Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 02:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение роли государственной собственности в системе рыночных отношений. В соответствии с поставленной целью были поставлены и решены следующие задачи:
- изучена экономическая роль государственной собственности в системе рыночных отношений;
- определено участие государства в экономике и его основные показатели;
- проведен анализ отличий государственных отношений собственности от частных;
- проанализирован процесс трансформации государственной собственности;
- проведено соотношение понятий «разгосударствление» и «приватизация»;
- рассмотрены основные формы разгосударствления экономики.
1. Введение……………………………………………………………..3
2. «Собственность» как экономическая категория………………4
2.1. Понятие собственности………………………………………….4
2.2. Виды и формы собственности………………………………….5
2.3. Роль собственности в экономических отношениях…………9
2.4 Роль собственности в экономической системе……………...11
3. Государственная собственность………………………………...14
3.1. Роль в национальной экономике……………………………..14
3.2. Государственное регулирование экономики………………..17
3.3. Управление государственной собственностью в условиях рыночной экономики……………………………………………….20
3.4. Антикризисное управление государственной собственностью……………………………………………………...23
3.5. Разгосударствление и приватизация………………………...25
3.6. Приватизация в Украине……………………………………...28
4. Вывод………………………………………………………………34
5. Список использованной литературы…………………………..36
6. Экономический словарик……………………………………….37
4.
Вывод
Государственная собственность - объективно необходимый элемент структуры современного общества. Её место тесно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное предпринимательство. Государственная собственность и государственный сектор служат фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства. Вот почему в большинстве стран государственный сектор широко представлен.
В Украине в 90-е гг. произошла существенная трансформация государственной собственности. Сложились и стали реальностью различные формы собственности, которые пришли на смену тотальному огосударствлению. Сегодня государственный сектор существует наряду с частным предпринимательством, что является, безусловно, важным шагом вперед.
Однако в Украине и до сих пор не выработана официальная политика по отношению к государственному сектору, его границам, сферам приложения. В этих условиях идет процесс разрушения государственной собственности. И даже там, где еще сохраняется государственная собственность, государство фактически самоустранилось от функций собственника. Речь, прежде всего, идет об управлении долей государственной собственности в акционерных обществах, где государство является держателем контрольного пакета акций, а также регулирования деятельности отраслей, составляющих естественную монополию государства. Не выработаны и, соответственно, не получили на практике широкого распространения методы стимулирования деятельности государственных предприятий. Эффективность использования ресурсов, находящихся в собственности государственных предприятий, также остается низкой.
Такое положение во многом обусловлено все еще широко распространенным представлением о неэффективности государственной собственности в том её виде, каком она существовала во времена СССР. И хотя за последние десять лет в Украине произошли существенные изменения, как в масштабе, так и в структуре государственной собственности, все еще сильными остаются представления о неэффективности государственной собственности как таковой по сравнению с частной собственностью. Все это негативным образом сказывается на развитии государственного сектора экономики.
Современная
ситуация осложняется еще двумя
важными обстоятельствами: отсутствием
в отечественной экономической
науке сколько-нибудь комплексной
разработанной теории вопроса управления
государственной
Сегодня отчетливо ощущается необходимость серьезной корректировки стратегии и тактики реформы в направлении усиления роли государства в экономике, недопустимость продолжения курса на отказ государства от управления своей собственностью. Стало ясно, что такое усиление должно, прежде всего, проявиться в обеспечении функции государства как эффективного собственника и управляющего своей собственностью в той её части, которая полностью или частично закреплена за государством.
В целях решения этой задачи в настоящее время в Украине разработан ряд вариантов концепции управления государственной собственностью применительно к условиям современной трансформации экономики Украины. В них отражены многие аспекты управления государственной собственностью. Однако наиболее слабым местом данных вариантов концепции является недостаточное научное обеспечение предлагаемых направлений совершенствования управления государственной собственностью. Вместе с тем, не все теоретические и практические вопросы государственной собственности исследованы глубоко и всесторонне. В частности, не создан адекватный требованиям современной украинской экономики теоретико-методологический базис исследования процессов формирования и экономической реализации государственной собственности.
