Государственная собственность в условиях рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.

Оглавление

1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37

Файлы: 1 файл

politka kyrsovaya.doc

— 242.50 Кб (Скачать)

     4. Вывод 
 

     Государственная собственность - объективно необходимый элемент структуры современного общества. Её место тесно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное предпринимательство. Государственная собственность и государственный сектор служат фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Вот почему в большинстве стран государственный сектор широко представлен.

     В Украине в 90-е гг. произошла существенная трансформация государственной собственности. Сложились и стали реальностью различные формы собственности, которые пришли на смену тотальному огосударствлению. Сегодня государственный сектор существует наряду с частным предпринимательством, что является, безусловно, важным шагом вперед.

     Однако  в Украине и до сих пор не выработана официальная политика по отношению к государственному сектору, его границам, сферам приложения. В этих условиях идет процесс разрушения государственной собственности. И даже там, где еще сохраняется государственная собственность, государство фактически самоустранилось от функций собственника. Речь, прежде всего, идет об управлении долей государственной собственности в акционерных обществах, где государство является держателем контрольного пакета акций, а также регулирования деятельности отраслей, составляющих естественную монополию государства. Не выработаны и, соответственно, не получили на практике широкого распространения методы стимулирования деятельности государственных предприятий. Эффективность использования ресурсов, находящихся в собственности государственных предприятий, также остается низкой.

     Такое положение во многом обусловлено все еще широко распространенным представлением о неэффективности государственной собственности в том её виде, каком она существовала во времена СССР. И хотя за последние десять лет в Украине произошли существенные изменения, как в масштабе, так и в структуре государственной собственности, все еще сильными остаются представления о неэффективности государственной собственности как таковой по сравнению с частной собственностью. Все это негативным образом сказывается на развитии государственного сектора экономики.

     Современная ситуация осложняется еще двумя  важными обстоятельствами: отсутствием  в отечественной экономической  науке сколько-нибудь комплексной  разработанной теории вопроса управления государственной собственностью, а  также явным недостатком опыта реального использования органами государственной власти возможностей воздействия на экономические процессы через осознанное распоряжение той частью национального богатства, которая находится в государственной собственности.

     Сегодня отчетливо ощущается необходимость серьезной корректировки стратегии и тактики реформы в направлении усиления роли государства в экономике, недопустимость продолжения курса на отказ государства от управления своей собственностью. Стало ясно, что такое усиление должно, прежде всего, проявиться в обеспечении функции государства как эффективного собственника и управляющего своей собственностью в той её части, которая полностью или частично закреплена за государством.

     В целях решения этой задачи в настоящее время в Украине разработан ряд вариантов концепции управления государственной собственностью применительно к условиям современной трансформации экономики Украины. В них отражены многие аспекты управления государственной собственностью. Однако наиболее слабым местом данных вариантов концепции является недостаточное научное обеспечение предлагаемых направлений совершенствования управления государственной собственностью. Вместе с тем, не все теоретические и практические вопросы государственной собственности исследованы глубоко и всесторонне. В частности, не создан адекватный требованиям современной украинской экономики теоретико-методологический базис исследования процессов формирования и экономической реализации государственной собственности.

По-прежнему недостаточно четко выделены структурные уровни государственной собственности и ее границы, не в полной мере определены пути повышения её социально-экономической реализации.

