуры распределения прибыли между отраслями экономики. Следствием этого стало уменьшение темпов экономического роста, они стали более зависимы от уровня иностранных и отечественных инвестиций.

В экономике существует необходимость  разделения предприятий на крупные, средние и мелкие. В хозяйственной практике широко применяются традиционные схемы деления экономики на составные элементы, позволяющие всесторонне изучить закономерности и направления развития народного хозяйства, своевременно заметить нарождающиеся проблемы и принять меры по их решению. Необходимо резко повысить роль деления предприятий на крупные, средние и малые и положить его в основу специальной системы организации дифференцированного внимания со стороны государства к финансовому, материально-техническому благополучию различных по размеру предприятий. Функциональное назначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются в зависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже в рамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми. Отсутствие одного из них- это незаполненная ячейка экономики, имеющая своим следствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малые предприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики10.

Важно учитывать, что малые предприятия занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу11.

1.2 Роль малого предпринимательства в экономике

Экономист Муравьёв считает, что малое  предпринимательство обладает определёнными преимуществами:

1. Сравнительно более низкие  издержки управления, обусловленные  отсутствием лишнего бюрократического аппарата и, соответственно, высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышает производительность труда (особенно на микро предприятиях, где численность работников менее 10 человек). Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.

2. По мнению некоторых ученых, большие размеры повышают степень  формализации организации и снижают  способность к организационным  изменениям, поэтому малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении принятых решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.

3. Более низкая потребность в  капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков.

4. Малые предприятия лучше знают  уровень спроса на локальных  рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.

5. Относительно более высокая  оборачиваемость капитала малых  предприятий.

6. Малые предприятия требуют  меньше капиталовложений. У них  меньшие сроки строительства,  небольшие размеры, им быстрее  и дешевле перевооружаться, внедрять  новую технологию и автоматизацию  производства, достигать оптимального сочетания машинного и ручного труда.

7. Работники малого предпринимательства  имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможности реализовать свои идеи, проявить свои способности .

8. Малый бизнес дает средства  к существованию большему количеству  людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Недостатки малого предпринимательства12

По мнению М. Г. Лапусты., МП имеет  определённые недостатки:

1. По сравнению с крупными предприятиями МП (малые предприятия) обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.

2. МП (малые предприятия) зависимы  от крупных компаний.

3. Слабая компетентность руководителей  и менее профессиональные работники.

4. Повышенная чувствительность  к изменениям условий хозяйствования.

5. Малый бизнес связан с большими  трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.

6. МП (малые предприятия) не обладают  рыночной властью и хорошей ресурсной базой.

7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП (малых предприятий) к изменениям не велики.

8. Малый бизнес имеет малую  склонность к инвестиционной  деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.

Роль малого бизнеса

Из приведенной выше характеристики можно сделать вывод  о том, что малые предприятия  обладают значительными конкурентными  преимуществами и способны к более эффективной деятельности, чем крупные предприятия в некоторых сферах деятельности.

Что может дать эффективно функционирующий малый бизнес экономике страны?

Информация о работе Государственное регулирование развития малого бизнеса