По-прежнему недостаточно четко выделены структурные уровни государственной собственности и ее границы, не в полной мере определены пути повышения её социально-экономической реализации.
В
этих условиях особо важное значение
приобретает как теоретическое
обоснование необходимости, границ
и форм воздействия государства на
экономическое развитие посредством формирования
государственного сектора в экономике,
так и поиск наиболее эффективных механизмов
управления государственной собственностью
применительно к специфическим украинским
условиям.
5.
Список использованной
литературы
1. Слюсар В. “Приватизация предприятий пищевой промышленности” //“Экономика Украины” 1994 №6
2. Бутун
А. “Закономерности
3. Гальчинский А. “Историзм отношений собственности: методологические аспекты анализа” // “Экономика Украины” 1993 №9
4. Кемпбелл Макконел, Стенли Л. Брю “Экономикс” // Москва 1992 т. 1 с. 51
5. Иванов И. “Развитие форм собственности на современном производстве” // “МЭ и МО” 1992 №3
6. Ильченко М. “Проблемы демонополизации промышленности Украины” // ”Экономика Украины” 1994 №5
7. Абалкин Л. И. Производственные отношения социализма. М., Мысль, 1986.
8. Алексеев Н. Н. Собственность и социализм. СПб., 1993.
9. Ахмедуев А.
Противоречия в законах о
10. Всероссийская
научно-практическая
11. Гайдар Е.
Экономические реформы и
12. Гутман Г.,
Лапыгин Ю. Собственность (
13. Гутман Г.
В. Приватизация в социально-
14. Сажина М.
Разгосударствление и
15. Политическая экономия. Под ред. Сидоровича А. В., Волкова М. Ф., МГУ, 1993, 361 с.
16. Ливщиц А.
Я. Введение в рыночную
17. Экономические
и организационные аспекты
18. Управление государственной собственностью (учебник). Под редакцией Кошкина В. И., Шупыро В. М. М.: Инфра-М, 1997., 295 с.
19. Сажина М.
Разгосударствление и
20. Пчелинцев О. "Приватизация" против частной собственности // Свободная мысль № 3, 1992.
21. Леонтьев Е.
Государственный сектор в
22. http://www.bashedu.ru/konkurs/
6.
Экономический словарик
1. Собственность - принадлежность вещей,
материальных и духовных ценностей определенным
лицам, юридическое право на такую принадлежность
и экономические отношения между людьми
по поводу принадлежности, раздела, передела
объектов собственности.
2. Государственная
собственность
- одна из форм собственности, субъектами-распорядителями
которой являются органы государственной
власти, а объектом собственности могут
быть земля, природные ресурсы, основные
средства, здания, материальные ресурсы,
финансы, драгоценности, информация, культурные
и духовные ценности.
3. Рынок – это:
1) место купли-продажи
товаров и услуг, заключения
торговых сделок; 2) экономические
отношения, связанные с
4. Рыночная
экономика
- экономика, основанная на принципах свободного
предпринимательства, многообразия форм
собственности на средства производства,
рыночного ценообразования, договорных
отношений между хозяйствующими субъектами,
ограниченного вмешательства государства
в хозяйственную деятельность.
5. Разгосударствление
экономики
- уменьшение функций, снижение роли государства
в управлении экономическими объектами
при одновременной приватизации части
государственной собственности, передаче
ряда полномочий государственных органов
предприятиям, развитие частного предпринимательства,
замена вертикальных связей горизонтальными.
6. Приватизация (от лат. privatus — частный)
- процесс разгосударствления собственности
на средства производства, имущество,
жилье, землю, природные ресурсы. Осуществляется
посредством продажи или безвозмездной
передачи объектов государственной собственности
в руки коллективов и частных лиц с образованием
на основе корпоративной, акционерной,
частной собственности.
Информация о работе Государственная собственность в условиях рыночной экономики