     В этих условиях особо важное значение приобретает как теоретическое  обоснование необходимости, границ и форм воздействия государства на экономическое развитие посредством формирования государственного сектора в экономике, так и поиск наиболее эффективных механизмов управления государственной собственностью применительно к специфическим украинским условиям.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список использованной  литературы 

1.  Слюсар  В.  “Приватизация   предприятий   пищевой   промышленности”   //“Экономика Украины” 1994 №6

2.   Бутун  А. “Закономерности функционирования  и развития экономики” //  Киев, 1993,  с. 260

3.  Гальчинский  А.  “Историзм  отношений  собственности:   методологические аспекты анализа” // “Экономика Украины” 1993 №9

4. Кемпбелл Макконел, Стенли Л. Брю “Экономикс”  // Москва 1992 т. 1 с. 51

5. Иванов И.  “Развитие форм собственности  на современном  производстве”  // “МЭ и МО” 1992 №3

6.  Ильченко  М.  “Проблемы  демонополизации   промышленности  Украины”   // ”Экономика Украины” 1994 №5

7. Абалкин Л.  И. Производственные отношения  социализма. М., Мысль, 1986.

8. Алексеев Н.  Н. Собственность и социализм.  СПб., 1993.

9. Ахмедуев А.  Противоречия в законах о собственности,  предприятиях и предпринимательской  деятельности // Вопросы экономики,  № 1, 1993.

10. Всероссийская  научно-практическая конференция  "Экономические реформы и управление  собственностью". М.: Нива России, 1996, 267 с.

11. Гайдар Е.  Экономические реформы и иерархические  структуры. М., Наука, 1990, 306 с.

12. Гутман Г., Лапыгин Ю. Собственность (сущность, формы, социальные последствия). Владимир, 1995, 352 с.

13. Гутман Г.  В. Приватизация в социально-экономической структуре общества. Владимир, 1994, 289 с.

14. Сажина М.  Разгосударствление и приватизация // РЭЖ № 9, 1994, 343 с.

15. Политическая  экономия. Под ред. Сидоровича  А. В., Волкова М. Ф., МГУ, 1993, 361 с.

16. Ливщиц А.  Я. Введение в рыночную экономику. М., Высшая школа, 1994, 292 с.

17. Экономические  и организационные аспекты управления  собственностью в условиях развития  рыночных отношений. 1997, 341 с.

18. Управление  государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. М.: Инфра-М, 1997., 295 с.

19. Сажина М.  Разгосударствление и приватизация // РЭЖ № 9, 1994, 284 с.

20. Пчелинцев  О. "Приватизация" против частной  собственности // Свободная мысль  № 3, 1992.

21. Леонтьев Е.  Государственный сектор в рыночной  экономике // Проблемы теории и практики управления, № 5, 1995. 

22. http://www.bashedu.ru/konkurs/luzina/RUS/Dict/Dict1.htm 
 

6. Экономический словарик 

1. Собственность - принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности. 

2. Государственная собственность - одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, здания, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности. 

3. Рынок – это:

1) место купли-продажи  товаров и услуг, заключения  торговых сделок; 2) экономические  отношения, связанные с обменом  товаров и услуг, в результате  которых формируются спрос, предложение  и цена. Структура рынков чрезвычайно  многообразна. По виду продаваемого товара выделяют рынки сырья, материалов, драгоценностей, средств производства, недвижимости, потребительских товаров и услуг, информационного и интеллектуального (духовного) продукта, инноваций, капитала, валюты, ценных бумаг, труда, рабочих мест и рабочей силы. По масштабам охвата территории различают мировой, зональные, региональные, страновые рынки, а применительно к каждой стране — внутренние и внешние рынки. По уровню конкуренции рынки делятся на высококонкурентные (свободные), монополистической конкуренции, олигополистические, монополистические (закрытые). Различают также легальные (официальные) и нелегальные (теневые, черные) рынки. Рынки ценных бумаг делят на первичные и вторичные… 

4. Рыночная экономика - экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. 

5. Разгосударствление экономики - уменьшение функций, снижение роли государства в управлении экономическими объектами при одновременной приватизации части государственной собственности, передаче ряда полномочий государственных органов предприятиям, развитие частного предпринимательства, замена вертикальных связей горизонтальными. 

6. Приватизация (от лат. privatus — частный) - процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной собственности в руки коллективов и частных лиц с образованием на основе корпоративной, акционерной, частной собственности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики